Художники литовского журнала «Шлуота»

ХУДОЖНИКИ ЛИТОВСКОГО САТИРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА «ШЛУОТА»

 

Восточная мудрость гласит, что один шут стоит больше десяти ос­лов, нагруженных лекарствами. И в самом деле, юмор — это соль жиз­ни, которая не позволяет человеку опускаться, развивает вкус, несет радость и хорошее настроение. А как нужна эта «соль» в совре­менный технический век! Смешной рисунок заставляет хотя бы на миг забыть о повседневных заботах, за­думаться, взглянуть на мир в непри­вычном ракурсе, посмеяться от ду­ши.

Одной из форм выражения юмора является сатирическая графика—ка­рикатура. Художник-карикатурист принадлежит к категории чутких ху­дожников. В поисках комического он иногда преувеличивает, пре­уменьшает или переворачивает вверх ногами жизненные явления. Оперируя всеми оттенками комиче­ского — от добродушного юмора до безжалостного сарказма, карикату­рист с помощью фантазии, гипер­бол, метафор, символов способен так вскрыть суть явления, как, по­жалуй, ни один другой вид искусст­ва.

Журнал «Шлуота» родился в 1934 году в подполье, и с самого начала возглавляли его прогрессив­ные художники-коммунисты. Слож­ным был путь его становления: сме-тоновский буржуазный режим, ко­роткое легальное существование с 1940 по 1941 год, когда была восста­новлена Советская власть в Литве. Издание «Шлуоты» прекратилось во время гитлеровской оккупации, Но­вое рождение журнала произошло после освобождения. Литовской советской карикатуре последних лет свойственно ассоциа­тивное мышление и аналитичность. Карикатуристы пытаются выявить корни зла, стремятся к психологи­ческой достоверности, осмыслению победы добра над злом. Расширил­ся диапазон комического, появилось много разнообразных оттенков сме­ха. В работах художников можно найти элементы гротеска, иронии, сатиры и юмора, сарказма и паро­дии, а также их синтез. Достовер­ность передачи комизма того или иного явления зависит от мировоз­зрения, познания жизни, фантазии и интеллекта художника. Он замечает самые необычные связи между че­ловеком и вещами, раскрывает причины, препятствующие человеку развивать и приумножать свои ду­ховные богатства, стремится к бла­городным идеалам коммунизма. Выразительность, находчивость, ост­роумие, свойственное природе ка­рикатуры, позволяют художнику конструировать самые невероятные ситуации, имеющие свою логику, показывать отрицательные явления в нашей жизни, рассказывать людям о том, какое зло скрывается за тем или иным, казалось бы, невинным фактом или поступком, придавая всему этому сатирико-юмористический смысл.

У многих наших карикатуристов уже сложился индивидуальный почерк, у них есть доминирующий элемент творчества— постоянный персонаж, человек-знак, путешествующий из рисунка   в   рисунок,    вызывающий различные жизненные ассоциации. Его можно увидеть в бытовой сце­не, он присутствует в решении меж­дународных проблем, раскрывает происки империалистов. Без такого человека-знака трудно себе пред­ставить современного карикатури­ста.

В настоящее время в Литве работа­ют около 30 карикатуристов, кото­рые в основном группируются во­круг журнала «Шлуота». Почти все они с успехом участвуют не только в республиканских, прибалтийских, всесоюзных, но и в международных выставках-конкурсах карикатуры. Итак, дорогие читатели, если Вы в этой книге узнали в чем-нибудь се­бя, вспомнили эпизод из своей жиз­ни, призадумались или посмеялись от души,— значит, мы достигли сво­ей цели.

 

Зеконас   Штейнис

МАСТЕРА СОВЕТСКОЙ КАРИКАТУРЫ

Издательство   «Советский художник». 1984 г.

 


Leave a Reply

sixteen − 6 =