Карикатура Франции 20-го столетия
Карикатура Франции 20-го столетия
В начале 20 века подъем карикатурной активности приходится во Франции на известное дело Дрейфуса, французского офицера, еврея, обвиненного в измене родине и передаче шпионских сведений врагу. Это дело вызвало небывалый накал страстей – рост антисемитизма у одних и одновременно с этим рост гражданского сознания у других.
Тогда на сторону Дрейфуса встал великий французский писатель Эмиль Золя. И оба талантливых французских карикатуриста Жан-Луи Форен и Карандаш не пожалели язвительной сатиры, чтобы заклеймить позором и самого Дрейфуса, и выступившего в его защиту Золя.
Карикатура времен дела Дрейфуса, которая находится в настоящее время в коллекции Музея живой истории в г. Монтрее, выглядит так: «Из гроба доносятся беспокойные звуки. Министр войны: – Вы чего-то желаете, господин Дрейфус?».
Другой темой для карикатуристов является закон, принятый в 1905 году, об отделении церкви от государства. Антиклерикальные карикатуры оказываются крайне эффективным оружием приверженцев этой реформы.
Во время Первой мировой войны карикатура процветает во всех воюющих странах, переживая настоящий подъем. Основанный в 1893 году во Франции журнал «Смех» переименовывается к 1915 году в «Красный смех». С оглушительной энергией обрушивается на читателей и немецкий сатирический журнал «Кладдерадач», в переводе «Бум-бадабум», который представляет в карикатурном виде французов и их союзников.
Примечательно, что пресса того времени не всегда защищает государственные интересы. Так, в 1915 году знаменитый художник-экспрессионист Георг Грос и его друг, публикующийся под псевдонимом Джон Хартфильд, выступают с пацифистскими карикатурами, призывая к прекращению лишенной смысла империалистической войны.
В 1923 году тот же Грос изображает Гитлера в виде смехотворного и одновременно страшного Зигфрида.
Во Франции промежуток времени между двумя войнами – это период стремительной смены стилей, быстрой художественной эволюции. Все большую роль играет фотография, которая считается более объективной, чем живопись. Что касается карикатуры, то в этой связи она становится еще более острой, продолжая свое сближение с журналистикой.
Как раз в это время появляется так называемая редакционная карикатура, которая публикуется рядом с редакционной статьей. Как правило, это быстрый рисунок карандашом, с краткой надписью, которая выражает в сжатом виде точку зрения самого издания.
Именно такой тип карикатуры предпочитает основанная в 1915 году популярная французская сатирическая газета «Канар аншене» («Закованная утка»), которая до сих пор выходит в Париже.
Преуспевает карикатура и в вишистской Франции, где худшие антисемитские, антикоммунистические и про-нацистские симпатии части французского общества находят выражение в карикатурах на евреев и на мировой еврейский капитал.
Именно такую позицию занимает газета «Же сюи парту» (в переводе с фр.«Я – всюду»), которую возглавляет именитый интеллектуал-коллаборационист Робер Бразияк, после освобождения расстрелянный за свое активное сотрудничество с нацистами. Интересно, что многие интеллектуалы и художественная интеллигенция, в том числе Валери, Мориак, Камю, Кокто, Колет, просили у генерала де Голля простить Бразияка, но он не отменил его казнь.
Некоторые карикатуристы во время Второй мировой войны вступили в ряды сопротивления и помещали свои карикатуры в подпольной прессе. Рауль Каброль, например, в 1938 году издал ставшую широко известной карикатуру на истошно вопящего Гитлера, за что Гестапо искало его в течение всего оккупационного периода.
После войны одним из излюбленных сюжетов французских карикатуристов становится генерал де Голль. Именно он приносит славу карикатуристу Ролану Муазану, который придерживается более живописной традиции в карикатуре. Что касается второй половины 20-го века, искусство карикатуры ориентируется на массовую культуру, в которой все большее место занимают комиксы, кино и телевидение.
В 1960-70е годы появляются новые сатирические газеты, которые связаны с протестными движениями этого периода и, в особенности, с маем 1968 года.
Один из самых ангажированных карикатуристов – Сине, который начал в 1958 году сотрудничество с еженедельником «Экспрес», порицая режим генерала Де Голля и алжирскую войну. Затем, в 1963 году, он создает собственную газету «Сине-массакр» («Сине-бойня»), а затем ряд других сатирических изданий.
После издевательского уведомления о смерти Де Голля: «Трагический бал в Коломбе: один погибший» (Коломбе – родная деревня генерала) его еженедельное издание «Харакири» было запрещено властями.
Сатирический еженедельник «Шарли эбдо», который существует и поныне, стал продолжателем традиций всех этих публикаций. Именно в нем помещают свои искрометные карикатуры лучшие французские мастера: Топор, Кабю, Волински, Сине. Разумеется, большая часть карикатуристов находится в оппозиции к власти – такова сама природа жанра.
В отдельных случаях, когда карикатурист старается защищать власть, как бессменный Жак Фезан в «Фигаро», его карикатуры делаются менее яростными. Таков путь, например, одного из самых известных карикатуристов Франции, Плантю, который уже много лет почти каждый день печатает свои карикатуры в солидной газете Монд.
Плантю сам сознавался, что ему не по душе чересчур едкая и язвительная сатира – он продумывает любой штрих, предлагая осознание действительности, чем злое глумление над тем или иным персонажем.
Нужно отметить, что политики постепенно привыкают к мысли, что с сатирой необходимо уживаться. Примером этому может быть тот факт, что несколько лет назад тогдашний председатель Национального собрания Франции Жан-Луи Дебре сделал предложение ряду известных карикатуристов выставить сатирические портреты политиков в Музее парламента в Версале. Демократический жест Дебре, наверное, заставил бы Домье перевернуться, однако в современной Франции это становится обычным явлением.
Как ни странно, максимальное преуспевание карикатуре в ее последнем выражении приносит телевидение. В 1984 году два британских продюсера, Питер Флек и Роджер Лоу, создали для BBC серию «Спиттинг Имидж», в буквальном смысле слова образ для оплевывания. Это – прообраз всех существующих Кукол.
Вскоре во Франции появляется сначала «Бебет Шоу», а затем «Ле гиньоль де линфо» («Клоуны информации»). Большая аудитория и соответствующие сборы от рекламы гарантируют жизнеспособность этих программ, и правительству не удается оказывать давление на дирекцию телеканалов.
Самая большая свобода у художника-карикатуриста в интернете, где к тому же развиваются новые технологии морфинга и других манипуляций образа. У карикатуры – большие перспективы, но ее могут ожидать и великие битвы, что подтверждает огромный скандал вокруг датских карикатур на пророка Магомета.