О Мочалове

Наши юмористы не умеют смеяться над собой

Создатель «Мульта личности» ненавидит проект, из-за которого нажил себе врагов

В этом году телепроект «Мульт личности» отмечает свой первый маленький юбилей: три года как вышла в эфир первая серия. Одни называют этот проект провальным, жалким подобием популярных в 90-е годы «Кукол». Другие, наоборот, припадая к экранам, с нетерпением ждут выхода новой серии. У «Мульта личностей» сегодня есть даже свой фан-клуб. Однако в интервью «Экспресс газете» создатель и главный художник проекта – карикатурист Владимир МОЧАЛОВ признался, что такая слава его совсем не радует.

Автор «Мульта личностей» всегда рисует сюжеты на злобу дня
Когда-то Владимир Мочалов работал главным художником легендарного «Крокодила» и теперь с уверенностью заявляет: сатира нынче пошла не та.
– Мне стыдно за «Мульт личности», – объясняет свою позицию Владимир Евгеньевич. – Проект, по сути, заимствован у англичан. В оформлении за счет современных технологий все на уровне. А вот сценарии примитивные. У иностранцев-то сюжеты острые, а у нас глупые, не имеющие ничего общего с реальной жизнью. Поэтому и не цепляют за живое. Я говорил об этом организаторам, но ничего не изменилось. Вот сегодня на улице случайно встретил Витю Шендеровича. В 90-е он писал острые сценарии для «Кукол», всем они нравились, потому что были злободневными. «Мульт личности» же сделан по принципу: хавайте, что дают! Сплошь гламур и украшательство, а психология персонажей совершенно не отработана, вкус отсутствует напрочь. Спрашиваю: «Почему у Алексея Кудрина черные волосы? Он же рыжий!» Нет ответа. А с каких это пор рыжий Роман Абрамович стал жгучим брюнетом? Тоже тишина. Друзья хвалят, мол, какой у тебя Аршавин натуральный получился. А я не знаю, куда глаза спрятать. Когда по телевизору идет «Мульт личности», я гашу свет и ложусь спать.

Михаила ГОРБАЧЁВА МОЧАЛОВ изобразил без исподнего, но для широкой публики есть более корректная версия
Надел Горбачеву трусы

В 80-х Мочалов стал первым, кто создал официальный шарж на Горбачева. Михаил Сергеевич сидит на еже голым задом!
– Недавно я сделал политически корректную вещь: для альбома «Галерея мастеров карикатуры» надел на Горбачева трусы, чтобы не вляпаться в неприятную историю, – откровенничает художник.
Политика и сегодня остается для  шаржиста минным полем, поэтому самые острые карикатуры на чиновников он хранит в особой секретной папочке, которую показывает только близким. Кто знает, как отреагируют на Бориса Ельцина со спущенными штанами и распростертой перед ним женщиной-Россией? Или, к примеру, Виктора Ющенко в коленопреклоненной позе, которого «любит» страпоном Юлия Тимошенко?
– С этой папкой я даже к юристу ходил, – говорит Мочалов. – Он сперва хохотал до слез. А потом почесал затылок и сказал, что порнухи здесь вроде бы нет, но посадить все равно могут.

Не угодил Пугачевой

Многие ненавидят Мочалова за его злобный, почти циничный юмор. Некоторые артисты и вовсе избегают попадаться ему на глаза. Художник объясняет это цитатой из Гоголя: «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится».
– На меня обижаются все, – делится Мочалов. – Просто есть люди, которые никогда не выходят на публику такими, какие они есть. Пугачева, например, по два часа сидит в гримерке: ее пудрят, макияж делают, подтяжки. Задача публичного человека – отлакировать себя. Задача карикатуриста противоположна. Сатирический портрет – это всегда обратная сторона.
Однажды по заданию «Крокодила» Мочалову нужно было нарисовать шарж для материала об Алле Пугачевой. Примадонна тщательно накладывала макияж, причесывалась, поменяла несколько платьев.

13-я серия: ПУТИН за рулём «Калины», ГРЫЗЛОВ, ОНИЩЕНКО, КУДРИН, МИРОНОВ в группе сопровождения

Но, увидев толстую лохматую тетку на коротких ножках, пришла в ужас: «Отвратительно! Что это за урод, это не я!» Пришлось Мочалову перерисовывать диву шесть раз! Пугачева запомнила художника на всю жизнь и во время другой встречи уже наотрез отказалась ему позировать. В киноконцертном зале «Россия» на вечере в честь юбилея Ильи Резника выход на сцену артистов сопровождали мочаловские карикатуры высотой в семь метров. Алла Борисовна закатила истерику: «Сейчас же уберите его и это позорище! Иначе я вообще на сцену не выйду!» Организаторам праздника ничего не оставалось, как подчиниться воле примадонны.
– Пугачиха очень капризная и несдержанная на слова, – делится впечатлениями от общения Мочалов. – Артистам хочется видеть себя моложе лет на двадцать, при параде, а у меня они практически вывернуты наизнанку. Мне нужно поиздеваться над портретом, чтобы получилось, как говорится, не в бровь, а в глаз. Интереснее всего делать тех, кого я больше всего ненавижу, а ненавижу я практически всех.

«Доболотная» Ксюша СОБЧАК в образе гламурной дивы

Порадовал Ростроповича

Несколько десятков самых злых карикатур Мочалова, среди которых встречались еще «крокодильские» рисунки, были жемчужиной в коллекции Ростроповича.
– Ростропович меня расцеловал прямо на сцене! Было это на вечере Сергея Стэдлера, нашего скрипача. Я сделал карикатуру на памятник «Рабочий и колхозница». В роли молотобойца нарисовал Сажи Умалатову, мощного, мускулистого, с молотом, а рядом – в розовом, прозрачном, летящем по ветру платье Геннадия Зюганова. Там была одна деталь, которая вызвала слезы у Ростроповича: под юбкой Зюганова из трусов торчали рыжие волосы. Ростропович хохотал взахлеб минут десять.
А вот профессиональным юмористам, лихо отмачивающим шутки со сцены, при виде мочаловских шаржей становится не до смеха.

АРШАВИН и АДВОКАТ – маленький генерал и маленький капитан

Михаила Жванецкого художник изобразил в виде крысы: увидев сие художество, юморист побледнел от злости и, переминаясь с ноги на ногу перед хохочущим залом, не мог вымолвить ни слова. Клара Новикова пришла в бешенство и обещала подать в суд на автора, а увидевший карикатуру на себя Евгений Петросян заявил, что такого художника для него больше не существует.
– Вот еще один пример. В экспозиции моей последней выставки «Звезды настоящего, прошедшего и будущего» был рисунок, изображающий Беллу Ахмадулину и ее супруга Бориса Мессерера. На вернисаже Борис Асафович смеялся громче всех и вдруг, когда дошел до своего изображения, осекся. Я увидел белое лицо с красными пятнами, дрожащими губами, глаза вращаются… Задыхаясь от возмущения, он закричал: «Это ужасно, глупо, примитивно! Беллочка такая женственная, утонченная. А тут…» Но я ведь не Александр Шилов и не Никас Сафронов, я не пишу сиропные портреты по заказу.

Ирина Семченко

11 Июля 2012 г. Номер 27 (908)


Leave a Reply

17 − 4 =