Valter Edgar

Tallinn, Estonia

Карикатурист, иллюстратор, писатель

Мало найдётся людей, у которых при упоминании Эдгара Вальтера не возникнут перед глазами картинки из книжек, которые читались в детстве. Хотя… многие могут и не знать, что автор иллюстраций многих эстонских книжек именно этот человек.

Агу Сихква, Сипсик, Муфта, Полботинка, Моховая Борода, Баба Мора, Поки (или же Поку – не знаю, как правильнее, если переводить с эстонского)…

Это далеко не полный список героев, которых нарисовал и этим оживил для нас Эдгар Вальтер.

Эдгар Вальтер иллюстрировал более 250 книг, из них более 170 – детских.

Последние годы жизни он провёл на хуторе в лесу. А когда-то был богемным столичным художником. Начиная с 1944 года, он нарисовал множество карикатур для газет и журналов в Эстонии.

Эдгар Вальтер родился 21 сентября 1929 года в большой городской семье. Он был четвёртым ребёнком из восьми. Первыми моделями для него были его братья и сёстры.

После того, как в начале 90-х он переехал в Выруский уезд, он начал также писать. Так, к рисункам прибавилось слово. В 1994 году вышла первая книга, которую Эдгар Вальтер написал и сам же иллюстрировал. Книга о Поку (или Поках). Это добрая и хорошая история про то, как лесные существа, которые носили кафтанчики из травы, удивительно похожие на кочки, познакомились со стариком, живущим в доме в глубине леса…

Эдгар Вальтер умер в клинике в Тарту 4 марта 2006 года…
http://community.livejournal.com/minu_eestimaa/889.html

По профессии и должности — Карика­турист, книжный иллюстратор, художник. Первая карикатура уви­дела свет в 1944 г. в газете „Ыхтулехт”. После публикации в „Пиккере” он становится его постоянным автором. Карика­туры были напечатаны во многих республиканских изданиях, в изданиях союзных республик и зарубеженых стран, в том числе в сборниках “У нас в гостях “Пиккер”, в принадлежащей к этой же серии посвященной ему книге “Карикатуристы” (Москва, 1 965), в сборниках „Биркен Бернстайн блауэз Меер”, „Салон красоты”, „Гандикап. Олимпийские улыбки из Таллина”, „И смех и грех”, в альбоме „Шестнадцать авторов”, в каталогах выставок „Что здесь смешного?” и Прибалтийской карикатуры (Таллин, 1976) и др. Опубликовал пять сборников карикатур: „Далеко не шутка” (1964), „Картинки для послешкольного возраста” (1970) „Мемуары охот­ничьей собаки” (1974), „84 стр.” (1976), „Водонос” (1981). Участ­вовал в международных выставках карикатур в Москве, Брати­славе, Габрово, Скопье, Любляне, Западном Берлине, других городах. Его работы экспонировались на выставках эстонской карикатуры в Ереване, Баку, Одессе, Львове. Успешным было его участие в персональной выставке (вместе с Хуго Хийбусом) в Москве. Он иллюстрировал свыше 30 книг, нарисовал один фильм для детей, взрослым предназначаются его оригинальные полотна, написанные маслом. Рисование карикатур превратилось для Эдгара Валтера в привычку, от которой ему никак не избавиться.

“HOMO NOVUS” Tallinn “Perioodika” 1988

Дорогой читатель!

Перед тобой альбом карикатур Эдгара Вальтера. Думаю, если ты просмотрел его, может быть, улыбнулся и захотел еще раздругой взглянуть на какую-нибудь забавную картинку, у тебя могли возникнуть вопросы к художнику. Проснулся интерес к его личности. Не так ли? Одним словом, захотелось с ним встретиться. Лицом к лицу. Я предлагаю тебе свое посредничество. Потому что знаю его лучше, чем он сам, еще с мальчишеских лет, да еще и по совместной работе на Парнасе сатиры и юмора. От него самого ты все равно исчерпывающих ответов не получишь, ибо, несмотря на расцвет своих творческих сил (Вальтер родился в Таллине 21 сентября 1929 года), он застенчив, как ребенок, и скуп на слова, как глубокий старец. О себе самом от него не услышишь и словечка. Он презирает почести, может быть, потому, что судьба не искушала его ими. А возможно, потому, что он сам от них всегда скрывается, уходя в свое творчество. Искусство — вот для него высшая почесть. Только во имя искусства согласен он рассказывать о себе и своем отношении к художественному творчеству.

