Художники украинского журнала “Перец”
ХУДОЖНИКИ УКРАИНСКОГО САТИРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА
Анатолий АРУТЮНЯНЦ, Анатолий ВАСИЛЕНКО, Сергей ГЕРАСИМЧУК, Владимир ГЛИВЕНКО, Валерий ЗЕЛИНСКИЙ
На читательских конференциях, на литературных вечерах мы часто получаем такие записки: «Скажите, почему до сих пор не появился новый Остап Вишня!», «Почему у нас так мало юмористов, особенно карикатуристов?». На эти вопросы приходится отвечать в нашем традиционном перченском духе: — А кто ж его знает! Да и в самом деле — кто может сказать, почему в нашей юмористике до сих пор не появился второй Остап Вишня? Почему вообще так мало писателей-Юмористов, а художников-карикатуристов просто до смешного мало, и не только у нас на Украине, а и на всей планете нашей.
Наверное, тут действует какая-то неразгаданная еще закономерность.
Не знаю, насколько это отвечает истине, но говорят, что когда всевышний раздавал людям талант, то он проявил неслыханную архискупость, когда очередь дошла до юмористов. Он выделил на этот жанр искусства до того мизерный лимит, что даже его ближайшие советники-архангелы от удивления ахнули:
— Почему, боже, такую никчемную толику на смех отпускаешь? — спросили всевышнего.— На романистов, новеллистов, на поэтов-лириков, на артистов, на живописцев, на музыкантов — так даже и лишнего передал, а на смехотворцев — дал, будто украл.
— Хватит того, что дал! — ответил своим архангелам всевышний.—Расплодишь этого зелья много, так потом хлопот не оберешься. Фельетоны начнут писать, карикатуры рисовать. Не успеешь оглянуться, как и тебя, чего доброго, на смех поднимут.
Между нами говоря, такой философии кое-кто и сейчас еще придерживается, но не в этом суть. Суть в том, что талант юмориста, и в первую голову карикатуриста,— это в самом деле редкостный талант. Тридцать пять лет назад, когда я пришел на работу в «Перець», в журнале работали карикатуристы А. Козюренко, Бе-Ша, С. Самум, К. Агнит, В. Литвиненко и Л. Каплан. Это были опытные уже мастера карикатуры. С разными творческими почерками, с разной степенью дарования, все они, разумеется, умели рисовать остро, лаконично, весело. Их карикатуры могли быть украшением самого лучшего сатирического журнала. Думаю, не ошибусь, сказав, что ярчайшей фигурой среди этой плеяды художников был Александр Григорьевич Козюренко, первый из украинских карикатуристов удостоенный высокого звания заслуженного деятеля искусств республики. Это был блестящий художник. Его карикатуры стоят на уровне лучшей сатирической графики мира.
»Но почему их так мало?» — подумал я. Мне даже казалось, что в этом виновата редакция, что она не уделяла должного внимания воспитанию и поиску художников-карикатуристов. Энтузиазм тогда был еще молодецкий, комсомольский, и я дал себе железное слово за год-два вдвое, а то и втрое увеличить ряды перченских карикатуристов.
Теперь я понял всю мудрость народного афоризма «не говори гоп, пока не перепрыгнешь». За эти годы, при всем нашем старании, ряды художников-карикатуристов «Перца» выросли… на шесть человек.
Но утешало то, что пятеро из них по-настоящему талантливы, что они в расцвете своих творческих возможностей. Я имею в виду заслуженного художника УССР Анатолия Арутюнянца, заслуженных деятелей искусств УССР Валерия Зелинского и Владимира Гливенко, заслуженного художника УССР Анатолия Василенко и Сергея Герасимчука. Их карикатуры отличаются мастерским исполнением. Они попадают в самую сердцевину выбранной мишени. Они бывают добродушно-веселыми, даже добрыми, но бывают сердитыми, злыми и даже убийственными, когда объектами их сатирических атак становятся наши зарубежные враги и такие малосимпатичные типы, как бюрократы, расхитители народного имущества, взяточники, подхалимы, дармоеды и подобные им персонажи. Про карикатуристов «Перца» можно было бы сказать много хороших слов. Они заслуживают этого. Но я всегда в таких случаях вспоминаю мудрую украинскую пословицу, которая гласит, что только гречневая каша сама себя хвалит, и спешу поставить точку. Но все-таки скажу: мастера нашей украинской советской карикатуры делают свое дело честно, делают талантливо. Думаю, что любители карикатуры, ознакомившись с этой книгой, согласятся со мной.
Федор Макивчук, главный редактор журнала «Перець»
Серия «МАСТЕРА СОВЕТСКОЙ КАРИКАТУРЫ»
Издательство «Советский художник», Москва, 1983 г.