Химерическая карикатура, Андрей Фельдштейн
“Юноше Беллефонту убить заповедал Химеру
Лютую, коей порода была от богов, не от смертных:
Лев головою, задом дракон и коза серединой,
Страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным.
Грозную он поразил, чудесами богов ободренный.”
Гомер “Илиада”, VI книга (10 – 7-й век до н.э.)
Химера как существо невероятное, объединяющее несовместимые начала, давно уже присутствует в искусстве.
Античные греки описывали ее как зверя с головой льва, туловищем козы и хвостом змеи, изрыгающим пламя.
Одно из самых древних изображений Химеры – т.н. Химера из Ареццо, городка в Тоскании.
Скульптура эта – изделие древних этрусков (датируется 5-м веком до н.э.), потрясающее по красоте
бронзовое изваяние, столь любимое ее первым владельцем – Козимо Медичи.
Предки современных греков придавали Химере символическое значение, она часто служила метафорой
определенных сил природы, ей приписывали злую энергию и вероломство.
Химера – не единственное вымышленное создание античных поэтов, их воображение породило
массу причудливых, обладающих смешанными признаками существ, которых я позволю себе
называть химерическими. Из древней Греции пришли к нам кентавры, фавны, сирены, наяды, дриады,
Пегас, Амур, Гермафродит и пр. и пр. Во всех случаях безымянный создатель скорее всего следовал общей логике:
предполагалось, что добавление новой сущности к базовому организму д.б. наделить его дополнительной
магической силой. Если комбинация свойств оказывалась органичной, то такое творение получало право
на жизнь в легендах и поэмах.
Charles Addams
Было бы странно если бы господа карикатуристы, известные своей любовью к невозможному, оставили бы
без внимания столь странные создания. И то – химерические существа действительно заполняют собой страницы
юмористических журналов, альбомов карикатур. Часто они служат как бы ключиками в мир вымышленный –
излюбленное место для постановщиков абсурдистских пьес.
Charles Addams
Химеры 21-го века – гораздо более странные, чем их античные предтечи. Иногда – это слепки
психики автора, переплетение его скрытых комплексов и тайных желаний. Встречаем мы и порожденья
технологической цивилизации, симбиозы живого и искусственного: деревья-небоскребы, людей-компьютеров,
кентавров-автомобилей, птиц-самолетов.
Roland Topor
Как запросто фантастические монстры рождаются в результате беззаботного чирканья на клочке бумаги,
блокноте, салфетке в кафе! Англичане называют такое рисование doodling. По сути doodling – воплощение
самой природы карикатуры, выражение божественной свободы, о которой немало могли бы порассказать
почтенные Аллах и Яхве, если бы заглянули к нам на огонек.
Ronald Searl
Традиционно химерой называют нечто немыслимое в обыденной жизни. Звучит почти как описание
современного юмористического рисунка! Но тогда ведь и строчку Гомера можно отнести к карикатуре,
“коей порода была от богов, не от смертных”…
P. S. Небольшая галерея как визуальный комментарий к статье:
Ronald Searl
Ronald Searl
Ronald Searl
Roland Topor
Roland Topor
Roland Topor
Charles Addams
– Ты прав, Джордж. Пожалуй не стоило называть Нугумбу паршивым фокусником.
Charles Addams
– Согласитесь, бывают деньки, когда все просто отказываются понимать друг друга.
Michael ffolkes
– Твой отец и я просто не подходим друг другу. Вот и все.
Michael ffolkes
– Нотр Дам? И я туда же!
Michael ffolkes