Художники журналов А. Радаков и А. Юнгер
Страницы истории советской сатирической графики
Этих художников объединяли инициалы и отчество. Да еще стремление «объять необъятное». Алексей Александрович Радаков был не только журнальным графиком-карикатуристом, но пробовал себя и как плакатист, живописец, театральный декоратор, был журналистом, редактором, писателем и поэтом. А Александр Александрович Юнгер проявил себя в качестве педагога, практика и теоретика архитектуры, театрального деятеля, а его художественное наследие включает в себя почти все виды графических работ — плакат, иллюстрацию, станковую графику. Занимался он и живописью.
Казалось, не было людей более полярных, чем они. Если «гремящий коновод», экспансивный и рассеянный Радаков был всегда на виду, в центре внимания и не тяготился ролью штатного чудака, то молчаливый, скромный, сдержанный Юнгер чаще всего находился в тени. Но Радаков и Юнгер постоянно оказывались вместе. Так было в «Сатириконе», так было в первом русском юмористическом журнале для детей «Галченок». Так было и в ленинградской советской юмористике. Они и по времени рождения, и по образу мыслей — художники одного поколения.
Алексей Радаков родился в 1879 году. До 1900 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем, до 1905-го — в Училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, позже совершенствовал свое мастерство в Париже. Еще студентом он начал работать в московских и петербургских юмористических журналах, в том числе в еженедельнике «Стрекоза». В 1905 году участвовал в ведущих органах «свободной прессы» — «Жупеле», «Зрителе», «Стреле», «Спруте».
Александр Юнгер также вошел в сатирический цех еще студентом. Он родился в 1883 году. В 1902-м, после окончания гимназии и рисовальных классов Общества поощрения художеств, поступил на архитектурное отделение Института гражданских инженеров и одновременно на архитектурное же отделение Академии художеств в Петербурге, которые закончил с золотой медалью. «Рисовать стал рано. Рисовать я начал с 4-х лет.., — написал он позже в своей шутливой автобиографии. — Да, с 4-х, по свидетельству матери, с 4-х лет. Первый заказ получил, когда мне было семь лет. Заказчиком был мой младший брат (5-ти лет). Когда я подрос — начал работать в журналах». В 1905 году молодой художник опубликовал свои первые рисунки в той же «Стрекозе», вскоре становится ведущим сотрудником журнала «Спрут». Не прерывает связи и со «Стрекозой». «Тут я познакомился с начинающими Ре-ми, Радаковым, А. Яковлевым, Сашей Черным, Потемкиным и др., впоследствии с приехавшим из Харькова и тогда никому еще не известным Аркад. Тимоф. Аверченко». Все они не были удовлетворены качеством еженедельника. На одном из заседаний редакции было решено превратить журнал из юмористического в сатирический. А. А. Радаков предложил дать журналу новое имя. Так возник лучший сатирический журнал дореволюционной России — «Сатирикон» (С 1913 г. журнал стал называться «Новый Сатирикон»).
Тот же неугомонный Радаков на первых порах возглавлял редакцию (позже этот пост занял А. Аверченко). А Юнгер стал руководителем художественного отдела. Того отдела, который и принес журналу громкую славу, ибо, как утверждали современники, «группа художников в «Сатириконе» была в своей сфере и по таланту, и по выдумке значительно выше группы писателей».
Корней Чуковский вспоминал: «Сотрудники «Сатирикона» одно время были неразлучны друг с другом и всюду ходили гурьбой. Завидев одного, можно было заранее сказать, что сейчас увидишь остальных.
Впереди выступал круглолицый Аркадий Аверченко, крупный, дородный мужчина, очень плодовитый писатель, неистощимый остряк, заполнявший своей юмористикой чуть не половину журнала. Рядом шагал Радаков, художник, хохо-тун и богема, живописно лохматый, с широкими, пушистыми баками, похожими на петушиные перья. Тут же бросалась в глаза длинная фигура поэта Потемкина, и над всеми возвышался Ре-ми (или попросту Ремизов), замечательный карикатурист, с милым, нелепым, курносым лицом. Вместе с ними, в их дружной компании, но как бы в стороне, на отлете, шел еще один сатириконец, Саша Черный, совершенно непохожий на всех остальных».
