Карикатура на евреев. Редакция электронной еврейской энциклопедии

Шаржированные изображения евреев появились задолго до кристаллизации в искусствах пластических жанра карикатуры как печатной сатирической и юмористической графики.

Таковыми, например, считаются римские терракотовые статуэтки 3–4 вв. н. э. с гротескно семитскими лицами, найденные при раскопках в бассейне реки Рейн (Западная Германия). Известны выполненные пером карикатурное изображение ростовщика Ицхака из Норвича и его семьи в окружении чертей (документ от 1233 г.; Государственный архив, Лондон) и шарж на некоего еврея Матеса (с отличительным знаком на груди), обнаруженный на уставе ратуши (после 1551 г.; Городской архив, Прага). К 13 в. восходит появление у входа в немецкие церкви (часто по заказу муниципалитета) деревянных скульптур: уродливых евреев, присосавшихся к заду или сосцам свиньи. Такие группы, названные «еврейская свинья», вскоре появились на территории нынешних Австрии, Франции, Бельгии, с 16 в. воспроизводились в гравюре, а во Франции также на металлических медальонах, бывших в ходу, как и гравюры, вплоть до начала 20 в. Темами антисемитских гравюр стали также использование евреями крови христиан (см. Кровавый навет), гостии осквернение и всяческие пороки, якобы присущие евреям (стяжательство, скупость, обман, блудливость и т. п. Порой (особенно — в Германии) такие гравюры приобретали явно порнографический характер.

В Англии, где около 1720 г. появился шаржированный портрет еврея, в период обсуждения вопроса о предоставлении евреям гражданских прав (1753–57) возникают стереотипные карикатуры на крючконосого и с острой бородкой еврея (финансиста или коробейника /см. Коробейничество/), наделенного одновременно чертами животного и сатаны. Этот образ развивали во второй половине 18 в. – начале 19 в. классики английской карикатуры, в том числе Дж. Гилрей и Дж. Роулендсон. В середине 19 в. объектом карикатуры становится М. Монтефиоре и его сподвижники. С распространением сатирических иллюстрированных журналов (особенно с 1870-х гг.) резко возрастает во всех европейских странах число антисемитских карикатур. Еврей (ростовщик, банкир, виноторговец, адвокат, политик) как символ еврейского засилья во всех областях жизни и распространения в мире еврейского господства фигурирует на страницах журналов «Либр пароль» и «Псст!» (Франция), «Кладдерадач», «Дер гробиан» (Германия), «Кикерики» (Австрия) и ряда других. Дело Дрейфуса дало пищу целой лавине карикатур, а к концу 19 в. – началу 20 в. появляются открыто антисемитские издания («Антиземитише блеттер», Дрезден; «Плювиум», Петербург), в которых фантазия и сарказм их присяжных карикатуристов выливались в выражение лютой вражды, граничащей с травлей.

После Первой мировой войны новую волну антисемитской карикатуры в государствах, возникших на развалинах Австро-Венгрии, породило обсуждение еврейского вопроса при подготовке избирательных кампаний. Карикатуры на евреев изготовляли также белогвардейцы в России поры гражданской войны, приверженцы И. Пилсудского в Польше, ярый антисемит П. Лазар в Румынии и многие другие. Но самые грубые и художественно примитивные карикатуры на евреев публиковал орган нацистов в Германии «Штюрмер» (с 1924), в котором тон задавал неудавшийся живописец Ф. Рупрехт. Используя все известные до того темы и мотивы антисемитской карикатуры (вплоть до «еврейской свиньи»), он трактовал идею борьбы с евреями как схватку сил света с силами тьмы, изображал Германию в виде дерева, облепленного «еврейскими червями», которых опрыскивает инсектицидом немец в нацистской форме, и т. п.

