Американская карикатура за пределами Нью Йоркера, Андрей Фельдштейн

Из письма М. Кузьмину от 6-го Июля 2005 года:


“Хэлло Миша!

Спасибо за исторический экскурс в мир французской
карикатуры.

Посмотрел Боска на его сайте
(http://www.j-m-bosc.com/) – человек прожил счастливую
жизнь! Представь судьбу Хармса, родись он в Нью
Йорке… (тогда бы его звали James Thurber наверное.)

Действительно ранний Тишков очень похож на Боска, м.б.
потому он мне так нравился. Симпатичны и его водолазы.
Водолаз вообще – типично русский характер в отличии от
легкомысленного аквалангиста.

Анекдот:
Водолаз Петрович работает в поте лица на дне. Вдруг
его дергают за сигнальный трос: “Срочно наверх!!”
Усталый Петрович поднимается, с трудом отвинчивает
шлем: “Что такое?”
Капитан судна в ужасе: “Мы тонем, тонем!!”

Франсуа – действительно легкий и элегантный
карикатурист от Бога. К сожалению, в моей библиотеке
он мало представлен.

Будучи в Париже я естественным образом облазал всю
доступную мне букинистику. Поиски в книжных лавочках
на бульваре Сен Жермен не принесли желаемых
результатов, пополнить коллекцию французов не удалось.
Ни Топора, ни Кардона, ни Пейне было не найти.
Вездесущ был только Семпе, пришлось его и купить.

В Штатах французскую карикатуру почти не знают.
Сверкает только Семпе в основном для читателей Нью Йоркера.
http://www.ovollmer.dk/
Его обложки удивительны по цвету, ненавязчивый,
свободный рисунок вполне соответствует общей
тональности журнала.

Здесь – свои карикатурные кумиры. Из современных
авторов делающих одиночную картинку – Гарри Ларсон
http://www.thefarside.com/ (сейчас выпускает только
книжки)
Buddy Hickerson
http://www.comicspage.com/quigmans/quigmans.html
хулиган-инвалид Callahan
http://www.callahanonline.com/index.php
хулиган – не инвалид Sam Gross,
легендарный xудожник и
карикатурный редактор журнала National Lampoon
http://www.cartoonbank.com/search_results.asp?sitetype=1&keyword=Sam+Gross§ion=all&advanced=0&x=11&y=7 David Sipress
http://www.cartoonbank.com/search_results.asp?sitetype2=1&keyword=David+Sipress§ion=all&image.x=10&image.y=9

John McPherson
http://www.ucomics.com/closetohome/index.phtml

Сознательно не упоминаю мастеров из ньюйоркеровской
команды, это особая и сравнительно изолированная
вселенная.

Многие любители здесь считают комиксистов высшей расой
в мире карикатуристов. На то есть куча оснований:
долгая традиция, об’емы публикаций, диапазон
возрастных групп среди почитателей, критическая
пресса, изощренная графика, формат публикации.
Каким-то образом эти художники завоевывают сердца
читателей с ранних лет, и последние остаются им верны
до глубиких седин.

Забавно было узнать, что большиство классических
комиксов (Супермен, Бэтмен и т.д.) были сделаны
еврейскими мальчиками из Восточной Европы (слышал об
этом передачу на БиБиСи.) Психологически это понятно,
для пацанов – недавних эмигрантов, живущих часто во
враждебном окружении, мечта о сверхестественной и
благородной силе была так необходима и близка. (А есть
еще и традиции мессианства в иудаизме…)

Из современных американских классиков следует назвать
конечно же Роберта Крамба (сейчас живет в Париже)
http://www.crumbmuseum.com/wimmingirls.html Еще Спичка писал про него в Биллевичевской антологии
мирового комикса.
Art Spiegelman (Mouse & In the Shadow of 2 Towers)
обе книжки у меня с автографами. (Жена у него, между
прочим, француженка!) Авангардный комиксист,
работавший в журналах RAW! и New Yorker. Автор
нескольких комиксов-повестей (graphic
novels.)http://www.barclayagency.com/spiegelman.html

Канадец Seth –
другой общепризнанный гений и классный
рисовальщик. Пара его книг украшают мою книжную полку:
http://www.pitt.edu/~ync8/i-like-reviews/seth.htm


Еще одна группа карикатуристов живет как бы в
междужанровом пространстве, в причудливом переплетении
литературы и рисунка, эксплуатируя традиции обоих
искусств…

Думаю только единицы в России слышали о Глене
Бакстере. Я читал о нем у Ларсона, бывшего
карикатурного редактора Нью Йоркера, видел его
отдельные работы. Оценил же по достоинству только
когда случайно приобрел его альбом. Книжка его – это
случайная цепь пародий на классические юношеские
литературные сюжеты (Освоение Дикого Запада, Великие
научные открытия, Конан Дойль, Жюль Верн), герои –
исследователи Африки, ковбои, великие ученые,
воспитанницы закрытых колледжей… Типичное
произведение: реалистический рисунок, пародирующий
иллюстрацию из дешевого издания, но с некоторыми
дополнениями, делающими всю картинку совершенно
сюрреалистической. Краткий текст под картинкой
напоминает комментарии под иллюстрациями, которые мы
читали у Купера или Майн Рида. Общее впечатление
потрясяюще, ощущение, что ты снова оказался в детстве,
и ждешь неведомого от каждой новой страницы.

http://www.glenbaxter.com/frameset/frameset.html

Другой художник из этой же породы – мистический Edvard
Gorey.
http://www.geocities.com/SoHo/Canvas/9700/gorey1.html
http://www.edwardgoreyhouse.org/index.html
Вроде я привозил его альбом. Иногда кажется, что
рисунок у него начинает доминировать, и автор явно
эстетстеует. Из-за этого ощущение веселой игры несколько
снижается.

Чувствую, что скоро это письмо перейдет из разряда
посланий в категорию небольших книг, потому закругляюсь.
Удачного тебе лета!”


Leave a Reply

three × four =