Однако такая близость не мешала каждому из сатириконцев быть яркой неповторимой индивидуальностью. И звездой первой величины среди художников был, несомненно, Алексей Радаков. «Вакхом юморо-сатирического рисунка» назвал его поэт В. В. Князев за щедрость таланта, дерзость творческой манеры и несколько грубоватый, близкий к народному юмор. «Он писал карикатуры больше всего на сановников и черносотенцев. Эти карикатуры были самые злые и беспощадные. Каждый штрих у него дышал глубокой ненавистью к черной своре царских слуг и приспешников. «Темистом» он был изумительным. Добрая половина рассказов у Аверченко написана по темам А. Радакова» — так писал один из современников, хорошо знавший «кухню» журнала, Впрочем, подтверждение тому и творчество самого Алексея Александровича. Ведь большинство работ художника — это «рассказы в картинках», своей повество-вательностью словно возрождающие народный лубок. Только в отличие от народного лубка, где главным изобразительным средством являлся контурный рисунок с локальной подкраской, «лубок» Радакова использовал достижения современной живописи и строился на сочетании живописных пятен, как бы нанесенных «а ла прима». Изоповествование любил и Александр Юнгер. Более того, именно его можно считать отцом русского графического фельетона. Но манера его рисунков резко отлична от радаковской. Они выглядят тщательно построенными, а не спонтанно выплеснувшимися на лист. В стиле Юнгера отчетливо прослеживается связь с художниками начала XX века — Е. Д. Поленовой, И. Я. Билибиным и другими графиками «Мира искусства», с немецкой и английской карикатурой и рисунком. И по художественным приемам он занимает полярную Радакову позицию: основу рисунка Юнгера составляет тонкая контурная линия.
Организация «Сатирикона» явилась началом первой волны творческой активности обоих графиков. Вплоть до 1916 года не было ни одного номера журнала, где бы работы их не соседствовали. Радаков чаще занимал первую страницу обложки, а Юнгер прочно расположился на четвертой. В 1912 году Радаков впервые выступает как театральный художник. Он же был одним из организаторов знаменитого артистического кабаре «Бродячая собака», связанного с именами А. А. Блока, А. А. Ахматовой и др. В те годы он создает и первый в России детский юмористический журнал «Галчонок», где многие иллюстрации были выполнены Юнгером. Журнал понравился, приобрел известность. Стали популярными и его авторы. Один юный поэт выразил это так:
Редактор Радаков — он
Всем читателям знаком.
В 1916 году пути художников на время расходятся. Александр Юнгер, занятый работой над дипломным проектом, не выходил из академической мастерской. А Алексей Радаков продолжал свою журнальную деятельность. Не помешал этому даже призыв на военную службу. Кстати, с армейским бытием художника связан весьма любопытный эпизод. Происходило это во время Февральской революции. Радаков с другим сатириконцем, Владимиром Маяковским, входил в состав Военно-автомобильной школы. Вместе они участвовали в аресте ее начальника генерала Секретеева. «Решили, что раз министров свезли в Думу, надо, значит, и этого господина туда представить… Ну, посадили генерала в его прекрасный автомобиль… Человек пять было солдат, Маяковский, я. Генерала этого, значит, в карцер сдали», — вспоминал сам Радаков. А в июне — июле 1917 года он вместе с В. Маяковским, В. Лебедевым, Н. Ремизовым становится инициатором и одним из активнейших художников издательства «Современный лубок», которое стремлением создать доступный народу актуальный политический плакат стало прообразом знаменитых «Окон РОСТА».
