Художники “Крокодила” и советская мультипликация ,Сергей Репьев

Далеко не всем поклонникам искусства советской карикатуры известно о тесных связях карикатуристов с анимационным кино. Так, Борис Ефимов в течение многих лет входил в худсовет «Союзмультфильма» и успел поучаствовать в производстве нескольких фильмов этой студии. Борис Антоновский еще в начале 1930-х годов работал на Ленинградской фабрике «Совкино» (будущем «Ленфильме») и снял две мультипликационные картины, поражавшие современников мастерством графики и пластики и технической изобретательностью автора. Сами эти картины не сохранились, но сравнительно недавно их фрагменты были впервые продемонстрированы в московском Музее кино и заставили многих киноведов по-новому взглянуть на историю ленинградской мультипликации. Творческий дуэт Галины и Валентина Караваевых сложился тоже на «Союзмультфильме», когда оба они учились на курсах художников-мультипликаторов в 1956-58 гг. Позже Валентин Александрович окончил ВГИК и стал известнейшим режиссером анимационного кино, а еще позже – основателем киностудии «Анимафильм».

Рисунок Бориса Антоновского

Рисунок Галины и Валентина Караваевых

Гораздо меньше известно то, что одна из «звезд» «Крокодила» 1960-80-х годов – Евгений Мигунов – тоже являлся профессиональным режиссером мультипликации. Он окончил художественный факультет ВГИКа в 1943 году и до 1961 года проработал на студии «Союзмультфильм» – сперва художником-постановщиком, затем режиссером, и лишь его насильственное увольнение со студии заставило его сменить профиль и переквалифицироваться в карикатуриста (еще раньше, параллельно с работой в анимации, Мигунов уже заявил о себе как о детском журнальном и книжном графике, плодотворно участвуя в оформлении «Веселых картинок» и ряда детских книг). Такой же путь (Художественный факультет ВГИКа – мультипликация – графика и карикатура) проделал и Евгений Шукаев, с той разницей, что его работа в анимации была совсем непродолжительной. Во второй половине 1940-х годов учились на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме» Борис Савков, Евгений Гуров, Марк Вайсборд. Из них лишь Савков стал прославленным мультипликатором, весьма востребованным на студии, мастером «птичьих» сцен (мультипликат всех сцен с совами в знаменитой «Песенке радости» М.С.Пащенко принадлежит руке Савкова).

Рисунок Евгения Шукаевадля журнала “Крокодил”

Рисунок Бориса Савкова для журнала “Крокодил”

Рисунок Евгения Гурова для журнала “Крокодил”

Рисунок Марка Вайсборда для журнала “Крокодил”

Наверное, самым органичным для анимации мастером был все же Евгений Мигунов. На «Союзмультфильме» он славился совершенным знанием производства и умением решать любую головоломную техническую или стилистическую задачу. Он был «душой» студии, одним из самых активных ее сотрудников, непревзойденным мастером розыгрыша. Свой вынужденный уход из мультипликации Мигунов до конца жизни воспринимал очень болезненно. Немудрено, что большую часть своих воспоминаний он посвятил именно периоду учебы во ВГИКе и работе на «Союзмультфильме».

Рисунок Евгения Мигунова для журнала “Крокодил”

Евгения Тихоновича не стало 1 января 2004 года. Его архив, в том числе текстовой, весьма богат. Начиная с 1999 года воспоминания Мигунова публикуются в ряде изданий. Во-первых, это – Каталоги-альманахи Открытого Российского фестиваля анимационного кино. Часть из опубликованного там можно прочесть на сайте «аниматор.ру», на персональной странице Е.Т.Мигунова: http://www.animator.ru/db/?p=show_person&pid=954 . Тем не менее эти каталоги – издание достаточно редкое и малотиражное. Более объемные публикации воспоминаний Мигунова производили журналы «Кинограф» и «Киноведческие Записки». С разрешения редакций этих журналов мы собираемся опубликовать несколько фрагментов текстов Мигунова, а те, кто заинтересуется и захочет прочесть их целиком (увы, очень многих ярких страниц мемуаров мы не сможем воспроизвести) – может обратиться в НИИ Киноискусства, где находятся обе редакции, и приобрести журналы там. Адрес Института – Дегтярный переулок, д. 8, телефоны: журнал «Кинограф» – 650-20-23; «Киноведческие Записки» – 650-23-80 (позвонить лучше заранее, чтобы гарантированно застать сотрудников). Подробности о самих журналах – на их сайтах: www.kinozapiski.ru и www.kinograph.nm.ru .
Тем не менее еще очень значительная часть мемуаров Мигунова остается неопубликованной. В том числе воспоминания о «Крокодилистах» – В.Ардове, И.Семенове, Е.Горяеве, Л.Самойлове, Е.Шукаеве, Ф.Кривине, М.Семенове, А.Ремезове и других. Кроме того, по-прежнему лежит «в столе» уникальная книга Мигунова об искусстве карикатуры – «Рисованное лекарство», – его эссе о шарже («Портреты в квадрате») и множество статей, в которых он обобщил свой опыт работы над диафильмами, мультфильмами, иллюстрированием фантастики и юмористической литературы. Все это заслуживает обнародования, и мы надеемся, что когда-нибудь удастся издать обе книги Мигунова – полное издание его воспоминаний и сборник эссе об эстетике условных искусств.На наш взгляд, это – одно из самых фундаментальных обобщений опыта и принципов советской карикатуры. Мы готовы принять помощь всех, кто мог бы чем-то помочь в издании этих, пока еще, к сожалению, «виртуальных» книг.
“Киноведческие записки”

От себя добавлю, что в тексте, к сожалению, не упомянут ещё один художник “Крокодила”, “засветившийся” в мультипликации, – Геннадий Андрианов, бывший одним из самых ярких и талантливых художников старого “Крокодила”. Надеюсь в ближайшее время ознакомить участников сообщества с творчеством этого замечательного мастера.

Карикатура Геннадия Андрианова для журнала “Крокодил”

Этот краткий материал предваряет серию воспоминаний Е.Т.Мигунова, любезно предоставленных для публикации в ЖЖ Георгием Бородиным.


Leave a Reply

2 × two =