Французская карикатура времен великой французской буржуазной революции Еремина Т.Д.

Искусство карикатуры зарождается и начинает развиваться во Франции задолго до Великой буржуазной революции.

Первые навыки изготовления сатирических картинок галлы перенимают из
греко-римских изображений. В эпоху средневековья большую популярность завоевывают карикатуры на религиозные сюжеты, пародии на пышные рыцарские турниры.Характер карикатуры существенно меняется с наступлением эпохи Реформации. Сторонники последней быстро оценили эффективность сатирических изображений в борьбе с идейными противниками. Задача карикатуристов облегчалась тем, что с изобретением печатного станка производство карикатур становится гораздо более простым, чем раньше.В XVII в. во Франции мишенью карикатур были непопулярные политики, иностранцы и даже сам Людовик Великий. Популярностью пользовались также пародии на иезуитов. XVIII столетие становится “золотым веком” карикатуры. Неисчерпаемой темой для шуток служит мода. К концу XVIII в. популярность приобретают эротические карикатуры, “героинями” которых выступают даже монахини. Новый король, Людовик XVI, в начале правления был любим своим народом, но отношения с подданными испортила его супруга – молодая королева Мария Антуанетта. Народная ненависть к ней оказалась столь велика, а сама она так часто становилась объектом насмешек (порой, весьма грубых), что ее можно считать государыней, самой высмеиваемой во французской истории, позднее – наряду с императрицей Евгенией.С началом Великой французской революции меняется не только характер, содержание, техника исполнения сатирической картинки, но и ее цели, задачи, а, следовательно, и значение.В годы Великой французской буржуазной революции карикатура приобретает особенное значение. Изготовлением сатирических картинок занимаются как патриоты, так и монархисты. Если раньше изготовление сатирических гравюр было, в основном, уделом художников–профессионалов, то теперь к ним присоединяются и любители. Этим объясняется значительное снижение художественного уровня революционных карикатур: они теряют
прежнее изящество, зачастую раскрашиваются наскоро, от руки. Тем не менее, популярность таких сатирических листков уже в первые годы революции оказалась огромна, а простота исполнения сделала их гораздо дешевле, а значит и гораздо доступнее. Большинство художников не решалось подписывать свои работы, сомневаясь в прочности революционных завоеваний. Поэтому анонимные карикатуры в то время ни у кого не вызывали удивления.
Тематика сатирических изображений была весьма разнообразна:
патриоты высмеивали королевскую семью, аристократию, католическое духовенство, европейских монархов и иностранных интервентов вообще. Роялисты отвечали пародиями на санкюлотов, на лидеров революционного лагеря. Один раз понравившийся рисунок мог воспроизводиться затем многократно, в точности или же в различных вариантах. Каждая карикатура, как правило, получала название и снабжалась надписями или комментариями.
Однако смысл рисунка обычно был понятен и без каких-либо
объяснений, поскольку изготавливался он всегда на злобу дня, по следам волновавших всех событий. Можно сказать, что во времена революционных потрясений во Франции карикатуре с успехом удалось заменить информационные бюллетени, с той лишь разницей, что она предназначалась всем без исключения, в том числе и не умеющим читать простолюдинам. Скорее всего, именно этим обстоятельством и объясняется огромный успех французской революционной картинки.Революционное правительство быстро оценило все преимущества карикатуры как нового средства массовой пропаганды. С одной стороны, она помогала поддерживать в народе патриотические настроения, а с другой, – направлять его внимание в нужное русло.С помощью сатирических картинок было легко формировать общественное мнение, поэтому популярные гравюры выставлялись прямо на улицах Парижа. Специальным решением Комитета общественного спасения от 12 сентября 1793 г. депутату Давиду
поручалось “использовать таланты и средства, находящиеся в его ведении, на то, чтобы увеличить количество гравюр, карикатур, которыми следует разбудить общественные умы и дать почувствовать, насколько жестоки и смешны враги свободы и республики”1 .

