Vereiskiy Orest

Moscow, Russia

График, иллюстратор, карикатурист
Родился Орест Георгиевич 20 июля 1915 года в деревне Аносово Сычевского уезда, где его мать — детская писательница Елена Николаевна Верейская — гостила у своего дяди, владевшего на Смоленщине небольшим имением.
Отец Ореста Верейского — Георгий Семенович Beрейский (1886—1962) — был выдающимся художником-графиком, большим мастером портрета и пейзажа.
После 1922 года Орест Верейский живет в Петрограде и посещает художественные школы и студии, а в 1936 году, становится вольнослушателем института – живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
В 1938 году вольнослушатели были отчислены из института и Opеcту Верейскому пришлось завершать художественное образование в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств, который он окончил в 1939 году.
Начало творческой деятельности О. Г. Верейского относится к 1931 году, когда он стал сотрудничать в качестве художника – иллюстратора в ряде Ленинградских газет и журналов (пионерской газете «Ленинские искры», в журналах «Рабочий и театр», «Резец», «Вокруг света», «Костер»). Позднее он взялся за иллюстрирование книг. Из наиболее знаменитых работ этого периода следует указать его иллюстрации к книге С. Безбородко «На краю света» (1937 г) в которых Верейский живо и интересно передал быт и героику труда, советских покорителей Арктики, весьма выразительные иллюстрации к книге Юрия Германа «Железный Феликс» (1938 г), и в особенности иллюстрации к сборнику рассказов М. Л. Сланинского, в которых уже давало себя знать уме¬ние молодого художника зорко вникать в существо изображаемого, отбирать характерные детали и находить соответствующие приемы изображения.
В конце 1940 года Верейский приехал из Ленинграда в Москву. Важным шагом в его творческой биографии первого периода жизни в столице было участие в открытой незадолго до Великой Отечественной войны выставке «Советская графика». На это выставке творчество Верейского было представлено двумя автолитографиями «Братание на фронте» и «Петроградский гарнизон па стороне народа» Обе работы хотя и уступили в мастерстве висевшим рядом с ними произведениям Е. Кибрика, А. Каневкого, Д. А. Шмаринова и других известных советских графиков, однако в них привлекательно выделялся еще не окрепший, но индивидуально самобытный почерк молодого графика и его высокая художественная культура.
Полного расцвета таланта Ореста Верейского достиг в годы Великой Отечественной войны – в годы высочайшего напряжения всех моральных, интеллектуальных и физических сил советских людей. «В эпоху великих испытаний он обостренным зрением увидел и оценил красоту и силу простых человеческих чувств понял, какое нескончаемое богатство поэтического содержания кроется в самых обыденных сценах нашей жизни», – писал о Верейском искусствовед А.А. Каменский.
Из наиболее интересных работ, созданных Верейским в годы войны следует указать на снайперские меткие в своем лаконизме зарисовки военной жизни, выполненные им для газеты Западного, (затем 3-его Белорусского) фронта «Красноармейская правда», то добродушно-шутливые, то беспощадно—язвительные карикатуры, которые он (никогда ранее не бывший карикатуристом) рисовал для журнала «Фронтовой юмор».
Военные дороги привели Верейского на памятную ему с детских лет родную смоленскую землю. В частности, в 1943 г. им создана серия акварелей и тушевых рисунков, запечатлевших жизнь Смоленска и трагически величавый облик освобожденного от немцев древнего русского города («Смоленск», «Смоленский узел», «Восстановление связи на улицах «Смоленска», «Смоляне на восстановительных работах») и т. д. Подлинно всенародным признанием пользуются иллюстрации Верейского к бессмертной поэме его земляка и друга А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В этих иллюстрациях художник, обобщив впечатления и наблюдения военных лет, талантливо воспроизвел в зрительных чертах и будни фронтовой жизни, и созданный воображением поэта образ смоленского парня, олицетворяющий удаль, смекалку и жизнелюбие русского солдата-патриота. Зародившееся в годы войны творческое содружество земляков – поэта и художника – и сохранилось на многие годы: кроме «Василия Теркина» Верейский иллюстрировал поэму Твардовского «Дом у дороги» (1957) и Собрание сочинений поэта (1959-1960). Вместе с ‘Гвардейским Верейский совершил поездку по Смоленщине, творческим результатом которой стал цикл рисунков и акварелей «Смоленские пейзажи» (1962).
В послевоенные годы Верейский много работал над иллюстрированием произведений А. Фадеева «Разгром» (1949), К.Г. Паустовского «Повесть о лесах» (1949), М. Л. Шолохова «Тихий Дон» (1952) и «Судьба человека» (1958), Никулина «России верные сыны» (1955), а также произведения Джанни Родари («Здравствуйте, дети») и других советских и иностранных авторов. Во всех этих работах художник-иллюстратор, зорко и вдумчиво проникая в замыслы авторов, духовно роднясь с ними, становится их соавтором. В этом корни огромной впечатляющей силы каждой творимой Верейским иллюстрации.
Среди других послевоенных работ Верейского также необходимо указать на серию рисунков, посвященных жизни и походам великого русского полководца А.В. Суворова. Эти рисунки потребовали от художника глубокого изучения исторических документов, литературных источников и обширной суворовской иконографии, которые с большим успехом экспонировались на Всесоюзной художественной выставке (1950). Огромную художественную и вместе с тем познавательную ценность имеет «Художественный репортаж» Верейского. Верейский часто бывает за рубежами СССР. Результаты его заграничных поездок каждый раз выливаются в серии рисунков. Так появились серии рисунков и акварелей «По Чехословакии» (1955) «По Сирии Ливану и Египту» (1955-1956), «по Китаю» (1957), «По Финляндии» (1958), «По Исландии» (1959). Побывал О.Г. Верейский и в Америке (1961).
Орест Георгиевич Верейский в 1958 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР и удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Московские художники избрали его членом правления и председателем графической секции МОСХа. Районный историко-краеведческий музей установил и поддерживает связь с женой художника – Людмилой Марковной, проживающей в городе Москве. Благодаря ее помощи и заинтересованному участию, собран интересный материал. Людмила Марковна Верейская прислала в дар музею каталог с иллюстрациями картин Ореста Верейского.
В начале нынешнего года в Москве проходила посмертная юбилейная выставка, посвященная 80-летию со дня его рождения. После закрытия выставки Людмила Марковна прислала в дар музею сорок графических работ художник – по истине бесценный дар. Среди этих работ «Партизан» из серии «Смоленщина», «Освобождение от фашизма», посвященная 30-летию Победы, «Лодочница. Китай» и другие. В музее хранятся также две фотографии (копии) военных лет Ореста Верейского, на одной из фотографий художник заснят вместе с Твардовским и Глотовым, который явился прообразом Василия Теркина.
После открытия полого рамочного историко-краеведческого музея в нем разместится экспозиция работ художника и весь собранный материал. И у жителей нашего района будет возможность поближе познакомиться с творчеством знаменитого земляка-художника с мировым именем.
www.kapustino.novodugino.ru


Leave a Reply

five × three =