Тишков Леонид

Москва, Россия

04.05.1953

Художник, карикатурист, иллюстратор

Леони́д Алекса́ндрович Тишко́в (род. 4 мая 1953, Нижние Серги, Свердловская обл., СССР) — российский художник и писатель, представитель постконцептуального направления в искусстве. Основываясь на концептуальных идеях, художник ставит в своем искусстве вопросы бытия, акцентируясь на особом онтологическим статусе искусства. Широко использует в изобразительном искусстве литературную составляющую, комментируя инсталляции и объекты, сопровождая их текстами, альбомами и книгами с автобиографическими и вымышленными историями.

Родился в городе Нижние Серги Свердловской области в семье учителей Александра Ивановича Тишкова и Раисы Александровны Тягуновой. Младший брат историка В. Тишкова. Окончил Первый московский медицинский институт им. А. М. Сеченова (1979). Будучи студентом начал, рисовать карикатуры, первая публикация в периодической печати в 1973, с 1975 года член Московского Горкома художников-графиков, участвовал в выставках карикатуристов в Горкоме графиков на М. Грузинской с 1978 г., в 80-х иллюстрировал книги в издательстве «Искусство» и «Книга», с 1982 года свободный художник. Работал в сквоте неформального объединения художников «Фурманный переулок», после переехал в мастерские на Чистых Прудах. В 1990 году организовал эфемерное издательство «Даблус», в котором издавал малыми тиражами свои книги и книги своих товарищей, а также соседей по мастерской. В частности им были выпущены книги К. Звездочетова, Никиты Алексеева, Юлии Кисиной, Резо Габриадзе, Дмитрия Крымова, поэта Михаила Сухотина и др. В начале 90-х годов рисует комиксы, много работает в печатной графике — офорте и литографии, издает малыми тиражами книги и портфолио в этой техники. В 1992 году Центр Гетти приобрел в коллекцию его издания и рисованные книги. В 2006 году портфолио «Натюрморты» из 16 цветных литографий (1992), а также другие издания «Даблуса» были приобретены в коллекцию Музея Современного Искусства (Нью-Йорк).

Первая персональная выставка состоялась в 1991 году. Персональные выставки проходили в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), Московском музее современного искусства (ММСИ), московских галереях «Крокин» и др., а также в музеях Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Красноярска, Ярославля, США, Германии, Швеции, Венесуэлы.

Лауреат премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Художник года» (2017). Участник международных бьеннале современного искусства в Сингапуре (2008), триеннале Итихара, Япония (2013, 2017, 2020), Сеточи триеннале, Япония (2019). Вошел в топ-20 самых влиятельных художников в российском искусстве 2017 года по версии «Артгида».

В середине 1980-х годах в издательстве «Книга» вышли с его иллюстрациями книги «Война с саламандрами» Карела Чапека, «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова, «Охота на Снарка» Льюиса Кэрролла, «Сочинения Козьмы Пруткова». Один из первых иллюстрировал обэриутов — Даниила Хармса, Николая Олейникова и Ал. Введенского. Также иллюстрировал свои собственные книги и своей жены, писательницы Марины Москвиной.

В издательстве «Livebook/Гаятри» в 2004—2008 годах вышли сборник ранних карикатур «Чёрный юмор для белых и цветных», истории в картинках «Водолазы» в трёх томах и книга «Даблоиды». В 2007 году вышла книга, написанная (и иллюстрированная самим) Леонидом Тишковым, — «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта». Эта книга была переиздана в издательстве ОГИ (2013), и в издательстве «Ман, Иванов и Фербер» (2017). Автор книги для детей «Мальчик и луна» (2013), вышла в издательстве ОГИ, в 2014 году переиздана в издательстве «Токума Сётэн» на японском языке. В феврале 2019 г. в журнале «Знамя» вышел его роман «Взгляни на дом свой», в 2020 году вышел отдельной книгой в издательстве НЛО.

Выступал также как куратор художественных проектов, в 2002 году подготовил ряд выставок для московской галереи «МуХА», был куратором выставки «Авангард и традиция: книги русских художников 20 века», 1994 г. в Российской Государственной Библиотеке, а также выставки «Правдивая история жизни, смерти и воскресения аптекаря Крафта»  в Тульском Историко-Архитектурном Музее в 2014 году.

Леонид Тишков участник ряда крупных групповых проектов в формате livre d’artiste, в том числе: Город как субъективность художника, СПб, 2020, ИЛИ@ЗДА, Мск. 2019; Поэзия неведомых слов (вариации в кириллице), Мск. 2019; Жёлтый звук, (к 85-летию Альфреда Шнитке) Мск. 2019; Русский Букварь, Мск. 2018; ПтиЦЫ и ЦЫфры, (130-летию Велимира Хлебникова) СПб. 2015; Книга на острие современного искусства, СПб-Мск. 2013.

Музейные коллекции:

Работы художника входят в собрания крупных музеев России, Европы и Америки.

  • Государственная Третьяковская галерея.
  • Государственный Русский музей. Отдел гравюры XVIII—ХХI вв.
  • Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
  • Московский музей современного искусства.
  • Nasher Museum of Art, NC, USA.
  • Музей изобразительных искусств Северо-Западного университета (Чикаго).
  • Museum of Modern Art (Нью-Йорк).
  • Центре современного искусства Уяздовский замок (Варшава).
  • Центр современного искусства Луиджи Печчи (Прато, Италия).

