Cvetkov Anatoliy

Moscow, Russia

“… В коллективе крокодильцев выделился Анатолий Цветков (родился в 1923 г.). Он был карикатурист до мозга костей, с детства увлекавшийся юмористическим рисунком. Еще на школьной скамье делал он шаржи на учителей, за что ему регулярно попадало, но влюбленность в юмор осталась навсегда. И хотя он начинал свою творческую жизнь как живописец и вступил в Московский Союз художников в живописную секцию, выдающихся успехов достиг именно в сатирическом жанре. В 1958 году Цветков поступил в студию художников при редакции «Крокодила» и вскоре начал печататься в журнале. Только жизненный оптимизм и врожденное чувство юмора помогли молодому художнику, бойцу-артиллеристу, преодолеть тяжелую травму от контузии в дни войны.

 

Непринужденность рисунка сочетается у художника с глубокой выразительностью. Черты лица каждого изображенного человека сугубо индивидуальны. По словам Цветкова, его больше всего интересовало, чтобы воспроизведенные образы психологически соответствовали подписи под карикатурой. Другими словами, он стремился в первую очередь выявить характеры действующих лиц. И удавалось это Цветкову потому, что он обладал способностью мгновенно, но глубоко всматриваться в людей, с первого взгляда схватывать их отличительные черты. Вспоминается его рисунок, изображающий вездесущего снабженца, умудрившегося проникнуть в кабинет директора через замочную скважину («Крокодил», 1964). Сколько комичного изумления написано на близоруком начальственном лице. Сколько всепроникающей способности вложено художником в изворотливую фигуру, готовую пролезть в человеческую душу с той же легкостью, с какой он пролез в дверную скважину.

 

Любопытно, что после опубликования этого рисунка в редакцию явился некий представитель клана снабженцев, упорно искавший художника Цветкова. «Это вы меня изобразили?—обратился он к Анатолию Борисовичу,— а вот интересно, где это вы меня успели зарисовать?..» Большую похвалу художнику, пожалуй, трудно придумать. Это значит, что он достиг глубокой типизации художественного образа. В этом отношении особенно запомнилась карикатура Цветкова «Страшный суд» («Крокодил», 1968). Нежная влюбленная пара гуляет по саду, а устроившиеся на скамейке досужие кумушки судачат по их адресу, перемывая все косточки, зло подхихикивая и сплетничая со все возрастающим азартом. В карикатуре так наблюдательно подмечены жесты кумушек, выражение их лиц, что она заменяет целый юмористический рассказ. Сильно повышает выразительность рисунка умелое использование цвета. Сплетницы сидят на завалинке в тени, образуемой стеной, а молодая пара изображена на солнечном свету, подчеркнутом желтой плашкой. Этот световой контраст ярко подчеркивает и контраст морально-психологических характеристик.

 

Цветков много ездил по предприятиям, работал в выездных редакциях «Крокодила» на Барнаульском комбинате химического волокна, в городе Петропавловске (Казахстан), в строительных отрядах, сооружающих новые совхозы. Участвовал он и в выездной редакции «Правды» на Балахнинском бумажном комбинате. На примере творчества Цветкова можно убедиться, как благотворна для художника тесная связь с жизнью страны. Одной из выдающихся его работ является юмористическая сценка в столовой («Крокодил», 1968). Повара вместе с официанткой, принявшей заказ, умирают со смеху: посетитель попросил окрошку… Кто-кто, а они знают ее качество! И потому такая просьба неискушенного клиента вызывает у них припадок гомерического хохота. Чем заразительнее смеются отлично нарисованные работники столовой, каждый из них смеется по-своему,— тем явственнее юмор перерастает здесь в острую сатиру. Любопытно сопоставить этот выдающийся рисунок Цветкова с его же карикатурой 1962 года, сделанной в несвойственной ему резко обличительной манере. Зарвавшийся директор распекает сотрудника, осмелившегося написать докладную о непорядках в учреждении: «Сколько раз я вам вдалбливал,— кричит начальник,— что я не против критики!» И хотя его кулак мелькает перед самым носом провинившегося, рисунок не подымается выше старательной иллюстрации темы. Остается отметить, что А. Б. Цветков являлся мастером острого шаржа, глубоко раскрывающего характер портретируемого.

 

К величайшей скорби всего коллектива редакции, смерть очень рано вырвала из его рядов этого талантливого карикатуриста…”

 

И.П.Абрамский “Смех сильных”, изд. “Искусство”, Москва, 1977 г.

 


Leave a Reply

four × one =