О Крокодиле и его зеркале. Б. Ефимов
Не решенным еще до сих пор исторической наукой вопросом является, как известно, вопрос о происхождении названия журнала «Крокодил». Даже старейшие сотрудники никак не могут договориться меж собой о том, кто же собственно, первым произнес слово «крокодил», когда искали имя новому журналу, зато что касается первого портрета новорожденного, или, выражаясь научно, его визуального облика, то тут, к счастью, никакого спора нет и быть не может ярко-красное изображение лукаво прищурившегося, задорного крокодила, появившееся на обложке первого номера журнала, нарисовано рукой Ивана Малютина. Художник таким образом открыл дорогу бесчисленной веренице вездесущих крокодилов, выползавших и выскакивавших из-под карандашей карикатуристов на протяжении полувека.
В том же первом номере Крокодила поэт Демьян Бедный представил читателям зубастого младенца, объявив ко всеобщему сведению: …Ворошить гниль без всякой милости, Чтобы нэповская муть не цвела И не гнила.
Вот какова задача Красного крокодила! А художник Дмитрий Моор немедленно поддержал эту поэтическую крокодильскую программу еще одной декларацией — рисунком “Крокодил в Охотном ряду”, изображавшим панический переполох, вызванный выходом в свет первого советского сатирического журнала да еще с таким «страшным” названием… Если вспомнить (а молодым читателям объяснить), что слово “охотнорядец” было в свое время равнозначно понятиям “мещанин”, “торгаш”, “черносотенец”, то название мооровской карикатуры приобретает гораздо более глубокий смысл, чем простое обозначение адреса (редакция Крокодила помещалась тогда в Охотном ряду, 3). То было открытое и решительное объявление беспощадной сатирической войны всей расплодившейся в тот период «нэповской мути» — спекулянтам, рвачам, злобствующим обывателям, обнаглевшему охвостью старого мира. Крокодил на рисунке Моора еще не имеет своих знаменитых вил, но уже оснащен огромным сачком для вылавливания всевозможной нечисти. А за Крокодилом бодро выступает дружный отряд первокрокодильцевт среди которых можно разглядеть и Демьяна Бедного, и Владимира Маяковского, и Ивана Малютина, и самого Моора.
Колыбелью Крокодила справедливо называют «Рабочую газету», а еженедельное приложение к ней — тем зерном, из которого впоследствии проклюнулся и вырос сам журнал. Но если взглянуть глубже, то крокодильской колыбелью была, по сути дела, вся сатирическая публицистика предшествовавших лет гражданской войны, через агитационную школу и боевую закалку которой прошли художники и литераторы, составившие потом творческое ядро Крокодила. Их закономерно привели в журнал пути-дороги от политического плаката, от «Окон РОСТА*, от сатирических листовок, от карикатур во фронтовых газетах.
Вспомним, что когда умолкли орудия на фронтах сражений против белогвардейцев и интервентов и Республика Советов обратилась к мирному труду, то новые задачи стали также и перед политической сатирой. Плакат гражданской войны, плакат-воин, с честью выполнив свой долг, уходил в долгосрочный запас. Теперь уже не наглые физиономии главарей контрреволюции, не зверские хари белобандитских наемников Антанты становились основной мишенью советских карикатуристов. Прицел сатирического огня переносится и на другие, быть может, менее крупные, но не менее важные цели – на «внутренних» недругов Советской власти: саботажников, спекулянтов, бюрократов… Партия требует от сатириков неустанной борьбы с конкретными носителями зла, повседневной травли всего негодного и отсталого, путающегося под ногами у советских людей, мешающего им жить и строить.
Такую задачу не могли, конечно, выполнить в полной мере плакат или газетная карикатура, Жизнь диктовала необходимость новых сатирических приемов и средств. Нужен был сатирический журнал. И такой журнал появился.
Эта почетная роль в истории советской печати выпала на долю Крокодила. И в первую очередь благодаря настойчивости и энергии редактора “Рабочей газеты”, старого большевистского публициста и работника дооктябрьской «Правды» Константина Степановича Еремеева. «Дядя Костя» (партийная кличка Еремеева в революционном подполье) вложил в создание нового журнала всю свою душу. Он же стал и первым редактором Крокодила.
История мировой карикатуры знает не одно замечательное содружество выдающихся художников-сатириков. Достаточно вспомнить деятельность знаменитой группы французских карикатуристов XIX века, гордостью которой был великий Домье, или прославленную плеяду мюнхенского “Симплициссимуса” во главе с таким мастером, как Олаф Гульбрансон. А кто не знает созвездие талантливых сатириконцев, в свое время поднявших на небывалую высоту искусство русского сатирического рисунка!
И рядом с этими лучшими карикатуристами всех времен и стран достойное место занимает блестящая плеяда крокодильцев, никому не уступающая ни в таланте, ни в остроумии, ни в художественном мастерстве и к тому же вооруженная высокими революционными традициями советской сатиры, основанной на принципах партийности и народности.
Крокодильскую плеяду характеризует сочетание ярко индивидуальных творческих манер, стилей и почерков. Какие непохожие друг на друга дарования! Сколько карикатуристов “хороших и разных”!