 

Источник: Wikipedia, 2017


Добавить комментарий

14 + 17 =

Tishkov Leonid

Moscow, Russia

04.05.1953

Painter, cartoonist, illustrator

Leonid Alexandrovich Tishkov (born May 4, 1953, Nizhni Sergi, Sverdlovsk Region, USSR) is a Russian artist and writer, a representative of the postconceptual direction in art. Based on conceptual ideas, the artist poses questions of being in his art, focusing on the special ontological status of art. He makes extensive use of the literary component in the visual arts, commenting on installations and objects, accompanying them with texts, albums and books with autobiographical and fictional stories.

He was born in the city of Nizhny Sergi, Sverdlovsk region in the family of teachers Alexander Ivanovich Tishkov and Raisa Alexandrovna Tyagunova. The younger brother of the historian V. Tishkov. Graduated from the First Moscow Medical Institute named after A.M. Sechenov (1979). As a student, he began drawing cartoons, the first publication in the periodical press in 1973, since 1975 a member of the Moscow City Committee of Graphic Artists, participated in exhibitions of cartoonists in the City Committee of Graphics on M. Gruzinskaya since 1978, in the 80s illustrated books in the publishing house “Art” and “Book”, since 1982 a freelance artist. He worked in the squat of the informal association of artists “Furmanny Lane”, then moved to the workshops on Chistye Prudy. In 1990, he organized the ephemeral publishing house “Doublus”, in which he published his books and the books of his comrades, as well as neighbors in the workshop, in small editions. In particular, he published books by K. Zvezdochetov, Nikita Alekseev, Yulia Kisina, Rezo Gabriadze, Dmitry Krymov, poet Mikhail Sukhotin, etc. In the early 90s, he draws comics, works a lot in print graphics – etching and lithography, publishes small editions of books and portfolios in this technique. In 1992, the Getty Center acquired his publications and hand-drawn books in the collection. In 2006, the portfolio “Still Lifes” of 16 color lithographs (1992), as well as other editions of “Doublus” were acquired in the collection of the Museum of Modern Art (New York).

The first solo exhibition took place in 1991. Personal exhibitions were held at the State Center for Contemporary Art (NCCA), the Moscow Museum of Modern Art (MMSI), the Moscow Krokin galleries, etc., as well as in museums in Yekaterinburg, Chelyabinsk, Novosibirsk, Krasnoyarsk, Yaroslavl, USA, Germany, Sweden, Venezuela.

Winner of the Innovation Prize in the field of contemporary art in the nomination “Artist of the Year” (2017). Participant of the International Biennale of Contemporary Art in Singapore (2008), Ichihara Triennial, Japan (2013, 2017, 2020), Setochi Triennial, Japan (2019). He entered the top 20 most influential artists in Russian art in 2017 according to Artgid.

In the mid-1980s, the publishing house “Kniga” published with his illustrations the books “The War with Salamanders” by Karel Chapek, “Twelve Chairs” and “The Golden Calf” by Ilf and Petrov, “The Hunt for the Snark” by Lewis Carroll, “The Writings of Kozma Prutkov”. One of the first illustrated oberiutov — Daniil Kharms, Nikolai Oleynikov and Al. Vvedensky. He also illustrated his own books and his wife, the writer Marina Moskvina.

In the publishing house “Livebook/Gayatri” in 2004-2008, a collection of early cartoons “Black Humor for whites and non-whites”, stories in pictures “Divers” in three volumes and the book “Doubloids” were published. In 2007, a book written (and illustrated by Leonid Tishkov himself was published — “How to become a brilliant artist without having a drop of talent.” This book was republished in the publishing house of OGI (2013), and in the publishing house “Man, Ivanov and Ferber” (2017). The author of the book for children “The Boy and the Moon” (2013), published by OGI publishing house, in 2014 reprinted by Tokuma Seten publishing house in Japanese. In February 2019 his novel “Look at your House” was published in the magazine “Banner”, in 2020 it was published as a separate book in the UFO publishing house.

He also acted as a curator of art projects, in 2002 he prepared a number of exhibitions for the Moscow gallery “Mukha”, was the curator of the exhibition “Avant-garde and Tradition: books of Russian artists of the 20th century”, 1994 in the Russian State Library, as well as the exhibition “The True story of the life, Death and Resurrection of the pharmacist Kraft” in the Tula Historical andThe Architectural Museum in 2014.

Leonid Tishkov is a participant in a number of large group projects in the livre d’artiste format, including: The city as an Artist’s Subjectivity, St. Petersburg, 2020, P@ZDA, Moscow Time. 2019; Poetry of Unknown words (variations in Cyrillic), Moscow Time. 2019; Yellow sound, (to the 85th anniversary of Alfred Schnittke) Moscow Time. 2019; Russian Primer, Moscow Time. 2018; BIrds and Chickens, (130th anniversary Velimira Khlebnikova) St. Petersburg, 2015; A book on the Edge of Contemporary Art, St. Petersburg-Moscow Time, 2013.

Museum collections:

The artist’s works are included in the collections of major museums in Russia, Europe and America.

  • The State Tretyakov Gallery.
  • The State Russian Museum. Department of engraving XVIII—XXI centuries.
  • The Pushkin State Museum of Fine Arts.
  • Yekaterinburg Museum of Fine Arts.
  • Moscow Museum of Modern Art.
  • Nasher Museum of Art, NC, USA.
  • Museum of Fine Arts of Northwestern University (Chicago).
  • Museum of Modern Art (New York).
  • The Center for Contemporary Art Ujazdowski Castle (Warsaw).
  • Luigi Pecci Center for Contemporary Art (Prato, Italy).

 

Reference: Wikipedia, 2017


Leave a Reply

4 × five =