Гражданская война разлучила художников. В 1918 году Александр Юнгер оказался на Кубани, в Краснодаре, где, как писал он в автобиографии, «до 1925 года состоял профессором и деканом архитектурного факультета Кубанского политехнического института. На Кубани много работал «по урбанизму». Проектировал расширение города Краснодара и города Новороссийска». Не оставлял он и графику, работал в книжной иллюстрации, выполнял плакаты. В Краснодаре Юнгер вместе с С. Я. Маршаком участвовал в создании первого советского театра для детей. А Радаков остался в городе на Неве. Правда, не без приключений. Вот как он рассказывал об этом: «Каприз судьбы: .когда и нас прикрыли, мы всей компанией двинули на Украину. Вдруг телеграмма из Питера: для ликвидации типографии пришлите представителя. Типография у нас была собственная — хозяйчики, ха! Бросили жребий, кому ехать. Мне! Приехал обратно да тут и остался — отбился от компании». Конечно, трудно сказать, правда ли это или художественный вымысел, на который Алексей Александрович был большой мастер. Но факты говорят о следующем: уже в декабре 1917 года он с К. Чуковским, В. Лебедевым, А. Бенуа участвует в оформлении детского альманаха «Елка». С 1918 года работает как театральный декоратор, организует и оформляет кабачок «Петрушка». В 1919 году начинает сотрудничать в «Окнах РОСТА», оформляет книги серии «Народная библиотека» и детский журнал «Северное сияние», выходивший под редакцией М. Горького. В следующем году вместе с Горьким и Чуковским он разрабатывает редакционный план детского отдела издательства «Всемирная литература» и руководит художественной частью детского отдела ГИЗа. В 1920 году издает серию плакатов «Против неграмотности» в манере «современного лубка». Плакаты эти были отмечены золотой медалью на Всемирной выставке 1925 года в Париже. А с 1922 года, то есть со времени появления сатирических журналов «Крокодил», «Мухомор», «Безбожник», он становится одним из их активнейших авторов. В 1924 году лучшие силы ленинградского сатирического цеха организуют новый журнал — «Бегемот». Именно на его страницах художники встретились вновь. Радаков был одним из создателей этого издания, а Юнгер после возвращения в Ленинград в 1925 году сразу занял видное место в художественном отделе. Сотрудничество это продолжалось и в «Пушке», и в «Ревизоре», и в «Смехаче». Кредо Радакова-карикатуриста тех лет мы можем узнать из его книги, посвященной этому жанру. «Карикатура, — считает график, — это преувеличение того, что недостаточно типично выражено в природе. […] Настоящий карикатурист более чем кто-либо должен понять свою модель, дать в графическом исполнении синтез ее духовного мира. […] Карикатурист обнажает душу, выявляет ее в измененных чертах своего рисунка, объясняет ее окружающим. Он превращает скупца в Гарпагона, ханжу — в Тартюфа. Меткая карикатура — это волчий билет, приклеенный на достойного его. Это — доска, на которой обозначены преступления данного субъекта. […] Если фотографию можно назвать простым полицейским протоколом, где с одинаковой тупой педантичностью записано все, как нужное, так и ненужное, портрет можно сравнить с беллетристическим произведением, где главное господствует над затемняющими суть деталями, то карикатуру можно сравнить с афоризмом или пословицей, где в нескольких строках выражена большая мысль, целый ряд сложных представлений. […] Карикатура требует от художника специальных, чисто индивидуальных качеств, которые у живописца могут и отсутствовать без ущерба для его творчества. Для того чтобы найти и преувеличить типичное, недостаточно выраженное в природе, отбросить ненужное, выработать в себе чувство меры преувеличения, нужно большое проникновение в психологию данного субъекта, нужна громадная наблюдательность, нужно интуитивно почувствовать самую суть изображаемой вещи. Кроме того, нужно большое остроумие, позволяющее карикатуристу какой-нибудь небольшой, но