Веселой и грозной шеренгой стоят на сатирической вахте художники-крокодильцы всех поколений. Их возглавляют наши правофланговые, зачинатели журнала — Моор, Черемных и Малютин, плечом к плечу с которыми выстроилось великолепное пополнение 20-х годов – Виктор Дени, Константин Ротов, Кукрыниксы, Лев Бродаты, Юлий Ганф, Аминадав Каневский, сатириконцы Николай Радлов, Алексей Радаков и Борис Антоновский. Многие из них навсегда ушли из жизни, но благодаря неувядающей силе таланта навечно остаются в крокодильском строю.
К этой блестящей когорте талантов неразрывно примыкают и более молодые, но уже незаметно ставшие, в свою очередь, старой крокодильской гвардией: Борис Пророков, Иван Семенов, Виталий Горяев, Леонид Сойфертис, Александр Баженов, Борис Лео, а вслед за ними и следующий замечательный крокодильский призыв: Евгений Щеглов, Евгений Шукаев, Юрий Федоров, Анатолий Цветков, Юрий Черепанов и многие другие. К сожалению, невозможно перечислить всех, кто этого заслуживает, но их имена читатель увидит, знакомясь с рисунками, вошедшими в альбом.
Надо сказать, что крокодильский коллектив стал и отличной творческой школой. Притом школой особого рода, где нет нахмуренных педагогов и робких школяров, Все учатся у всех, поправляя и дополняя друг друга, оттачивая свое мастерство в разнообразии творческих задач и неисчерпаемом богатстве сюжетов, подсказываемых самой жизнью. Здесь все равны и все увлечены поисками удачных сатирических рисунков для общего крокодильского “котла”, делая журнал в атмосфере веселого соревнования в остроумии, свежести изобразительных решений.
Как в симфоническом ансамбле, каждый художник играет свою «партию» на любимом инструменте. Один силен в злом сарказме, стихия другого — озорной гротеск, третий — непревзойденный мастер веселых бытовых ситуаций, четвертому великолепно удаются юмористические зарисовки, пятому… Широк и разнообразен диапазон крокодильского смеха!
Только одна разновидность смешного начисто неприемлема для Крокодила — это бес смысленное зубоскальство по “принципу” – пусть глупо, лишь бы смешно. Надо ли подчеркивать, что советский юмор, даже самый безобидный и забавный, призван всегда нести в себе общественно полезную мысль.
Для настоящего альбома отобрана, естественно, только небольшая часть неисчислимого количества рисунков и карикатур, опубликованных в журнале с 1922 по 1972 год. Но и то, что здесь помещено, дает, как нам кажется, яркое представление о полувековой творческой деятельности художников журнала. Это интереснейшая сатирическая летопись жизни, борьбы, культуры и быта нашей страны, веселая и своеобразная энциклопедия событий, явлений и типов, отраженных в крокодильском зеркале.
Ведь вряд ли было в нашей общественной жизни за эти полстолетия что-нибудь значительное, заметное, любопытное, что не привлекло внимания художников – крокодильцев, не было бы ими зорко подмечено и показано сквозь сатирическую и юмористическую призму. Карикатуристы Крокодила смешно и достоверно запечатлели как для современников, так и для будущих поколений то, над чем смеялись, чему радовались, чем возмущались и что презирали советские люди.
Конечно, согласно своему зубастому “творческому профилю”, Крокодилу все эти годы приходилось иметь дело главным образом с не очень светлыми личностями и с не очень привлекательными проявлениями еще не изжитых пережитков прошлого.
Из песни слова не выкинешь, а из творческого отчета Крокодила не выкинешь агрессоров, фашистов, расистов, колонизаторов, реваншистов, антисоветских провокаторов, а также хулиганов, пьяниц, подхалимов, хапуг и прочую дрянь. Возиться с ними — это, как говорится, наша специфика, и вот почему все эти малопочтенные деятели фигурируют в таком количестве на страницах этого альбома.
Владимир Маяковский с гордостью говорил об «ассенизаторской» работе своей сатирической поэзии. К такой же очистительной службе средствами сатиры были “мобилизованы и призваны” пятьдесят лет назад художники- крокодильцы.
И вряд ли следует рассчитывать, что, перешагнув в следующее свое пятидесятилетие, Крокодил выйдет на пенсию, а крокодильцы останутся без работы. Увы, перечисленные выше крокодильские «клиенты» отнюдь не собираются «отдавать концы» и избавить мир от своего присутствия, Так пусть же и они не рассчитывают на демобилизацию карикатуристов, на притупление их бдительности, на ослабление их сатирической злости.
Крокодилы, как известно, отличаются долголетием. Наверно, и наш Крокодил не составляет исключения. Так пусть же неусыпно несет он свою сатирическую службу! Пусть будут его глаза по-прежнему зоркими, вилы — крепкими, удары — меткими, зубы — острыми!
Борис Ефимов, народный художник СССР
Статья из книги “Друзья и враги в зеркале крокодила, Москва”, 1972 г.