Таким образом, изготовление сатирических гравюр превращается в дело государственной важности. Теперь, помимо картин на революционные сюжеты, Комитет общественного спасения заказывает художникам и карикатуры. Важно отметить, что с приходом к власти якобинцев и наступлением эпохи Террора сюжеты сатирических картинок приняли совершенно иной характер: карикатуристы обращаются к событиям внешней политики. Это объяснялось естественным опасением неудачной шуткой вызвать гнев правительства, кроме того, внутренних врагов Франции, действительных или мнимых, теперь ожидало гораздо более суровое наказание, чем народный смех. Поэтому французская карикатура
обрушилась на внешних врагов республики, едко высмеивая пруссаков, австрийцев, англичан. В тяжелых военных условиях подобная практика активно поощрялась, а порой и заказывалась властями.

Наглядным примером может служить одна из гравюр, хранящихся в отделе эстампов РНБ.
Автор карикатуры “Большая королевская точильная мастерская английских кинжалов” – художник Дюбуа. Известно, что заказ на рисунок он получил от Комитета общественного спасения в 1793г.2

На рисунке изображена забавная сцена: английский король Георг III (Георг Простофиля, как гласит надпись, помещенная рядом с его фигурой), высунув от натуги язык, с выпученными глазами, вращает огромное колесо, которое, в свою очередь, приводит в
движение механизм для заточки ножей. Только затачиваются в этой мастерской вовсе не ножи, а кинжалы. Один из них как раз точит Уильям Питт-младший, глава английского кабинета. Его лицо выражает крайнюю сосредоточенность, он целиком поглощен своим
монотонным занятием. На полу у ног Питта и короля разбросаны кинжалы и мешки, туго набитые монетами. Один из мешков перевернулся, демонстрируя зрителю внушительные размеры своего содержимого.

Фигуры Георга III и Уильяма Питта-младшего составляют разительный контраст: если король Англии толст и неряшливо одет (его костюм растрепался, корона съехала на затылок), то его премьер-министр, напротив, невероятно худ, но зато облачен в аккуратный костюм с иголочки. Глава английского правительства, судя по всему, не чужд некоторого самолюбования: это видно по той позе, в которой он стоит: правая нога согнута в колене, а левая изящно отставлена назад.

карикатура

Художник снабдил карикатуру следующим комментарием:
“Знаменитый министр Питт, затачивающий кинжалы, с помощью которых он хочет убить защитников народной свободы, толстый Георг Простофиля, вращающий колесо и запыхавшийся от усталости”.

Описанная нами карикатура, несомненно, отражает образ Питта, сложившийся к тому времени в сознании французских патриотов: коварный враг, готовый в любой момент нанести удар по Республике, враг, действующий с помощью подкупов и наемных убийц,
скрывающихся повсюду. Важно отметить и то, в каком положении представлен революционным художником Георг III: на рисунке король Англии крутит (из последних сил!) точильный круг, не смея перечить своему премьер-министру, который не обращает
ни малейшего внимания на усталость своего государя. Мысль Дюбуа вполне ясна: английской политикой заправляет вовсе не Георг Простофиля, а всемогущий Питт. Король же, возможно, и рад бы остановиться, но это уже не в его власти.

Как отмечал Н.И.Кареев, подобные карикатуры “представляют собой цельную сатирическую историю эпохи. Это делает их особенно ценным и интересным историческим источником, достойным самого подробного изучения.

Примечания.
1 Котляревская М.Л., Майофис Я.М., Сторожицкая Е.Н. Культура Великой французской буржуазной революции конца XVIII века.
Саратов, 1960. С.41.
2 Baecque A. La caricature revolutionnaire. Paris, 1988. P.221.
3 Кареев Н.И.Эмблемы, аллегории и карикатуры Великой французской революции. // Нива. 1918. № 32. С.507.


Leave a Reply

eleven − 3 =