Tsykyn Arkadiy

Tel Aviv, Israel; Odesa, Ukraine

Карикатурист

Родился в 1945 году.

Печатался в “Комсомольской правде”, “Литературной газете”, “Советском спорте”,
журналах: “Театр”, “В мире книг”, “Юность”, “Пикер”.
Участник выставок в г. Одессе, г. Габрово (Болгария).
В 1978 году – персональная выставка в ЦДРИ (г. Москва).
БЭК 1986 г.

В Одессе многие хорошо знают и помнят спокойного общительного человека с чеховской бородкой и вечной искоркой смеха в глазах. Аркадий Цыкун – художник-карикатурист из плеяды первых кавээнщиков. Он много работал в газетном жанре. Читатели могут вспомнить его по публикациям в “Комсомольской искре” и “Вечерке”, в десятках республиканских и союзных изданий. Но для фанатов нашего города Цыкун ценен в первую очередь как автор символа первых Юморин развеселого морячка со спасательным кругом. Кстати, вариантов этого героя у Аркадия было множество. Надолго остался тот, что эапечатлен на плакатах, открытках и значках.

 

В 1990 году Цыкун с семьей уехал в Израиль. Сейчас ему за пятьдесят, но он по-прежнему энергичен и оптимистичен. Вечно занят. И слава Богу.

 

Поэтому наш разговор был лаконичен, но представление о жизни известного одессита на чужбине дает.

– Алик (так звали Цыкуна в Одессе все знакомые), когда ты последний раз был на Родине?

– 12 лет назад, когда уезжал. Все планирую приехать в Одессу, но не хватает времени. Да и после десятков лет жизни внутри Союза так хочется успеть побольше посмотреть мир. Побывал в Европе, в Штатах.

– Впечатления богатейшие, наверное? Что-то используешь в своих работах?

– Знаешь, последний раз в США был прошлым летом. Остановился у знакомых, живших неподалеку от печально знаменитого Всемирного торгового центра. Каждое утро выходили на автобусную остановку напротив башен-блианецов. Уехал из Нью-Йорка незадолго до 11 сентября. И до сих пор не могу поверить, что тот ухоженный райончик практически сегодня не существует…

– Но ведь к повседневному проявлению терроризма ты уже должен был привыкнуть в Иараиле.

– Здесь все действительно привыкли жить в напряженной обстановке. Но, во-первых, таких масштабных терактов на Ближнем Востоке не было, во-вторых, здесь очень серьезно работают службы безопасности, в-третьих, если даже что-то происходит, то люди психологически больше готовы к этому, чем в Америке. Хотя лично я за 12 лет никаких ужасов не видел и близко к ним не стоял.

– То есть, ты считаешь Израиль достаточно спокойным местом пребывания?

– Не спорю, что здесь существует потенциальная опасность. Но где сегодня тихо? В Москве? На международных курортах? В Европе? Экстремизм расшатывает мир. Но ко всему привыкаешь…

– Как адаптировалась твоя дочь?

– Наверное, даже лучше, чем мы. Школу она заканчивала уже здесь. Послужила в армии, закончила вуз. Сейчас работает в Тель-Авиве дизайнером.

– А ты много публикуешься в местной прессе? Ведь тут столько русскоязычных изданий.

– Ты знаешь, мои карикатуры не политические. А израильская пресса очень политизирована. Просто веселые картинки газеты мало интересуют. Поэтому здесь я свои карикатуры практически не публикую. Больше – за рубежом. Но от привычки рисовать ведь не отучишься…

– Но, как я понимаю, это не основное твое занятие. Чем же зарабатываешь на жизнь?

