Узбяков Юрий / Uzbyakov Yuriy

Карикатурист
 
В одном из мартовских номеров журнала “Крокодил” за 1932 год впервые появилась фамилия Узбяков. Она стояла сразу под двумя рисунками шестнадцатилетнего паренька, на странице рабочих-карикатуристов, кружковцев “Крокодила”. Так уверенно вошёл в коллектив крокодильцев Юрий Николаевич Узбяков, в то время художник заводской многотиражки.
 
Позже был институт имени Сурикова, а после его окончания художник-график Ю.Узбяков становится профессиональным карикатуристом, автором многих тысяч весёлых. озорных, всегда острых и злободневных, нужных читателю рисунков. Его работы пользовались колоссальным успехом, где бы они ни печатались: в журналах “Лапоть”, “Безбожник” (в начале творческого пути), в “Огоньке”, в “Физкультуре и спорте”и многих других изданиях.

В годы Великой Отечественной войны, будучи художником фронтовой газеты, он не порывал с журналом, присылал свои рисунки с фронта. После войны Юрий Николаевич вновь постоянно сотрудничает в “Крокодиле”. Он становится признанным мастером карикатуры.

Много и интересно работал он в спортивной печати. В газете “Советский спорт” им была создана целая галерея дружеских шаржей на выдающихся мастеров спорта. С выходом детского юмористического журнала “Весёлые картинки” он становится его постоянным автором. Активно работает в “Фотохронике ТАСС”, где в то время издавали карикатуры для периферийной печати.

 
Ю. Н. Узбяков – участник многих выставок советской карикатуры (как у нас, так и за рубежом), он автор иллюстраций к книгам К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова.
 
“Крокодил” №25 (сентябрь) 1982 г.
 
Вот То-То И Оно!

Если человек не прожил и полстолетия, если в младенческие годы он уже требовал вместо соски акварельные краски, если несколько позже закончил художественный институт, был на фронте, видал-перевидал немало в жизни и стал карикатуристом,— это хорошо.

 
Юрий Узбяков родился в 1916 году, в младенческом возрасте требовал акварельные краски, учился в Художественном институте имени Сурикова, ходил по фронтовым дорогам, повидал немало в жизни и стал карикатуристом. И хорошо сделал. Процент художников среди населения земного шара сравнительно невелик. Но все остальные проценты завидуют этому проценту. Завидуют и удивляются: «Как это у них здорово получается! Взял карандаш, поводил по бумаге, а то кистью по полотну — и готов рисунок или картина. Как просто!»

А оказывается — не просто. Совсем не просто. Удивительный дар наблюдения, осмысления и воссоздания окружающего мира — дар редкий. И требует он, помимо природного таланта, еще огромного труда.

Пейзажист пишет ландшафт — сколько тонкого искусства вкладывает он в каждый листок белоствольной березки, каждый извив морской волны, каждый колос ржаного поля! И все, что он пишет, дышит правдой.

Портретист создает облик человека со всем внешним созвучием портрета и оригинала и психологической характеристикой своего героя. И в этом великая правда.

Правда карикатуриста особенно сложна. Карикатура — это сатира, а сатира, как точно подметил Владимир Маяковский, не зеркало, а увеличивающее стекло. И, изображая своих героев в нарочито нелепом положении, в неестественных позах, в неожиданных ракурсах, уходя от внешней правды в обрисовке людей, которых избрал он мишенью для острия сатиры, карикатурист раскрывает и подчеркивает их внутренний облик с такой беспощадной правдивостью, как это, может быть, не удалось бы никакому мастеру иного жанра.

Когда смотришь рисунки, наброски, карикатуры Юрия Узбякова, убеждаешься, что при разнообразии тем, сюжетов, характеров в его работах всегда обнаруживаются два свойства души художника — он умеет быть добрым, умеет быть злым.

Он добр, юморист Узбяков, когда изображает маленькие человеческие слабости; он зол, когда гневно обрушивается сатирическим залпом на носителей зла. И тут уж пусть не ждут пощады!

Взгляните, как выглядел бы любвеобильный папаша, «когда б он жизнь домашним кругом вдруг ограничить захотел». Хорош?

Полюбуйтесь «добрыми советчиками» на «воскреснике». Не правда ли, милая галерея бездельников и нахалов!

А не приходит ли вам на память кто-либо при взгляде на «Первое знакомство с новым соседом»?

В каждом рисунке своя выдумка, прием, изобразительные средства. Юрий Узбяков — «крокодилец». Дружба эта им обоим идет на пользу. Талантливый художник дарит журналу свое творчество и сам обогащается, выращивая свои «находки» на сатирических «дрожжах» крокодильских тем, расширяя круг знакомств с «героями», коим уготованы «вилы в бок».

И хотя быть карикатуристом нелегко, но делает он свое дело отлично. Потому что недаром еще в младенческом возрасте требовал акварельные краски.

Вот то-то и оно!

Борис Юдин

 
Предисловие к сборнику карикатур Ю.Узбякова в серии “Мастера советской карикатуры”
 


Leave a Reply

seventeen − 3 =