Рождение стиля Op-Ed, Андрей Фельдштейн

В 1970-м году на страницах Нью Йорк Таймс появилась новая рубрика – так называемая Op Ed Page, от opposite editorial.

На этой страничке впервые стали печататься мнения, не совпадающие
с мнением редакции газеты. Как правило это была статья эксперта, м.б. ранее и появлявшегося на страницах издания, но не входящего в состав редколлегии. Новация эта по тем временам была совершенно революционной, сродни появлению интернета и форумов в наше время. Рубрика имела небывалый успех и стала образцом для многих других газет. Предлагаю свободный перевод статьи в Нью Йорк Таймс, любезно присланной мне Игорем Копельницким.
Статья еще один раз подтверждает, что сатирическая графика без слов (то, что Михаил Златковский называет сенс-арт, а ЛКК – проблемной графикой) пришла в США из Европы, и была адаптирована к потребностям американской прессы.Автор статьи – Стивен Хеллер, художественный редактор Op Ed Page с 1974-го по 1977-й годы. Публикация 1990-го года.
А.Ф.Рождение стиляНовая рубрика (Op Ed, А.Ф.) жизненно нуждалась в иной визуальной репрезентации. В Нью Йорк Таймс, где уже давно отказались от традиционной политической карикатуры с подписями, считали, что визитной карточкой новой страницы должен стать особый нетрадиционный графический стиль. Возобладало мнение, что идеальным решением станет некий гибрид, не карикатура с подписью и не буквальная иллюстрация, а искусство использующее метафору, аллегорию, литературные аллюзии и персональную иконографию. Нечто, что не будет рабски следовать тексту, а скорее дополнять его.На заре существования рубрики к сотрудничеству в основном привлекали европейских художников.
Их необычный графический почерк, определенно более резкий образный строй сделали ньюйорк-таймсковскую Ed Op уникальной среди других подобных колонок.

Изобразительный язык Op-Ed, получивший в конце концов наименование “Op-Ed style” был
буквально заимствован у авангардистов 20-х и 30-х: у символистов, сюрреалистов и дадаистов, а также у классиков мировой карикатуры: J. J. Grandville, Gustav Dore, Andre Gill, Thomas Nast, Alfred Kubin and Georg Grosz. Op-Ed style также подвергся значительному влиянию Сола Стейнберга, чье абсурдистское видение стало необходимым элементом в газетной графике нового вида.

Jean-Claude Suares был художественным редактором в первые годы существования Op-Ed. Он буквально из ничего создал свою международную труппу Op-Ed концептуалистов, где каждый был уникален в своем роде, но все имели особую склонность к политической и социальной сатире.

Вследствии быстрого всеобщего признания странички и представленного на ней искусства
уже через 4 года после начала публикации художественный стиль Op-Ed получил массу положительной критики в стране и зарубежом. Художники этого направления провели ряд выставок в престижных галереях, в том числе в Лувре.

Обычно работы изготовлялись двумя способами. Традиционно художник вначале читал текст, а затем интерпретировал его. При этом поощрялось создание своих собственных образов, по возможности избегая таких заезженных символов как Дядя Сэм или Знак Доллара. “Никогда не хватайся за первую пришедшую в голову идею” – говорил бывший художественный редактор Op-Ed.”
Рядышком прячется другая, еще более гениальная”.

Второй способ – практиковавшийся скорее в ранние годы – использование готовых
набросков из блокнота художника, передававших в той или иной степени главную мысль публикации.

Отсутствие жесткой привязки к тексту помогало художникам избегать клише, сковывающего рисунок. Кроме того, подобный метод перекладывл ответственность за интерпретацию рисунка на плечи художественного редактора.

Вследствии повторения определенных сюжетов стало целесообразным создание
обширного фонда готовых рисунков на самые разнообразные темы.

Успех стиля Op-Ed в равной степени базировался и на таланте художника, и на концепции рубрики в целом.
Элемент неожиданности в иллюстрации был также очень важен для восприятия материала.
Графика часто упреждала текст, служа визуальной загадкой, ответ на которую читатель находил уже в статье.

Факт, что огромное количество рисунков обрели свою собственную жизнь, подтвердил предположение, что иллюстрация не обязана ходить в служанках у слова, рисунок может служить контрапунктом идее, выраженной в тексте. Это была такая замечательная, потрясающая по своей простоте мысль, что она породила целое поколение
иллюстраторов нового стиля.

http://query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9C0CE1DD163FF933A0575AC0A966958260

http://www.wittyworld.com/humorousill.html

Примеры Op Ed карикатур:

Mark Weber

Paul Kolsti. TV Trash

Paul Kolsti. Arsenal

Britt Boyd

Britt Boyd

Toles.

ОК, сейчас мы направимся к кабине, сорвем дверь, и наконец заставим пилотов лететь в
конечный пункт, указанный в наших билетах! Причем точно по расписанию! Вперед, ребята!

Dean Rohrer

Andrey Feldshteyn


Leave a Reply

18 − 6 =