Могу предположить, что твое интервью с ним будет таким: Вопрос: Как автор стал карикатуристом? Ответ: Автор начал рисовать карикатуры осенью 1944 года, когда ему только исполнилось пятнадцать лет. Уже тогда в нем пробудился будущий человеколюбец. Скупой на слова подросток не умел выразить ими свои чувства, взгляды, гражданскую позицию, поэтому и стал рисовать. Так родились первые карикатуры, обращенные против фашистов и их прислужников. И когда одну из них увидел известный в те годы эстонский карикатурист Ромулус Тийтус, он сказал: «Парень, из тебя выйдет толк!». И написал на обороте карикатуры «Хорошо—Р. Т.», что должно было послужить визой для редактора. Карикатура появилась в таллинской газете «Ыхтулехт» («Вечерняя газета»). Вот с тех пор более сорока лет Автор рисует больше, чем разговаривает.

Вопрос: И сколько же карикатур Автор за это время нарисовал? Ответ: На этот вопрос Автор мог бы ответить словами одного прославленного звездочета, которого спросили: «Сколько звезд на небе?». Звездочет задумчиво посмотрел в ясное вечернее небо и назвал первую попавшуюся астрономическую цифру. Так и Автор может назвать любую астрономическую цифру. А кто усомнится, пусть попробует доказать, что Автор не прав.Вопрос: Как же Автор находит темы и решения для такого количества карикатур? Ответ: Очень важно для него—не повторяться. Время обычно стирает из памяти все не очень существенное. Но события нередко повторяются. И когда тему, на которую когда-то, десятилетия назад, уже была создана карикатура, удается решить по-новому, в совершенно другом виде — это как поцелуй Музы! Вопрос: Были ли у Автора учителя, образцы для подражания?

Ответ: Его учил великий мастер — Жизнь. Прежде чем Автор стал профессиональным художником, он был маляром, слесарем, транспортным рабочим, матросом, печатником в типографии… И всегда очень много рисовал. Хотя он не позволил ни одному учителю рисования водить своим обмакнутым в тушь пером, оглядываясь на прошлое, надо признать, что поначалу он подсознательно следовал за классиками эстонской карикатуры, из которых ближе всего ему был Р. Тийтус. Из числа советских карикатуристов ему более других им-понировали М. Черемных, Ю. Ганф и Л. Сойфертис.

Вопрос: Каковы взаимоотношения Автора с рядовым читателем? Ответ: Ругательных писем он не получал, анонимных угроз тоже. Следовательно, для читателя он терпим. Автор считает, что самые лучшие у него отношения с детьми и собаками. Последние всегда виляют ему хвостом, а первые пишут благодарственные письма. Но это связано уже со вторым и тоже любимым видом его творчества — иллюстрированием детских книг. Даже взрослые порой благодарят его за картинки, которые видели в глубоком детстве. Увиденная в детские годы веселая картинка врезается в память на всю жизнь. Автор это знает и рисует для детей только веселые картинки. Детских книг с его рисунками вышло уже около двухсот, так что детям есть за что благодарить Автора.

