Художники чувашского журнала «Капкан»

У НАС В ГОСТЯХ ХУДОЖНИКИ ЧУВАШСКОГО САТИРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА “КАПКАН”

 

Сатирический журнал «Капкан» издается в Чебоксарах — столице Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики. Выходит он на чувашском языке два раза в месяц, тиражом около 70 тысяч экземпляров. «Капкан» в переводе на русский язык означает «Капкан». Надо сказать, название это дано журналу совершенно случайно… и абсолютно верно.
Дело в том, что когда было решено выпускать чувашский сатирический журнал, вначале все пошло, как по маслу: быстро были подготовлены материалы, отправлены в набор, сверстаны„. Но тут дело застопорилось, потому что хотя дитя уже родилось, имени у него все еще не было, И тогда собрались за столом, естественно круглым, организатор журнала Иван Мучи, писатели Василий Алендей, Степан Лашман, Семен Хумма, Аркадий Золотое, чтобы дать ему имя. Долго ломали головы, придумывая названия одно хлеще другого: клещи, лапоть, беркут, кочерга, ежик… Однако все они после долгих обсуждений были забракованы. Решили перекурить. И. Мучи и С. Лашман подошли к окну, В это время по улице шел известный на все Чебоксары охотник Шевле, неся на плече медвежий капкан.
«— Нашли, нашли! — дуэтом закричали Мучи и Лашман. — Наш журнал будет называться «Капкан».
С таким названием тут же согласились все, включая стоявшего в дверях сторожа. Потому что среди чувашей охота с давних времен считалась одной из самых уважаемых профессий, а главным орудием чувашского охотника всегда был капкан. Да и чем, как не калканом, лучше всего повить хищников-зверей и хищников-людей — тунеядцев и воров, хапуг и стяжателей, бюрократов и взяточников, бракоделов и хулиганов — всех тех, кто тормозит наше движение вперед. А уж тому, кто попал в него, никак не отвертеться от всенародного осуждения…
Журналу в 1985 году исполняется 60 лет. Чем объяснить, что сатирический журнал получил широкую популярность наравне с литературными и общественно-политическими в первые же годы становления чувашской советской литературы и искусства? Многие связывают это с именем Ивана Мучи (Ивана Ивановича Илла-рионова), выпестовавшего «Капкан» с колыбельного возраста. Действительно, его неутомимая энергия, талант, огромная организаторская работа оказали большое влияние на судьбу журнала. И все же, думается, главная причина здесь в другом. Чувашский народ издревле любил смеяться. Причем смеялся он, быть может, и не громко, однако в этом смехе были и добрый юмор, и подковырка, и эзоповский намек, и острое обличение. Не случайно еще в дореволюционные годы, когда наша национальная литература делала лишь первые шаги, сатира и юмор в ней занимали заметное место (например, в произведениях друга И. Н. Ульянова, великого чувашского просветителя И. Я. Яковлева, классика чувашской поэзии Константина Иванова, писателей Михаила Федорова, Николая Полоруссова-Шелеби, Ивана Юркина, Николая Шубусьсинни).
Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда Великий  Октябрь  открыл перед малыми народами нашей страны широкие горизонты просвещения и культуры, чувашская сатира сразу же по-батырски зашагала вперед… Знаменателен и тот факт, что авторами рес¬публиканского сатирического журнала с самого его рождения и по сегодняшний день явля¬ются самые известные чувашские писатели, журналисты, художники.
Надо сказать, журнал очень быстро перестав ощущать нехватку пишущих авторов. Хуже обстояло дело с мастерами кисти. Дело в том, что в Чувашии двадцатых годов профессиональных художников было мало, да и те зани¬мались в основном живописью и книжной графикой, В привлечении их к сатире и юмору огромная заслуга художника В. Филиппова. 6 те далекие годы в Чебоксарах даже цинкография отсутствовала. Но было огромное желание выпустить журнал. И вот художник В. Филиппов с гравером А. Сорокиным прямо на цинке делали рисунок-клише… Энтузиазм В, Филиппова и его неподдельная вера в необходимость выпуски журнала с сатирическими рисунками заражали художников, объединяли их вокруг журнала.
Постепенно в «Калкане» начали сотрудничать и первые чувашские профессиональные художники — Н. Сверчков, выпускник Высшего художественного училища при Академии худо¬жеств, А. Магницкий, В. Толстое, А, Тагаев-Сурбан, В, Макаров, А. Мясников, Ф. Быков, его ученик П. Сизов, художник и писатель Г. Харлампьев Росло их мастерство. Если карикатура в журнале первоначально являлась по существу лишь «изобразительным рассказом» (что в связи с малограмотностью читателя объективно было оправдано), а основным художественно-выразительным приемом — деформация внешнего облика «героев», то постепенно рисунок начинает усложняться. Теперь уже у каждого персонажа заостренно показываются те или иные черты характера, более изобретательно разрабатывается сюжет. После перерыва, вызванного Великой Отечественной войной, «Капкан» вновь начинает выходить в 1956 году. Рядом с художниками старшего поколения в журнале стала сотрудничать целая плеяда творческой молодежи — Ю. Смирнов, М. Жолобов, Н. Яковлев, Г. Яковлев, М. Ильин, А. Быков, В. Агеев, И. Скворцов, В. Емельянов, Н. Степанов, Е. Яшкина, Ю. Ярков. Большинство из них дружат с журналом по сей день. Впоследствии пришли в «Капкан» еще более молодые И. Аверьянов, В. Игнатьев и другие. Теперь они уже зрелые художники, многие достигли высокого мастерства. Не случайно И. Аверьянов, А. Быков, Н Яковлев, Г. Яковлев являются участниками многих международных, всесоюзных, зональных и республиканских выставок. В. Агеев удостоен почетного звания заслуженного художника Чувашской АССР, лауреата Государственной премии ЧАССР им. К. В. Иванова. В журнале имеется и «юношеская команда» художников-сатириков: В. Чернов, В. Семенов, И. Бородкин, Т. Немцева, В. Ширшов, Г. Коз¬лов, А. Сафин, Е. Чернова. Судя по их работам, есть все основания полагать, что в «команду мастеров» скоро придет хорошее пополнение.

Н. Максимов, главный редактор журнала «Капкан»
Издательство «Советский художник», 1985 г.
 

 


Leave a Reply

sixteen + nineteen =