Vasilenko Anatoliy

Kiev, Ukraine

Карикатурист, шаржист, иллюстратор

Родился 7 ноября 1938 г. в селе Нижняя Ланна Карливского района Полтавской области.
В 1960 г. учился в училище керамики в Миргороде.
С 1961 г. – работал в журнале Перец.
С 2005 г. – народный художник Украины.
В 2007 г. провел выставку дружеских шаржей, пейзажей, рисованных котов
http://vsekommentarii.com/news/2007/12/24/255320.htmов
АНОМАЛИЯ ГРАФИКА
Юморист должен быть серьезным, с полной ответственностью относиться к тому, что делает. Недаром отмечают: юмор – вершина философии, экстракт мысли. В конце концов довести до слез значительно легче, чем рассмешить. А карикатурист… – аномалия графика. Так говорит Анатолий Василенко – активный автор журнала «Перець», заслуженный художник Украины. Относительно аномалии есть и подтверждение. Отклонений от нормы, как известно, в природе не так уж много. Так вот, в свое время Федор Макивчук, многолетний главный редактор вышеупомянутого юмористическо-сатирического издания, желая пополнить штат художников, сказал что-то подобное: какие проблемы – наберем из художественного института сколько нужно. Не тут-то было! И за 30 лет его работы в редакцию пришли только Валерий Зелинский, Сергей Герасимчук, Анатолий Василенко, Валерий Горбачов…
Василенко начал посылать свои рисунки в полюбившийся «Перець» почти сразу после школы и вскоре получил приглашение сотрудничать постоянно. Правда, журнал чуть было не потерял быстро ставшего популярным карикатуриста. Послал как-то Анатолия на семинар художников прессы в подмосковный дом творчества Союза художников СССР, а там на него «положил глаз» главный редактор «Крокодила»: сразу же квартиру в столице предложил. «Нет, я все-таки национальный автор», – решил Василенко и (не чета эстрадным исполнителям, скажем) вернулся в Киев. Что, впрочем, не помешало ему печататься в московском издании и еще два года назад получить звание его лучшего карикатуриста! А что касается национальности его юмора – тот, действительно, не жесткий, добрый и удивительно, как говорят, впопад, сродни «народним усмішкам», которые Анатолий любил с детства.
Остроумный выдумщик, Василенко пробовал себя и в печатном слове, как автор юморесок или оригинальных афоризмов. Например: «Лозунг социализма – было и будет, но нет!». Однако страсть к графике победила. Начинал творческую деятельность, когда в отечественной карикатуре уже были сняты шоры реализма. По этому поводу, кстати, жаловался известный художник-сатирик Бе-Ша: повезло вам, молодым, что хотите можете себе позволить, а нас заставляли даже реснички вырисовывать. А Анатолий создал персонаж – такого себе неунывающего, порой одураченного, но упорно пытающегося быть «на плаву» «долгоносика». И из номера в номер проводит его по всем кругам ада и рая («Житие святых и неправедных») и нашей с вами реальной жизни. Одно время он, правда, много работал в паре с Сергеем Герасимчуком. Главный редактор журнала «Дніпро» Василий Большак придумал для них общий псевдоним: Гервас. Они дружили, да и знания Герасимчука, выпускника художественного института, очень помогали в создании рисунков в цвете. Но после того, как Сергея не стало, работает сам. И той же акварелью. Десять лет зарисовок, эскизов, этюдов с натуры на живописных берегах Десны не прошли даром, позволив в полной мере познать особенности этой сложной краски. Теперь цвет присутствует в его композициях не только как дополнение, а и как «главный герой».
Это позволило графику обратиться к станковым работам (давайте не забывать, что, кроме всего, на счету Василенко – около 50 проиллюстрированных книг в издательствах «Дніпро» и «Веселка»!). Начал «Лениниану», серию шаржей-портретов современных политических деятелей Украины – попытка воплотить свое понимание, ощущение политики, отношение к событиям прошлого. Но пока более всего проявляется как «анималист». Взято в кавычки, потому что все его симпатичные и не очень, веселые и злые, беззаботные и озабоченные коты, собаки, птицы, рыбы отражают чисто человеческие черты характера, привычки, существуют по человеческим законам. Будь то непробиваемый «Косяк» толстолобых рыб или собачий «Коллектив», где «белыми воронами» (без чего, согласитесь, в жизни почти не бывает) выступают два кота. Ну а уж если «Весна», она приводит в блаженное состояние не только представителей фауны. Хотя в двух листах под таким названием – любимые василенковские коты: у одного на голове – гнездо, а на усах расселись птички, а у другого – усы зацвели «котиками»… Словом, люди есть люди!
Ирина Рябинина
http://www.zn.ua


Leave a Reply

4 × 2 =