Как становятся карикатуристом

В детстве Ф. Гойя изобразил деву Марию с синими усами и пожилого Иосифа с трубкой в зубах, за что и был наказан. Но этот случай не воздействовал на его творческую судьбу. Карикатуристов нигде не подготавливают. Ими рождаются. Карикатуристы сами себе режиссеры, сценаристы и актеры.

 

Им не нужны помещения, оборудование, рукоплещущая публика. Нужна только бумага, да карандаш. Каждый избирает свою тенденцию в карикатуре, но какое бы направление ни было предпочтено, надо быть готовым к наказанию (как юный Гойя) – от непонимания обывателя до непонимания страны, карьера может кончиться тюремным заключением, как у О. Домье или Г. Гросса. Такова стезя карикатуриста – создателя “юмористических искажений и сатирических катаклизмов”.

 

В. Богорад, исходя из того, что нынешняя карикатура (а иначе – проблемная графика) не что иное, как характерная комбинация хорошо известных символов, сделал попытку их систематизировать: “эзоповская” (животные, как символы человеческих свойств характера и интеллекта), мифическая (символы, взятые из легенд и мифов древней Греции и Рима), средневековая (смерть, король, шут, рыцарь, палач), пиктографическая, “платяная”, “вещевая” и другие. Короче говоря, карикатуру можно разделить на актуальную, жизнь которой недолга и универсальную.

 

Искусство карикатуры зародилось задолго до того, как возникло само слово “карикатура”. Это искусство было создано уникальным качеством человеческой природы – чувством юмора, способностью смеяться. Кто же стал первым пересмешником? Вовсе не дьявол – антипод Бога, который выдумал обезьяну – “живую карикатуру” на творца. Карикатуристом номер один стал сам Бог, создавший дьявола, первую и лучшую “карикатуру” всех времен и народов.

 

Вероятно, в минуты творчества он и улыбался, не зная, что создает, и даже рассмеялся, увидев конечный результат, но затем ему уже стало совсем не до смеха. “Произведение искусства” зажило своей жизнью. В каменный век рисованная карикатура в нынешнем ее виде появиться не могла, потому что не было ни карандашей, ни бумаги. Разве что люди той поры расписывали сажей лица и тела друг друга – для смеха, конечно.
Карикатуры изображались на камне, т. е. вырубались. Осмеиваемые этого очень опасались, потому что позорились на века. Сатириков умасливали или попросту убивали.

 

Припоминать период матриархата как-то неловко – уж больно уродливыми казались женщины-вожди, представляемые карикатуристами. Художественное чувство народа, вернее его зачатки, не вынесло, и поэтому матриархат сохранялся недолго.

 

При патриархате борцы за истину и справедливость перешли полностью на мужчин, которые, в большинстве своем юмора не постигая, убивали и съедали карикатуристов на месте преступления. Но до конца уничтожить их не сумели. Поэтому исследователи до сих пор находят карикатуры тех времен. Они все же были нужны и двигали социум к прогрессу, создавая самое человеческое из чувств – чувство юмора.

 

У людей всегда была живая потребность насмехаться над другими. Карикатура обращает недруга в ничтожного пигмея или урода и в этом обращении “черпает удовлетворение”. В переводе с латинского слово “сатира” обозначает смесь. Примечательно, что объекты “смешения” почему-то всегда оскорблялись – вероятно, сама ирония тогда была не прославлена.

 

А зря, ведь многие каменные “карикатуры” имеют сейчас ценность как художественную, так и историческую. В более развитые времена, например, в Древнем Египте, карикатуристы использовали папирус и сатирой не злоупотребляли. Рамзесу III пришлось по душе, что его представили львом, да еще выигравшим в шашки у придворного-антилопы мешок с золотом. Тогда и зародилась “положительная” карикатура.

 

Оставили следы своего дела также юмористы Древнего Рима, ведь его жители увязли в рабовладельчестве, распутстве, безверии, поэтому их было за что критиковать. Возможно, будь их старания эффективней, и Рим бы не пал. Римские карикатуристы расширили поле своей деятельности, т. е. изображали на глиняных сосудах, табличках, стенах домов. В переводе с латинского слово “юмор” обозначает “влага”. Да, выпивали римляне много, и при этом очень веселились, шутили над варварами. И дошутились.

 

Наши предки славяне тоже обожали юмор и любили сатиру, а карикатуры рисовали, вернее, выцарапывали на бересте с XII века, особенно в Новгороде, где люди были образованнее. Увы, сохранилось мало таких карикатур, иная влага постаралась. Ну, а когда возникли газеты, журналы, книги, то карикатура: а иначе юмористическая и сатирическая графика стала неминуемым спутником культуры.

 

http://karikaturist.ru/modern/2009/02/24/modern_15290.html

 


Leave a Reply

2 × five =