Катастрофа европейского еврейства заставляет на некоторое время прекратить публикацию антисемитской карикатуры. Образование Государства Израиль вызвало к жизни новый вид антисемитской карикатуры, в которой молодая страна предстает в собирательном образе зловещего еврея. Такие карикатуры появились в печати арабских стран, а в Советском Союзе в 1949–53 гг., в период разоблачения «космополитов» и дела врачей «обогатились» антисионистскими выпадами, в которых использовались все те же антисемитские стереотипы (горбоносый еврей с маген-Давидом на какой-либо части одежды, врач-еврей с окровавленным ножом и т. п.). После Шестидневной войны репертуар советской карикатуры дополнился сопоставлением маген-Давида со свастикой, еврея, олицетворяющего Израиль, — с Гитлером, и прочее. Чаще всего такого рода карикатуры появлялись в газетах «Гудок», «Красная Звезда», «Советская Россия» и в журналах «Крокодил» и «Перець» (Киев), а также в антисионистских и откровенно антисемитских брошюрах и книгах вроде «Иудаизм без прикрас» Т. Кичко (Киев, 1963).

Ливанская война вызвала появление в западной печати карикатур, близких к советской модели. Так, в английской «Гардиан» карикатура изобразила узника нацистских лагерей, с ужасом взирающего на Бейрут, окруженный израильскими танками. Подобные карикатуры публиковали и американские «Сан-Франциско кроникл», «Аризона репаблик», «Лос-Анджелес гералд-экзаминер» и ряд других периодических изданий.

Участие евреев в развитии искусства карикатуры началось в 19 в. и по времени совпало с развитием революционных движений в странах Западной Европы. Популярнейшим карикатуристом Италии 1830–70-х гг. был Ч. Реденти, еврей по происхождению. Около 1848 г. художник-еврей В. Бек издавал и иллюстрировал в Берлине сатирический журнал «Цайтгайст», а в 1849 г. — юмористический журнал «Шари-вари» (Вена). М. Невахович (1817–50; сын Л. Неваховича) издавал в 1846–49 гг. в Петербурге сатирический журнал «Ералаш» (16 выпусков), который сам и снабжал карикатурами. Существенную роль в художественном развитии европейской карикатуры сыграл Т. Т. Хайне своим участием в журналах «Югенд» (где с 1896 г. выступал с карикатурами одновременно с карикатуристом-евреем Э. Штерном, 1876–1954), «Флигенде блеттер» и особенно в основанном им «Симплициссимусе» (с 1896 г.). В 1905 г., во время революционных событий в России, с политическими карикатурами выступили художники-евреи Б. Анисфельд, З. Гржебин (1869–1929), И. Бродский и другие. После Октябрьской революции во множестве сатирических изданий (свыше 90 между 1917 г. и 1923 г.) активно выступали с политическими и бытовыми карикатурами художники-евреи Бено (Б. Телингатер; 1876–1964), Самум (С. Уманский; 1888–1959), Л. Бродаты (1889–1954; один из первых карикатуристов газеты «Правда» в советское время), Бе-Ша (Б. Шаповал; 1895–1968), Ю. Ганф (1898–1973), А. Каневский (1898–1981), Л. Каплан (1899–1972) и Б. Фридкин (1901–?), публиковавшие карикатуры под общими псевдонимами «Двойка» и «Кафр», Ро-Зе (Розенфельд; 1900–42), Б. Ефимов (Фридлянд; см. М. Кольцов) и другие. К середине 1920-х гг. их ряды пополняют Е. Евган (Раппопорт; 1905–48), В. Брискин (1906–82), Б. Малкин (1908–72). Работа для нескольких (часто весьма кратковременных) изданий обязывала художников заботиться о высоком качестве и актуальности карикатуры. С 1923 г. ведущим журналом сатиры и юмора становится «Крокодил» (с 1932 г. выходит в издательстве «Правда»), привлекший к сотрудничеству лучших сатириков страны. Однако сдерживание партийным аппаратом критики внутренней жизни государства и ликвидация к 1934 г. почти всех сатирических журналов выбили творческую почву из-под ног художников и нивелировали их манеру. И хотя несколько новых художников-евреев в последующие годы занялись карикатурой (Н. Лисогорский, 1910–86; А. Резниченко, 1916–73; Л. Самойлов, 1918–88; М. Ушац, родился в 1927 г.; М. Битный, родился в 1929 г.; К. Невлер, родился в 1933 г., и другие), сатирические и юмористические рисунки (даже такого виртуозного и наблюдательного графика, как Л. Сойфертис, 1911–96) на страницах «Крокодила» не выделяются ни остротой, ни изобретательностью. Только в годы Второй мировой войны антинацистские карикатуры были одухотворены личным чувством гнева и ненависти. Антиамериканские и антиизраильские карикатуры последних десятилетий большей частью стереотипны и отражают очередные политические установки советских партийных органов.