– По сути дела я здесь вроде методиста по работе с учителями школ в нашем округе. Провожу семинары, разрабатываю обучающие программы по рисованию. Достаточно живая и интересная работа. Не очень денежная, но относительно стабильная. Тем более,что зарплату получаю от государства. Времени занимает много. Но вместе с тем много езжу, общаюсь с людьми! Думаю, кому-то в помощь мой опыт…

 

В конце короткой беседы Аркадий Цыкун заметил, что все, что он делал в Одессе, было вроде недавно, но теперь уже кажется, что очень давно. Повидать родной город очень хочет. А пока передает “всем нашим – привет!”

Аркадий Рыбак.

 

Тель-Авив–Одесса.

 

Аркадий Цыкун – блестящий карикатурист, обладатель международных наград в области карикатуры, лектор и преподаватель – славен многими выдающимися деяниями. В частности, именно он создал эмблему знаменитой одесской “Юморины” – развеселого морячка со спасательным кругом. Впрочем, эта эмблема – лишь одна из бесконечного множества блестящих юмористических рисунков Аркадия Цыкуна, одного из первых кавээнщиков, участника более чем 40 международных конкурсов карикатур, члена правления Ассоциации карикатуристов Израиля и Международной организации “Художники без границ”.

Сегодня художник приглашает на новую персональную выставку своих работ. “Когда я приехал в Израиль в самом начале Большой Алии, историю страны я изучал по карикатурам 50-х – 80-х годов, – говорит Аркадий Цыкун. – Это идеальный вариант для новичков, не знающих иврита. Дош, Зеэв, Шмуэль Кац и другие “киты” израильской карикатуры разворачивали передо мной полотно истории еврейского государства на страницах старых газет (впоследствии мне довелось участвовать вместе с ними в заседаниях Союза карикатуристов Израиля). Карикатура для меня – это способ познания окружающего мира. Пассивный, как в случае, описанном выше, и активный – когда я сам рисую карикатуры”.
– Аркадий, вы исследовали огромный пласт визуального материала, касающийся изображений евреев в антисемитской традиции. В какие эпохи усердные “карикатуристы” особенно яро юдофобствовали?
– Прежде всего, ненависть к нашему народу наглядно видна в изображениях евреев из христианских средневековых хроник. Но особенно это проявилось в карикатурах на евреев в гитлеровском журнале “Дер Штюрмер”. Такими отвратительными карикатурами и пропагандой Геббельса зомбировали молодых нацистов. Путь от карикатур на евреев до газовых камер оказался очень коротким.
– Однажды вы упомянули о том, что ваше детство прошло в Китае, где вы с юных лет имели возможность наблюдать “шаржи”, с помощью которых один народ издевался над другим…
– В Китае служил мой отец – военврач, офицер Советской Армии. Мать (тоже – офицер) работала в советско-китайском госпитале окулистом. Самые яркие впечатления моего детства – действительно из Китая (понятное дело: экзотика и возраст). Там же я впервые познакомился с искусством комикса – китайские книжки для детей были построены по принципу “рисованного рассказа”. В то время шла война с Кореей, американцы и японцы считались врагами, и в книжках было много карикатур на “японскую военщину”.
Сам я начал рисовать карикатуры давно – еще на факультете радиосвязи в Одесском электротехническом институте. Тогда же мои карикатуры появились в прессе – сначала одесской, а затем московской. В какой-то момент я забросил науку и диссертацию и поступил в Одесское художественное училище имени Грекова (факультет живописи) на стационар. К этому времени я уже работал художником одесской “Вечерки”. В училище я увлекся педагогикой и экспериментирую в этой области до сих пор.
По признанию Аркадия, он уже не один год задается вопросом: “Кто ты, израильтянин?”. Именно так называлась одна из его выставок, проходящая в Нес-Ционе. “И хотя многие ответы уже получены, мой народ не перестает меня удивлять и, значит, давать темы для новых карикатур, – улыбается художник. – Иронию, сарказм, острую сатиру – весь этот арсенал жанра карикатуры я задействую для того, чтобы показать свое отношение к происходящему вокруг”.
http://tarbut.zahav.ru/cellcom/art/article.php?view=955

Leave a Reply

4 × 2 =