Юбилейная 30-я выставка карикатуры

откроется в двух выставочных залах – Ретро с 1 по 8 апреля Беговая ул. д.7/9, и современная часть с 1 по 8 апреля на Старосадском пер. д.5, открытие в 16 00



«Карикатуру можно сравнить с янтарем, который в своей золотистой массе тысячелетия хранит мельчайшие организмы во всей их целости и неприкосновенности… Как велико значение карикатуры в жизни народа зритель лучше всего поймет, когда сам войдет в это чудесное и странное царство…»
А. Швыров, 1902 год.

В 1978 году в выставочных залах Горкома графиков в подвалах на Малой Грузинской улице, дом 28 cостоялась первая выставка карикатуристов не членов Московского отделения союза художников СССР, но уже известных авторов этого жанра. Выставленные работы по некоторым причинам не могли быть опубликованы в печати. Подвалы на Малой Грузинской – это было единственное место в Москве, где разрешалось выставить смелые по тем временам карикатуры. На выставке экспонировались работы тогда еще молодых художников – членов Горкома графиков В. Пескова, В. Дубова, В. Данилова, В. Иванова, И Макарова, Г. Басырова, И. Смирнова, М. Златковского, С. Тюнина, О. Теслера, Л. Тишкова, А.Орехова, В. Скрылева, В. Розанцева.

Карикатура всегда идет в ногу со временем, фиксируя на бумаге его приметы через призму сатиры, юмора и гротеска. Активная общественная роль карикатуры сказывается в формах ее бытования одних из самых массовых в изобразительном искусстве. В России зарождение этого вида искусства начиналось в XVII веке с русских сатирических «народных картинок» (лубков).

В XIX веке из лубка в карикатуру пришли иносказания, сатирические сцены-аллегории, собирательные понятия, представленные в виде персонажей. Одним из самых емких сатирических средств стал гротескный портрет шарж. Расцвет искусства карикатуры обычно связан с периодами крупных общественных и политических конфликтов, когда она оказывается сильным действенным средством борьбы. Так было и во время Гражданской и в годы Великой Отечественной войны, да и во время Перестройки.

Первоапрельская выставка карикатуры “С юмором по жизни”

Искусство карикатуры возникло на земле задолго до того, как появилось само слово “карикатура”. Искусство это было рождено замечательным и неотъемлемым свойством человеческой натуры – чувством юмора, способностью смеяться. Давным давно заметили люди, что смех оказывает глубокое и сильное, подчас чудесное воздействие на психику человека, его настроение, душевное состояние, отношение к происходящему. В должный момент сказанное меткое насмешливое слово способно заставить человека задуматься над своим поведением, увидеть в новом свете свои поступки. Умная шутка часто оказывается убедительнее пространных, правильных, но скучных наставлений. Едкий, злой сарказм может чувствительно задеть самолюбие человека, вывести из равновесия, сыграть роль сатирического зеркала. Смех может, с одной стороны, развеселить человека, развлечь его, приободрить, придать уверенность в себе. С другой стороны, смех помогает бороться с отрицательными явлениями в общественной жизни, бичуя их, выставляя на всеобщее посмешище. Вот эти-то сильные стороны смешного и используют в своем творчестве художники-карикатуристы.

При этом художники, обладающие умением зорко подмечать и метко передавать смешные черточки в облике и поведении людей, прибегали и прибегают для большей выразительности к нарочитому преувеличению подобных характерных примет. Иными словами, рисуя определенные типажи в определенных обстоятельствах, художники показывали их не в натуральном, правдоподобном обличье, а накладывали, нагружали на их подлинные, реальные черты еще и комические качества. Именно поэтому, надо полагать, подобные веселые и насмешливые рисунки издавна стали называть карикатурами – от итальянского слова caricarv. Что означает нагружать.
Естественно, что в этой борьбе сатирическое искусство применяло различные средства и приемы, продиктованные определенными общественными задачами и конкретными условиями. Карикатура получила широчайшее распространение во всем мире, заняла видное место в истории культуры народов, в их общественной жизни. А в нашей стране развитие прогрессивной карикатуры было неразрывно связано с важнейшими этапами русского освободительного движения.

Искусство живое, острое, веселое, карикатура издавна была распространена во все времена, во всех странах. Далеко не всегда ей удавалось говорить во весь голос, но вся история карикатуры (особенно карикатуры политической) – это летопись борьбы за свободу против косности, мракобесия, угнетения, против всего, что препятствовало движению общества вперед.
“Если мы захотим восстановить в памяти какое-нибудь событие, давно уже канувшее в вечность, нам стоит только взять современные карикатуры, и оно предстанет перед нами во всей своей силе и яркости”.

Борис Ефимов, 1 апреля, 2008 г.


Leave a Reply

1 × 4 =