История карикатуры, Галина Аккерман

История карикатуры, Галина Аккерман

Луи-Филипп
Луи-Филипп, фрагмент карикатуры Ш.Филиппона

Кто и когда создал карикатуру?
Как развивалось это искусство во Франции?
Почему французского монарха Луи Филиппа изображали в виде груши?
Как сложилась судьба Оноре Домье?

В течение последнего столетия карикатура оставалась мощным политическим оружием – и в Советском Союзе, и в западных странах. Шум, поднявшийся в мусульманском мире вокруг датских карикатур на пророка Магомета, показывает, что карикатура продолжает не просто смешить, но задевает, раздражает, влияет на общественное мнение. Сродни карикатурам и такие формы сатиры как уже не существующие на российском телевидении «Куклы» или «Клоуны информации» во Франции, на популярном платном канале Канал Плюс, где впрочем эту передачу могут смотреть все желающие, а не только абоненты. Именно поэтому представляется интересным поговорить об истории карикатуры, от ее возникновения до наших дней, особенно во Франции.

Карикатура появляется в эпоху Ренессанса – рисунок несколькими быстрыми росчерками пера на листочке бумаги. Само слово «карикатура» – итальянского происхождения, оно означает преувеличение, гротеск. Первые карикатуры, принадлежащие перу таких итальянских мастеров как Агостино Карраче или Лоренцо Бернини, и изображают смешные большие головы на маленьких тельцах. Однако, искусство это быстро развивается в Голландии и Германии – первой темой карикатур там становится борьба между папистами и сторонниками Реформы, то есть протестантами. Разумеется, действенность этой пропаганды связана с изобретением книгопечатания и освоением техники гравюры. Наиболее частым приемом оказывается унижение изображаемого объекта и насмешка над властью, которую он воплощает. Так, во времена Французской революции король Людовик 16й изображается как жирная свинья, которую пора зарезать, а его супруга Мария Антуанетта – как пантера или волчица, что подчеркивает ее звериную природу. Во Франции карикатура и расцветает во время Французской революции, хотя по вполне понятным причинам большинство художников-карикатуристов предпочитают сохранять анонимность даже после 1789 года.

Разумеется, история карикатуры неотделима от истории цензуры. Начиная с 16 века, целый ряд европейских стран публикуют законы и указы, которые запрещают распространение эстампов клеветнического характера. Во Франции главные цензоры – это директор Библиотеки (имеется в виду королевская, будущая Национальная библиотека) и Хранитель печати, то есть министр юстиции. Во Франции цензура отменяется в 1789 году, и статья 11 Всеобщей декларации прав человека и гражданина торжественно провозглашает: «Свободное изложение своих мыслей и мнений есть одно из ценнейших прав человека; поэтому любой человек имеет право свободно говорить, писать и публиковать, и отвечает перед законом лишь за злоупотребление этим правом».

Тем не менее, полная свобода длится недолго: уже в июле 1791 года Национальное собрание издает декрет, запрещающий публикацию текстов или изображений, которые носят подстрекательский характер против власти. А еще год спустя печатание и распространение подрывных гравюр расцениваются декретом как серьезное преступление. Именно поэтому история карикатуры включает и множество анонимных публикаций, которые распространялись незаконно.

Луи-Филипп
Шарль Филиппон (1800-1862), портрет, автор неизвестен.
(Photo : Wikipedia)

В 19м веке карикатуристы пользуются наибольшей свободой в Англии, где королевская власть бдительно следит за театром и литературой, оставляя искусство низших слоев – карикатуру, практически без надзора. Впрочем, расцвет карикатуры приходится там на период анти-наполеоновской пропаганды, которую поддерживает правительство Великобритании. Два блестящих карикатуриста, Джеймс Гилрей и Томас Роулендсон, поднимают там в это время карикатуру на невиданный уровень. Их композиции используют все визуальные средства, от грязной порнографии до фантастики. Именно эти художники оказали влияние на Гойю, с его склонностью к гротеску.

Если во времена господства Наполеона анти-наполеоновские карикатуры процветают в Англии, то во Франции они как раз попадают под цензурный нож. Наполеон разрешает распространение только тех рисунков, которые изображают его в выгодном свете. Тем не менее, подпольная карикатура продолжает процветать и в период наполеоновской диктатуры, и при монархии Луи-Филиппа.

В этом смысле интересна судьба одного из знаменитых французских карикатуристов, Шарля Филиппона, который сначала специализируется на сатирических изображениях различных социальных категорий, не замахиваясь на большую политику. Его тесть, нотариус, открывает магазин литогравюр, а впоследствии создает первое периодическое сатирическое издание, под названием «Карикатура». Филиппон приглашает к сотрудничеству знаменитого впоследствии рисовальщика и карикатуриста Гранвиля и некоего Оноре Домье, для которого он пишет подписи к рисункам. Будучи ярым противником июльской монархии, Филипон даже был заключен в тюрьму в 1832 году, после чего стал осторожнее.

Луи-Филипп
Шарль Филиппон, “Метаморфоза”
(Photo : Wikipedia)
В тюрьме он разработал ряд кодов, например, Луи-Филип изображался как груша с раздутыми щеками – узнаваемо, а прицепиться не к чему. И чего только с этой несчастной грушей не случалось – художники, работавшие на Филиппона, охотно давали волю своему воображению.

Оноре Домье
Оноре Домье (1808 – 1879), портрет Г.Ф. Надара
(Photo : Wikipedia)
Вообще с распространением техники литографии, изобретенной в самом конце 19 века, появляется большое количество периодических журналов и газет с сатирическим уклоном, то есть первая иллюстрированная пресса, которая пользуется массовым распространением благодаря подписке.

С начала 19 века, и в течение более ста лет, издатели периодических изданий становятся основными издателями и карикатур. Стоит, наверное, отдельно сказать несколько слов о судьбе Оноре Домье. Замеченный Филиппоном, Домье обладал острой наблюдательностью, способностью к схвачиванию выражений, к передаче основной черты персонажа, чувством комического, яростной сатирической направленностью ума. Филиппону пришлось даже умерить пыл Домье в 1835 году, после того как тот отсидел шесть месяцев в тюрьме. Однако, власти со своей стороны также не сдаются. В 1852 году издается закон, по которому газета должна получить предварительное согласие изображаемого на данную карикатуру. Этот закон позволял члену правительства или депутату по существу наложить запрет на любую сатиру на власть. В этих условиях Домье трудно было реальзовать свой сатирический талант, он переключился в конечном счете на живопись и умер в нищете.

Гаргантюа
Оноре Домье, “Гаргантюа”
(Photo : Wikipedia)
Нужно фактически дождаться установления третьей республики и закона о свободе прессы 1881 года, чтобы вернуться к относительной свободе сатиры, а стало быть, и карикатуры. Но не проходит и двух десятков лет, как цензура и обвинительные приговоры вновь обрушиваются на карикатуристов. Республика обеспокоена разгулом тех, кто хотел бы ее уничтожить. Шовинистическое движение буланжистов и дело Дрейфуса способствовали росту крайнего национализма и шовинизма. Эти движения также использовали в качестве идеологического оружия весьма злобные, часто омерзительные карикатуры, чтобы заклеймить так называемых врагов Франции. Но об этом, и в целом, об истории карикатуры в Европе и особенно во Франции в 20м веке, – в следующем выпуске Судьбы идей.

опубликовано 24/07/2008
http://www.rfi.fr/acturu/articles/103/article_865.asp


Leave a Reply

four × two =