Вопрос: В чем видит Автор смысл своего творчества? Ответ: Он считает, что если бы чиновников удалось научить доброжелательно улыбаться, жизнь сразу же стала бы лучше. Не говоря уже о домоуправах, вагоновожатых и работниках торговли, от которых во многом зависит и твое, дорогой читатель, самочувствие. Так что вы с Автором союзники по борьбе на фронте хорошего настроения. Вопрос: Многие карикатуристы со временем переквалифицировались, стали заниматься «серьезным» искусством — живописью, графикой, мультипликацией… А наш Автор, похоже, намерен до конца жизни сохранять верность «веселому» жанру? Ответ: Должен сказать, что его Муза карикатуры не ревнива. Надеюсь, и ты, дорогой читатель, не упрекнешь его за то, что он находится в близких отношениях еще и с Музами живописи и графики. От этих отношений у него родилось несколько выставок живописных и графических работ. В последнее время Автор не без успеха флиртует еще и с Музой мультипликации. Что получится в результате этой связи — видно будет. Пока увидел свет только один рисованный фильм для детей. Но Музу карикатуры он, я уверен, не бросит до конца жизни. Вопрос: А каковы отношения Автора с организаторами выставок и редакторами? Ответ: Сносные, а временами и хорошие. Уже опубликовано около десятка альбомов его карикатур и рисунков. Автору была предоставлена возможность участвовать и во многих коллективных сборниках, вышедших не только на эстонском, но и на русском, немецком, английском, польском, финском и других языках. Персональные выставки Автора проходили в Таллине и Москве, кроме того, он участвовал в выставках карикатуры в Москве, Ереване, Одессе, Львове, Баку, Габрове, Братиславе, Любляне и еще дальше. В заключение интервью Автор, то есть Э. Вальтер, попросил передать сердечную благодарность издательству «Советский художник», которое уже второй раз гостеприимно распахивает перед ним свои двери (предыдущая книга «Карикатуры» вышла в 196S году).

То лучшее, что мог на этот раз предложить художник, теперь в твоих руках, дорогой читатель, — оценивай. И если у тебя вопросов больше нет, мне остается только поблагодарить тебя за внимание.
По поручению художника Э. Вальтера —
Эдгар Сприйт, заместитель главного
редактора журнала сатиры и юмора
«Пиккер» («Громовержец»).

Мастера советской карикатуры
Изд. «Советский художник», Москва, 1987 г.

Edgar Valter (21. september 1929 – 4. märts 2006[1]) oli eesti lastekirjanik ja kunstnik.
Edgar Valter on illustreerinud selliseid tegelaskujusid nagu Krõll, naksitrallid, Sipsik ja Kunksmoor.

Elukäik
Edgar Valter sündis Tallinnas kaheksalapselise pere neljanda lapsena. Aastal 1945 lõpetas Tallinna 17. mittetäieliku keskkooli. Aastast 1950 oli ta vabakutseline kunstnik.
Viimased poolteist aastakümmet elas Edgar Valter alaliselt Võrumaal Urvaste vallas Pöörismäe talus.
Edgar Valter suri 4. märtsil 2006. Urn tema põrmuga maeti 17. mail 2006 Tallinna Metsakalmistule.
Looming
Vabakutselise kunstnikuna illustreeris ta umbes 250 raamatut, enamik neist lasteraamatud. Tema karikatuure on avaldanud paljud ajakirjad ja ajalehed.
Edgar Valter on teinud kaastööd ajakirjadele Hea Laps, Täheke, Pioneer ja Pikker.
1994. aastal ilmus “Pokuraamat” – esimene Edgar Valteri enda kirjutatud ja joonistatud lasteraamat, mille kirjaniku- ja kunstnikutöö tunnistasid lapsed Nukitsa konkursil (1996) I koha vääriliseks. Järjena ilmusid sellele teosele “Pokuaabits” ja “Pokulood.”
2008. aastal avati Lastekirjanduse keskuses Edgar Valteri galerii.
Tunnustused
•    1986: Eesti NSV teeneline kultuuritegelane
•    1987: ajakirja Pulss eriauhind Gabrovo huumorifestivalil
•    1988: I auhind rahvusvahelisel karikatuurinäitusel “Viva la Musica” Tallinnas
•    1989: grand prix “Kuldne Aisopos” õlimaali “Serenaad” eest Gabrovo huumorifestivalil
•    1992: Nukitsa konkursi 3. koht Ralf Parve raamatu “Suur sõnelus” illustratsioonide eest
•    1995: Kultuurkapitali kirjanduse sihtkapitali aastaauhind lastekirjanduse alal “Pokuraamatu” eest
•    1996: Edgar Valter kanti Rahvusvahelise Noorsookirjanduse Nõukogu (IBBY) aunimekirja
o    I koht kirjanike kategoorias ning I ja II koht kunstnike kategoorias Nukitsa konkursil
o    Riigi kultuuripreemia (aastapreemia) kunsti alal “Pokuraamatu” jt. lasteraamatute illustreerimise eest
•    2000: Nukitsa konkursi II koht kirjanike kategoorias ning I ja II koht kunstnike kategoorias.
•    2001: Valgetähe III klassi teenetemärk
o    Eesti Rahvuskultuuri Fondi elutöö preemia
•    2002: Eerik Kumari nimeline looduskaitsepreemia “Pokuraamatu” ja “Pokuaabitsa” eest
o    Nukitsa konkursi II koht kunstnike kategoorias
o    Konkursi “5 kaunimat lasteraamatut” eridiplom “Pokuaabitsa” eest
•    2003 Konkursi “5 kaunimat lasteraamatut” diplom L. Tungla “Anna ja Aadma lood” illustratsioonide eest
•    2004 Nukitsa konkursi III koht kunstniku kategoorias, täiskasvanute hääletuse võitja
•    2005: kujundusgraafikute liidu ja kirjastuste liidu elutööpreemia konkursil “5 kaunimat lasteraamatut”.
o    Eesti Kunstnike Liidu volikogu valis Edgar Valteri oma auliikmeks.
•    2006: Nukitsa konkursi II koht kirjaniku kategoorias raamatu “Pokulood” eest; II koht kunstniku kategoorias raamatu “Pokulood” eest; täiskasvanute hääletuse võitja.
Valik teoseid
•    “Jahikoera memuaarid” (1974; 2004)
•    “Pokuraamat” (1994; 2001; 2005)
•    “Ahaa, kummitab” (1995)
•    “Kassike ja kakuke” (1995)
•    “Lugu lahkest lohe Justusest ja printses Miniminnist” (1995)
•    “Kullast vilepill” (1996)
•    “Isand Tuutu ettevõtmised” (1997)
•    “Iika” (1998)
•    “Pintselsabad” (1998)
•    “Metsa pühapäev” (1999; raamat ilmus eesti ja võru keeles)
•    “Kuidas õppida vaatama?” (2000)
•    “Ho-ho-hoo!” (2002)
•    “Pokuaabits” (2002)
•    “Natuke naljakad pildid” (2003)
•    “Pokulood” (2004)
•    “Ikka veel kummitab” (2005)
•    “Edgar Valter. Maalid 1983–2005. Elmatar (2007)

