Художники журнала “Урзика”

У нас в гостях художники сатирического журнала «Урзика»

Социалистическая Республика Румыния

КАРИКАТУРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА У РУМЫН

 

Если «о многих видах человеческой деятельности, физической или интеллектуальной, посредственность легко находит себе теплое местечко где-то посередине между допустимым и достойным, то в той области, которую мы называем юмором, никто, абсолютно никто не заинтересован в поощрении бездарной, устаревшей шутки. Говорит, что мир полон идей, больших и маленьких. Но чаще все-таки встречаются идеи маленькие. В соответствии с одним хорошо известным принципом, распространяющимся и на маленькие идеи, количество само по себе переходит в новое качество. Что же касается юмора, то даже тысячи плохих шуток никогда не смогут заменить одну-единственную хорошую, ту, что вызывает у нас чувство удовлетворения от вовремя сказанного острого словца. Люди, наделенные чувством юмора являются неудобной реальностью. Они во все вносят коррективы, напоминая нам в моменты наивысшего творческого удовлетворения, что совершенство — понятие тоже условное, что не существует предела в творчестве, что у всякой работы есть лишь начало и что тень тем глубже, чем интенсивнее свет, ее породивший. Шутов не любят. Но и ненавидеть их не считают нужным. Шутов просто с преданностью избегают, прогоняют с тоской, им отказывают любя и подвергают цензуре с глубоким сожалением. Нелегка судьба того, кто родился с веселым критическим умом. И какая же все-таки это приятная привилегия: научить людей находить в любой скорби хотя бы капельку комического.
Более того, юмор — это нечто такое, от чего невозможно отвыкнуть. И если случится кому-нибудь рассказать однажды пошлый анекдот, он не остановится и непременно повторит его еще раз. Этого юмориста подстерегает судьба австралийца, который сошел с ума оттого, что, купив новый бумеранг, не смог избавиться от старого.
Румыны—народ, наделенный чувством юмора! Каждый раз, говоря об этом, я проникаюсь огромной гордостью, но в момент, когда моя гордость становится беспредельной, я вспоминаю, что это чувство дано не только румынам. Можно изобрести различные методы дискриминации (и некоторые их изобретают), но никто еще не осмелился в качестве критерия для дискриминации избрать способность смеяться.
С некоторых пор все наиболее значительные премии на крупных конкурсах карикатуры в мире присуждаются художникам из социалистических стран. Последовательность, с которой это происходит, должна заставить нас задуматься. Я не думаю, что дело здесь только в одаренности. Я склонен считать, что причина кроется в стремительном осознании смысла и значения этой профессии. О юморе всегда говорили, что это очень серьезное дело. Но подлинно серьезным око стало лишь за несколько последних десятилетий. Трагикомедия практически является изобретением современности. Вспоминаю содержание национальных выставок карикатуры и отмечаю, что количество карикатур на мелкие темы значительно сократилось.   Можно  смеяться     только     ради
смеха, но этот вид смеха стал уже слишком утомителен. Людям надоела чистая развлекательность. Ведь на планете больше не идут простые дожди. Теперь идут дожди рыбные, химические, кислотные и альдегидные. И бомбовые. И мне кажется показательным тот факт, что известные румынские, советские, чехословацкие, польские, болгарские, кубинские, югославские, венгерские карикатуристы не разменивают свой талант на немудрящую порно – или секс-карикатуру. Сегодняшняя карикатура стоит в одном ряду с другими видами искусства. И это открывает перед ней безграничные возможности для развития. Назову для примера Ми хая Стэнеску, Нелла Кобара, Штефана Попу, АнДО. Павела Константина. Они принесли румынской карикатуре высшее признание в Монреале, Токио, Москве, Стамбуле, в Голландии, Франции, Италии — иными словами, во всем мире. Я могу перечислить еще десять-пятнадцать художников, творческий уровень которых настолько высок, что их произведения не просто вызывают улыбку, а заставляют зрителя задуматься. Если бы я не опасался слова «философ»», которым с огромной, неоправданной щедростью одаривали лиц незначительных и по причинам несущественным, то я осмелился бы усмотреть в усилиях наших карикатуристов мотивы философии моралистов. Первой удачей румынской карикатуры с полным основанием можно считать Гран-при за короткометражный фильм «Короткая история», врученный некогда в Канне Иону Попеску-Гопо. В те времена Попеску-Гопо был известен и как карикатурист. В своем крошечном фильме он хотел предостеречь людей: «се, что случилось на нашей планете, может повториться. Эта лента, внешне развлекательная, несла большой патетический подтекст. И в лучших румынских карикатурах четко просматривается этот патетический заряд. Иногда у меня возникает ощущение, что в дидактических целях художники специально придают рисунку легкий иронизм. Они стремятся направить гнусы ленивого зрителя в русло иносказательного рисунка. Такие художники, как Михай Пынзару-Пим, Бенедикт Гэнеску, Драгош Антон, Тару, художники резных поколений и с несхожими эстетическими воззрениями, создают рисунки большой обобщающей  силы,  иносказательные своей основе.

 

Ясно, что стремление большинства карикатуристов заставить рисунок заговорить, отказаться от пояснения, от слова, возникло от необходимости придать ему философский смысл Правду, так необходимую людям, надо говорить талантливо, используя надежные профессиональные средства. Достаточно перелистать довоенные юмористические журналы, чтобы понять, какие феноменальные изменения произошли в карикатуре. Из занятия она превратилась в профессию. В качестве подтверждения того, что иронический рисунок признан теперь искусством, при Союзе художников Румынии создана секция карикатуры. Возможно, было бы правильным дать карикатуристам двойное гражданство, поскольку выставки выставками, но карикатура все-таки принадлежит прессе. И, может быть, в скором времени (и во всем мире) работники прессы поймут, что юмористический рисунок — это не только иллюстрация, то есть дополнение, а независимый элемент, присущий печатному изданию. Из представленных (и не представленных) здесь карикатуристов многие приобрели известность как газетчики, как карикатуристы— комментаторы неотложных проблем дня (Матти, Чосу, Пох,  Джон Сильван, Бур В Крэицэ-Мындрэ, Леонте Нэстасе, Октавиан Ковач, Кириан, Денеш Мольнар). Они отдают свой талант как мелким каждодневным заботам, так и крупным социальным проблемам. Талант в таком деле просто необходим, поскольку не существует более надежного способа дискредитировать идею, чем поручить бездарности представлять ее.
Когда о выставке нечего сказать, комментаторы обычно отмечают разнообразие стилей и творческих интересов. Но разнообразие само по себе ничего не означает. И скука может быть разнообразной. У румын хорошее чувство юмора, потому что этим серьезным делом занимаются люди, наделенные особым даром—чувством юмора. Ирония требует большой компетентности. И именно компетентность пытались мы продемонстрировать, отбирая рисунки для этого альбома.

 

Тудор Октавиан,
писатель, искусствовед,
член редколлегии журнала «Урзика».
Серия «Мастера карикатуры социалистических стран»
Москва, «Советский художник», 1986 г.

 


Leave a Reply

4 × four =