В Западной Европе получил известность еврей из Венгрии И. Келен (1896–1978) своими карикатурами 1919 г. на участников Версальской конференции и представителей различных стран в Лиге Наций. Видными карикатуристами Великобритании были сэр М. Бирбом (1872–1956) и Вики (В. Вайс; 1913–66, в Англии с 1935 г.), сотрудник «Дейли миррор» и других изданий. Во Франции особенно популярен Тим (Л. Миттельбер /Миттельберг/; 1919–2002) своими карикатурами на политических деятелей в «Юманите», «Экспресс» и в американских «Нью-Йорк таймс», «Ньюзуик» и других, а также пародиями на картины Рембрандта и П. Сезанна.

Одним из первых евреев-карикатуристов в США был Ф. Б. Оппер (1857–1937) — в начале 20 в. зачинатель серий сатирических рассказов в картинках («комиксы»). Его примеру следовали евреи-сатирики Руб (Р. Голдберг; 1883–1970), М. Кенигсберг (1878–1945), Эл. Кэп (А. Дж. Кеплин; 1909–79; сатирическая серия «Лил Эбнер») — карикатурист «Гералд трибюн», М. Гросс (1895–1953), много выступавший с карикатурами в различных газетах, а также М. Флейшер (1899–1972; серия «Попай»), О. Соглов (1900–1975; серия «Маленький король», 1933), Дж. Сигел (1914–96) и Дж. Шустер (1914–92) — серия «Супермен», 1938, и многие другие. Дж. Фейфер (родился в 1929 г.) форму и структуру «комикса» соединил с политической карикатурой. Уроженец Чехии Л. Хаас (1901–83) основывал антинацистскую карикатуру на собственных рисунках времен его заключения в Терезине, а А. Шик (1894–1951; в США с 1934 г.) в серии карикатур «Новый порядок» (1941) воплотил всю силу своей ненависти к палачам его родной Лодзи. В современной американской прессе наиболее известны шаржами на политиков и деятелей искусства в «Нью-Йорк ревью оф букс» Д. Левин (родился в 1926 г.) и карикатурист (с 1929 г.) «Вашингтон пост» Херблок (Х. Блок; 1909–2001). По своему художественному значению за обычные рамки журналистики выходят карикатуры в «Нью-Йоркер» С. Стейнберга, одного из оригинальнейших виртуозов-графиков, который создает сатирические композиции из печатей, оттисков пальцев и монет, фотографий построек и т. п. С карикатурами выступали порой графики Б. Шан и У. Гроппер (1897-1977).

Карикатура в еврейской среде долгое время не занимала того положения, какое ей отводилось в общественной и политической жизни нееврейского общества. Хотя изредка появлялись карикатуры, посвященные внутриобщинным делам (например, карикатура 1794 г. года «Иерусалимская больница», воспроизводящая эпизод из сценической сатиры на администрацию сефардской /см. Сефарды/ больницы в Лондоне, или карикатура 1777 г. раввина Зхарии Падова на нотаблей возглавляемой им общины города Модена), в еврейской прессе (около двух тысяч изданий с конца 17 в.) вплоть до 20 в. карикатуры не публиковались. Попытки противопоставить антисемитским изданиям сатирические журналы на идиш («Шейгец», 1870-е гг., СПб.; «Кикерики», с 1877, Вена; «Дер юдишер пак», с 1894, Лондон; «Пипифакс», с 1899, Н.-Й.—Лондон; «Шлемиль», Германия) оказались малодейственными. После Первой мировой войны в еврейской газете «Фрайхайт» (США) Ю. Гом-Барг (1880–1954) между 1919 г. и 1925 г. публиковал профессионально выполненные политические и бытовые карикатуры. В 1931 г. в подмандатной Палестине одновременно издавались три сатирических журнала с карикатурами — «На‘асе ве-нишма», «Озер даллим» и «Пуримон», затем карикатуры стали появляться в газетах. Первым постоянным газетным карикатуристом стал А. Навон (1909–96), публиковавший в 1934–64 гг. в «Давар» политические карикатуры, особенно острые и впечатляющие — в период Войны за независимость. Начавший в 1947 г. в «Ба-Махане» И. Штерн с 1952 г. выступал с карикатурами в «Иеди‘от ахаронот», «Ма‘арив ле-но‘ар» и «Двар ха-шавуа», где с 1949 г. печатался Перец (П. Вайнрайх; родился в 1928 г., в 1939–46 гг. жил и учился в Советском Союзе), перешедший в 1973 г. в «Ал ха-мишмар». Самыми популярными мастерами карикатуры на темы внутриполитической жизни Израиля, общественный интерес к которой сильно вырос после создания государства в 1948 г., стали выходцы из Венгрии Дош (К. Гардош; 1921–2000, в Израиле с 1948 г.) — художник газеты «Ма‘арив» пользующийся динамичной линией для создания образа-символа (например, «Исреэлик», или «Срулик» — паренек в киббуцной /см. Киббуц/ панамке и сандалиях), и Зеев (Я. Фаркаш; 1923–2002), рисующий карикатуры для газеты «Ха-Арец» в сложные композиции которых часто вводит шаржи на видных политических деятелей.