 

 

———-

Творческий путь Э. Вальтера несколько отличается от стандартных путей других художников. Он не из тех, кто уже с ранних летг проявляя интерес и талант, прошел спокойно и аккуратно предусмотренные тропы и лестницы художественного образования, чтобы потом вместе с рукопожатием известного профессора получить в руки путевку в жизнь, Э. Вальтер остался без всего этого. Суровые послевоенные годы требовали и предлагали иное. Школой его, как в жизненном, так и в художественном смысле слова, стали улицы и парки. Ему нравилось рисовать людей, и он рисовал их везде, Он учился видеть характерное и изображать это. Я видел недавно его ранние работы и наблюдал с интересом путь от детских упражнений до работ, сделанных рукой мастера, путь, которым шел самостоятельно, без направляющих слов авторитетных преподавателей. Первая печатная карикатура увидела свет в 1944 году. С тех пор мы могли чаще на страницах эстонских сатирических изданий встречаться с именем Э. Вальтера и все серьезнее стали говорить о его шутках. Лрошли годы, и с такой же серьезностью мы начали говорить о Вальтере-графике. Вальтер умеет видеть в людях не только смешное, но и человеческое. Его шутка может быть острой и разящей, но она никогда не превращается в дубинку. Сделав шутом тех, кто того заслужил, художник питает некоторое сочувствие к ним — все-таки жаль, что человек попал в тупик. Э. Вальтер — мастер рисунка. Его образную графическую манеру можно всегда узнать с первого взгляда. Э. Вальтеру сейчас 35 лет. Лучшие творческие годы художника. И все-таки удивляет его работоспособность. Если перелистывать папки с последними работами, то раньше устанешь, чем докончишь. Здесь карикатуры, станковая графика, наброски с детей, интересные эксперименты в области стиля и техники, живопись и т. д.

 

Некоторые работы художника и представлены в настоящем альбоме.

 

Э. Пылдроос

 

Из серии “Мастера советской карикатуры”; изд. Крокодила; Москва; 1965 г.

 


Leave a Reply

fourteen − six =