История зарождения карикатуры, Петр Громов

Многие исследователи считают первым теоретиком карикатуры Леонардо Да Винчи, который разрабатывал методы гротеска в рисунке – “идеального типа деформации”.

Однако формальным создателем жанра ныне принято считать известного живописца Аннибале Карраччи (1560-1609).

Аннибалле, его брат Агостино и двоюродный брат Лодовико были весьма талантливыми и плодовитыми художниками, которые расписывали дворцы и церкви в Болонье и Риме. Их картины были революционными для своего времени. Аннибалле впервые стал преподавать искусство карикатуры в своей школе живописи. Он также и предложил термин “карикатура” – в буквальном переводе “контрискусство”. Однако тогда карикатуры были популярны среди ценителей живописи, а не среди широкой аудитории. Карикатура пришла в массовую политику после изобретения печатного станка и начала Реформации. Фактически, первые политические карикатуры носили антирелигиозный характер.

Многие историки подчеркивают, что карикатура приобрела в средневековой Европе столь большую популярность по причине неграмотности населения. Для понимания забавных картинок не требовалось знания букв, а использованные художниками образы – как и сегодня – обращались к реалиям современной им культуры. В 16 веке вероятно наиболее часто карикатуристы-протестанты атаковали Папу Римского, главу Католической Церкви. В числе авторов подобных карикатур были величайшие художники – Лукас Кранах-старший и Дюрер. Как правило, карикатуры обращались к понятным религиозным понятиям: они сравнивали, например, простоту и бедность Иисуса Христа и богатство Папы. Известна, например, серия “Страсти Христовы и Антихристовы”, которая состоит из серии парных рисунков: “Иисус омывает ноги своим ученикам” – “Посетители целуют туфлю Папы”, “Иисус носит терновый венец” – “У Папы на голове три золотые короны” и пр.

С развитием печати карикатуры стали появляться чаще и их значение стало возрастать. Впоследствии наступила эра профессиональных карикатуристов, некоторые из которых обретали массовую популярность и даже значительное политическое влияние. В историю США вошел художник Томас Нэст, который работал в журнале Harper’s Weekly. Нэст рисовал карикатуры во время войны Севера и Юга. Президент Абрахам Линкольн неоднократно заявлял, что для привлечения добровольцев в армию северян Нэст сделал больше, чем кто бы то ни было. Впоследствии Нэст стал настоящим “могильщиком” группы влиятельных и коррумпированных политиков Нью-Йорка. К началу 20 века практически все американские газеты обзавелись собственными карикатуристами.

В 1922 году наиболее престижную награду США в области журналистики – Пулитцеровскую премию стали вручать карикатуристам. Историк Роджер Фишер, автор книги “Проклятые Картинки”, отмечает, что карикатуры 19 – начала 20 веков вряд ли бы были напечатаны в современной европейской или американской газете. Художники гиперболизировали не только действия тех или иных политиков или знаменитостей, но и издевались над их физическими недостатками и просто особенностями. Они активно использовали стереотипы того времени: например, описывали индейцам, чернокожим, евреям, католикам, ирландцам, мормонам и пр. определенные черты – в эпоху политкорректности подобное стало невозможным. Эта тенденция (к примеру, во время Второй Мировой войны американские карикатуристы изображали японцев, нарочито подчеркивая их азиатские черты, то есть, используя расистские штампы) прослеживалась примерно до середины 1960-х годов, после чего практически сошла на “нет”.

Однако ныне политическая карикатура постепенно умирает. Многие газеты, которые ранее имели в штате карикатуристов, ныне прекращают пользоваться их услугами. Частично это связано с уменьшением числа мелких газет – если в каком-то населенном пункте есть всего одна газета, ее редакция волей-неволей вынуждена учитывать интересы всех своих читателей. Карикатура – по определению острый жанр – легко способна оскорбить часть читателей. Еще одной причиной является политическая корректность: весьма сложно создать рисунок, не задевающий ничьих интересов.

Однако и США, и мир многим обязаны карикатуристам. К примеру, известнейший политический символ США – Дядя Сэм – появился и приобрел известность именно благодаря карикатурам.

Стоит отметить, что Республиканская и Демократическая партии США приобрели свои “животные” символы – слона и осла – также после опубликования карикатуры.

http://www.weeksurvey.com/content/view/719/244/


Leave a Reply

three × one =