С «Джерузалем пост» связано с 1949 г. творчество выходца из Австралии Майка (М. Ронен, родился в 1926 г.), чьи язвительные карикатуры выполнены беглыми штрихами с брошенными поверх них пятнами. Его младший коллега по газете Я. Киршен (родился в 1945 г.) помещает карикатуры из своей обширной серии «Сухие кости» также в «Нью-Йорк таймс». Едкие шаржи на израильских политических деятелей рисуют для «Давар» (1964–66) и «Ма‘арив» (с 1981 г.) Я. Шило (родился в 1937 г.), пользующийся строгой линией и растушевкой, мастер широкого броского мазка Дарьян (А. Дарьян; родился в 1931 г.) — художник газеты «Ма‘арив» с 1964 г., и О. Хофмеклер (родился в 1952 г., с 1976 г. живет в США), работающий в станковой манере (темперой и маслом по дереву) для журналов «Монитин», «Политика» (оба — Израиль), «Экспресс» (Франция), «Пентхауз» (США) и других, автор ряда карикатур на темы внешней политики Израиля. Широкой известностью пользуется Р. Лурье (родился в 1932 г., с 1967 г. живет в США) — художник «Иеди‘от ахаронот» до выезда из Израиля, публикующий карикатуры на внешнеполитические темы (часто связанные с Израилем) в различных изданиях европейских стран, США, Японии. На полосах израильских газет выступают с карикатурами также Ави Кац (родился в 1949 г.; «Давар» с 1983 г.), Авнер Кац (родился в 1939 г.; различные газеты с 1974 г.), Ниссим (Н. Иехезкияху, родился в 1961 г.; «Джерузалем пост», «Ма‘арив»), Мошик (М. Лин, родился в 1950 г.; «Ма‘арив» в 1976–77 гг., «Двар ха-шавуа» с 1978 г.), Шмулик (Ш. Кац, родился в 1926 г.; «Ал ха-мишмар» с 1955 г., «Ма‘арив» с 1976 г.), Диди и Циля (супруги Менуси: Иедидия, родился в 1926 г., Циля, родилась в 1930 г.; «Иеди‘от ахаронот» с 1982 г.), Гид‘он (Г. Амихай, родился в 1963 г.; «Ма‘арив» с 1984 г.), И. Рубингер (родился в 1964 г.; «Ба-Махане» с 1984 г.) и другие. В журнальной карикатуре с политической сатирой выступают М. Кишка (родился в 1954 г.; «Эт» с 1978 г.), Авшалом (А. Ахарон, родился в 1961 г.; «Ха-‘Олам ха-зе») и другие. Значительное место в карикатуре занимает критика быта, нравов, юмористические ситуации, которым посвятили свое творчество также известный в 1956–67 гг. как мастер политической карикатуры Пери (П. Розенфельд, 1912–92; «Ла-Ишша»), художница сборников карикатуры Фридель (Фридель Штерн; 1916–2006; «Эт», «Лондон доктор»), Джекси (И. Джексон, родился в 1941 г.; «Ла-Ишша») и другие.

http://www.eleven.co.il/article/11978


Leave a Reply

4 × 5 =