Человек среди людей, Владислав Бугаев, Михаил Кузьмин
Из неизданного альманаха. (1987 г.)
Жизнь любого человека проходит в окружении себе подобных. Даже Маугли, живший среди зверей, не предста¬вляет исключения – в конце концов его тоже потянуло к людям.
Удивительные метаморфозы происходят с человеком в людском муравейнике! Ведь только здесь верующий мо¬жет стать еретиком, а еретик – святым. Король легко превращается в шута, а шут в диктатора. Поэт при помощи людей может стать конюхом Пегаса, а философ – автором проекта сумасшедшего дома. Более того, свою маску многие носят добровольно и в соответствии с последней модой. Одни свято верят в сказку о Золушке, другие в апокалипсис. Одни удобно устраиваются в кругу себе подобных, им иногда бывает хорошо, другие со страхом и надеждой следуют своей карме в ожидании новых перевоплощений. Но и те, и другие, от мусорщика до президента живут в постоянной тревоге за своё будущее.
Преодолеть неврозы нашего времени помогает юмор. Он не даёт человеку превратиться в носорога. Можно смело утверждать, что не стремление к власти, не страсть к золоту и не жажда славы сделали человека человеком, а присущее ему чувство юмора. В борьбе за сохранение вида побеждает тот, кто смеётся последним, а думает первым.
Что же такое юмор? Если собрать все определения – а их много тысяч, а то и миллионов! – получится любопытная коллекция афоризмов, трактующих что угодно, но только не чувство юмора.
Может быть, юмор-это необъяснимая болезнь, которой страдают все, но в разной степени? Не ошибётся и тот, кто скажет, что юмор-это и есть творческое начало в человеческой природе. Возможно, юмор-зеркало, в котором человек видит себя со стороны.
Юмор универсален – он охватывает все сферы человеческой деятельности и синтетичен – он не может быть оторван от всего комплекса чувств и переживаний человека. Самые ценные чувства всегда сложны и противоречивы. Если анекдот или карикатура дадут вам пищу для размышлений о себе и своих собратьях по разуму, если к смеху примешиваются грусть и тревога – значит, вы стали немного умнее, богаче и человечнее.
Юмор сближает и соединяет противоположности: чувство и разум, белое и чёрное, короля и шута, жизнь и смерть, бога и дьявола.
А какова роль юмора в общественной жизни? Юмор настолько многогранен функционально, что можно говорить лишь о некоторых его задачах. Можно выделить, например, эвристическую функцию юмора. Юмор приучает мыслить нестандартно, искать оригинальные решения жизненных, производственных и иных проблем нашего быта и бытия. Вполне возможно, что когда увесистое яблоко больно ударило по голове сразу ставшего гениальным Ньютона, юмор сыграл роль философского камня.
Не менее важна для жизни человека терапевтическая функция юмора. Дело не только в том, что смех, как реакция на юмор, связан с весельем и хорошим настроением. Каждый умный и опытный жилец знает, что юмор часто имеет отношение и к негативной, теневой стороне человеческих взаимоотношений. Бывает смех сквозь слезы, бывает смех истерический…
В нашем народе живы традиции черного юмора. Наиболее яркие примеры тому – игра в русскую рулетку, колхозы, ценообразование…
По Фрейду, остроты и разного рода обмолвки служат основой психоанализа, позволяющего выявить и устранить причину душевного дискомфорта. В жанре “чёрного юмора”художник, а за ним и зритель находят выход тому мрачному, тёмному и агрессивному что накапливается в подвалах их подсознания и освобождаются от комплексов. Таким образом, чёрный юмор – катарсис.
Когда появился юмор? По-видимому, он ровесник человечества. Если придерживаться библейской версии о его происхождении, то произведённая Творцом хирургическая операция по поводу ампутации ребра у Адама была задумана и осуществлена исключительно в юмористических целях. Если же принять эволюционную точку зрения на происхождение видов, то первым юмористическим актом стало прямохождение. Не случайно и сегодня публика хохочет в цирке, когда видит, как медведи и пудели ходят на задних лапах и выделывают бессмысленные трюки, свойственные только людям. Если говорить о карикатуре как графической форме юмора, то здесь на первом плане коммуникативная функция. Карикатура – визуальное эсперанто, понятное всем независимо от пола, национальности, социального положения и вероисповедания за исключением круглых идиотов, милитаристов и закоренелых бюрократов.
Смысловая ёмкость лаконичного юмористического рисунка намного превышает смысловую ёмкость длинного ораторского монолога. Юмор, выраженный языком карикатуры, способствует взаимопониманию людей всех стран и континентов, укреплению мира и дружбы между народами. Не случайно, девиз Габровского биеннале юмора гласит: “Мир уцелел, потому… что смеяться умел”.
Изобразительный юмор – карикатура, конечно же, моложе юмора как видового признака Ногтю зар1епз, истоки его восходят к эпохе неолита. С тех пор карикатура прошла долгий путь развития от наскальных изображений до современной муральной графики на заборах, стенах домов и общественных туалетов.
Еще в XIX веке карикатура носила векторный характер, она как указательный палец была направлена на конкретные явления и на конкретных носителей зла и порока. Лишь в двадцатом веке появилась философская карикатура, или, говоря иначе,”проблемная графика”.У истоков этого направления стоят такие замечательные художники как американец Сол Стейнберг, французы Моз, Андре Франсуа, Шаваль, Ролан Топор, Жак-Арман Кардон, австриец Пауль Флора. Именно они совершили переворот в карикатуре, освободив её от пояснительного текста. иллюстративности и создали жанр юмористического рисунка без слов.
Лучшие художники -карикатуристы наших дней стремятся к неисследованному, загадочному и таинственному, выраженному через парадокс, к познанию тайн бытия через абсурд…слепой прозревает втайне от самого себя…
Смеяться над тем, что просто смешно, – неинтересно. А вот смех над парадоксом требует от зрителя творческого напряжения. Чаще всего над парадоксом смеются дважды: первый раз от того, что не понимают, второй раз от того, что не могут понять. А тот, кто сумеет понять, рассмеётся и в третий раз, и в четвертый…