верно понятой деталью ярко охарактеризовать свою модель, отнюдь не впадая в литературность, то остроумие, которое художнику-живописцу, преследующему иные задачи, совсем не нужно. […] Карикатуристу приходится делать трудную работу, упрощать и подчеркивать необходимое, дать синтез линий, преувеличивать черты натуры, сохраняя в то же время сходство с ней. […] Карикатурист, наблюдая личность или целый класс, подвергая свои наблюдения художественной обработке, углубляя и сжимая их, так сказать, в один образ, дает уже символ, графическую формулу целого класса или целой нации». Мы привели эту обширную цитату, исходя из двух соображений: во-первых, читателям, стремящимся узнать больше об этом жанре, наверняка интересно мнение одного из ведущих мастеров советской карикатуры; во-вторых, нам хотелось разрушить ходульный образ Радакова — легкомысленного остряка, который создали мемуаристы, показать, что за внешней безалаберностью скрывается глубокая ответственность за дело, глубокое проникновение в суть своей профессии. Это, пожалуй, и есть то главное, что связывало Алексея Александровича Радакова и Александра Александровича Юнгера. Ведь и Юнгер, по свидетельству его учеников, всегда стремился досконально понять все детали проникнуть в сущность дела, за которое он брался. В 20-е годы оба графика продолжают развиваться в том русле, которое было намечено еще в сатириконский период. По-прежнему Алексей Радаков работает в экспрессивно-импровизационном стиле. Его работы становятся несколько конструктивнее, теперь в них за живописной тканью хорошо проглядывает и костяк точного рисунка. По-прежнему основу карикатур Александра Юнгера составляет линия, рисунок. Только рисунок этот стал более гибким, подвижным — жесткий контур дореволюционных работ сменяется чуть «дрожащей» перовой линией. И в сюжетном отношении работы Юнгера демократизируются, упрощаются, приближаясь в чем-то к сочному радаковско-му юмору.
Но по манере в целом и в советское время эти мастера ленинградского юмористического цеха по-прежнему находились на разных полюсах.
«Совершенно в такой же мере, в какой книжная графика Ленинграда исходит от «Мира искусства», графика сатирических журналов исходит здесь от «Сатирикона», — писал известный исследователь искусства А. А. Федоров-Давыдов в 1928 году. — Эволюция этой графики есть эволюция от «радаковской» манеры грубого рисунка толстыми и небрежными линиями к более тонкой, но значительно менее острой технике пером А. Юнгера и Б. Антоновского». Хотя считается, что Радаков не создал собственной школы, тем не менее ни один из крупных художников-сатириков в нашей стране не избежал его влияния. Воздействие Радакова можно видеть в творчестве И. Малютина, В. Козлинско-го, Л. Бродаты, М. Черемныха, даже в творчестве Кукрыниксов и Б. Пророкова.
В 1930 году пути художников вновь расходятся, на этот раз навсегда. Алексей Александрович переезжает в Москву, а Александр Александрович хотя и остается в Ленинграде, но почти целиком переключается на архитектуру, лишь изредка возвращаясь к жанру, которому он посвятил четверть века своей жизни. В 1941 году Юнгер был арестован по ложному доносу. Он умер 3 августа 1948 года в Сибири. Алексей Александрович Радаков продолжал отдавать все свои силы советской сатире. В конце жизни он стал одним из создателей «Окон ТАСС», которые вдохновляли наших бойцов во время Великой Отечественной войны. Неутомимый труженик, он умер в 1942 году, через два дня после открытия выставки в Тбилиси, где экспонировалось его полотно «Последние минуты Зои Космодемьянской». «На протяжении почти сорока лет художник клеймил в своих рисунках пошлость, лень, эксплуатацию человека человеком». Эти слова, которые были адресованы А. А. Радакову его товарищами по искусству, в полной мере могут быть отнесены и к А. А. Юнгеру.
Т. Э. Суздалева, В. Н. Шипов
Серия “Мастера советской карикатуры”.
Изд. “Советский художник”. Москва 1989 г.