Художники журнала “Безбожники”

Листая страницы журналов «Безбожник», «Безбожник   у станка», «Крокодил»,   «Капкан», «Безбожный  Крокодил», «Перець»   и другие…

Антиклерикальная и атеистическая тема в русском изобразительном искусстве имеет давние традиции. Она находила свое воплощение и в народном лубке, и в тонких, полных проникновенного психологизма картинах великих мастеров, и в обличающем сатирическом рисунке. Достаточно вспомнить репинский «Отказ от исповеди», пукиревский «Неравный брак» или перовский «Сельский крестный ход на пасху», чтобы ясно представить истинно народные истоки этих произведений, их ярко выраженную антиклерикальную направленность. Признание церкви, а нередко вместе с ней и религии в целом, виновницей народных страданий, обличение духовенства с присущим ему стяжательством — вот темы произведений многих русских демократических художников второй половины XIX века. Стремление разобраться в истинности религии приводит к протесту против религиозного фанатизма и церковного мракобесия. В картинах В. Г. Перова «Монастырская трапеза» и «Чаепитие в Мытищах», В. А. Корзухина «Перед исповедью» и «В монастырской гостинице», В. М. Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и многих других религиозная среда, пронизанная лицемерием и ханжеством, предстает в своем отталкивающем обличий. Разоблачение пороков «приближенных» к богу достигает высокой обличительной силы в тонком по мысли и выразительности рисунке В. Г. Перова «Дележ наследства в монастыре», на котором изображены монахи, набросившиеся на более чем скромные  вещи  их умершего собрата.
Внимание к этой теме понятно, ибо ко второй половине XX века со всей определенностью обнажилось перед народом социальное лицо религии и церкви, состоявшее в защите царского самодержавия, в исполнении функции духовной узды, веками мешавшей людям взглянуть на мир человеческими глазами. Победа Великой Октябрьской социалистической революции разрушила многовековую связь государства и церкви. Отделив ее от себя, социалистическое государство создало все условия для формирования у широких масс трудящихся подлинно научных представлений о жизни, ее происхождении, законах развития, о системе человеческих отношений, о законах природы… Массовый отход от религии в первые послереволюционные десятилетия был вызван многими причинами и в первую очередь разоблачением тесной связи церкви с ушедшим общественным строем, попытками ее иерархов остановить революционный процесс, глубокими социальными  и  культурными преобразованиями.
Большую роль в просвещении масс играло изобразительное искусство. В ясных по содержанию, острых по мысли и доступных по форме сатирических рисунках и плакатах находили отражение происходившие перемены в сознании людей, разоблачалась ложь религии и церкви.
Сегодня многие из них, быть может, покажутся зрителю излишне прямолинейными, «грубоватыми», «лобовыми». Но к ним надо подойти исторически, то есть понять время их создания и тогдашнего зрителя. Это было время, когда народ признал религию и церковь синонимами прошлого, пытающегося вести бой с нарождающимся новым. Это был новый зритель — революционно настроенный максималист,   впервые   вступивший   в   открытый   бой   с   религиозным мракобесием и невежеством. Глядя сегодня на произведения А. Дейнеки, Д. Моора, М. Черемных, невольно ловишь себя на мысли, что знакомство с ними интересно не только в плане их атеистического содержания, раскрывающего социальную роль религии как союзника классового врага, остроту накала борьбы с религией за нового человека, но и понимания обстановки тех лет. В центре внимания этих художников — ключевые, насущные проблемы социалистического созидания — вопросы хозяйственной жизни, борьба за новую школу и новый быт, раскрепощение женщины и т. д.
Долгие века религиозного засилия оставили в наследство новому общественному строю тесное переплетение всех сторон человеческого существования с религиозными обрядами, религиозными нормами морали. Надо было помочь человеку разорвать эти путы. И языком сатиры, острым юмором художники несли прозрение людям, помогая им  расстаться с былыми иллюзиями.
И сегодня искусство оружием сатиры продолжает вести бой с еще сохраняющимися религиозными пережитками. Коренным образом изменились условия, но религия продолжает паразитировать как на «живом древе познания», так и на сложных вопросах социальной жизни человека. В центре внимания художника оказываются и суеверия, и факты мировоззренческой неразборчивости молодежи, и стяжательство и корысть церковников, и религиозный модернизм, и разлагающее воздействие зарубежной клерикальной пропаганды, и уродливые бытовые проявления, поддерживающие обращение к религии. Не обходит сатирическое перо и недостатки в атеистической пропаганде: компанейщину, поверхностность, мировоззренческие компромиссы. Атеистическое воспитание — многоаспектная и деликатная часть комму¬нистического воспитания. Атеистическое воспитание связано с идейными исканиями человека, с его нравственными принципами, с интимными психологическими состояниями личности. Передать сложность всей гаммы этих отношений изобразительными средствами нелегкая задача. К сожалению, некоторым произведениям еще может быть справедливо адресован упрек в схематизме и примитивизме. Тем более следует приветствовать те работы, в которых содержание удачно гармонирует с изобразительными средствами, где найдена мера сатирического обличения, не переходящая в свою противоположность.
Современный этап атеистического воспитания, связанный со значительными изменениями в психологии верующих и служителей культа, эволюцией социальной и нравственной доктрин церквей ставит перед советскими художниками задачу по-новому подойти к атеистической и антиклерикальной теме, уйти от ставших привычными шаблонов, попытаться найти новые выразительные средства для изображения острой и непрекращающейся борьбы научного и религиозного мировоззрения.
Собранные в этом альбоме работы свидетельствуют как о сильных, так и о слабых сторонах атеистической темы в изобразительном искусстве. Давайте смотреть на него как на первый и отрадный шаг в деле популяризации творчества художников, дерзающих работать в  этом сложном  и специфическом жанре.

Ю. Пищик, кандидат философских наук
“Мастера советской карикатуры”

Издательство «Советский художник», 1965 г.

 


Leave a Reply

4 × four =