Timm Georg Wilhelm

Saint Petersburg, Russia

Карикатурист, гравер, книжный график, баталист

 

Место рождения – Российская империя Зоргенфрей, ныне Цесисский район — русский живописец и график (выходец из Латвии); рисовальщик баталических и жанровых сцен, академик Академии художеств (с 1855 года), издатель «Русского художественного листка».

 

Родился в Риге, в семье живописца (по другим сведениям — Рижского бургомистра). Начальное художественное образование получил в этом городе, а затем, перебравшись в Санкт-Петербург, посещал в качестве постороннего ученика классы Императорской Академии художеств, в которой главным его наставником был профессор А. И. Зауервейд.

 

За свои успехи в баталической живописи он награждён от Академии двумя серебряными медалями, малой и большой. Тимм окончил курс в Академии в 1839 году, со званием художника XIV класса. Через пять лет после того отправился в Париж, работал там под руководством О. Верне, сделал оттуда поездку в Алжир и, участвуя в парижских салонах, обратил на себя внимание любителей искусства картинами «Русский фельдъегерь», «Взятие Смалы» и «Араб-импровизатор у Бабель-Уэдской башни, в Алжире». Вернувшись в 1849 году в Санкт-Петербург, принимает участие в иллюстрировании знаменитого сборника «Наши списанные с натуры русскими» и многих других изданий. Сближается с Ф. Булгариным и Н. Гречем, принимает участие в художественном оформлении их произведений. Основная часть гравюр Тимма выполнена в технике ксилографии и литографии. Современники называли его русский Гаварни за изящество и тонкий юмор книжной графики. Коллекционированию Тиммовских изданий посвящали свои труды и средства многие русские библиофилы. Тимм много путешествовал по России, посетил Кавказ, где ещё шла борьба с горцами, и во время Крымской кампании находился при участвовавших в ней великих князьях. За его акварельные и карандашные рисунки, большое количество которых находится в альбомах особ императорской фамилии, Императорская Академия художеств в 1855 году возвела его в звание академика.

 

Начиная с 1851 года, по Высочайшему соизволению предпринял издание периодического сборника литографий с небольшим объяснительным текстом, под заглавием: «Русский художественный листок», в котором помещал как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. Большинство рисунков было перенесено на литогравский камень самим Тиммом. Журнал выходил в свет в течение 11 лет, с 1851 по 1862 годы — до тех пор, пока из-за болезни глаз художник не прекратил издание.

 

Вскоре после прекращения издания «Русского художественного листка» Тимм уехал в Германию и в последние годы своей жизни заведовал частным керамическим заведением в Берлине. По рисункам В. Ф. Тимма из «Русского художественного листка» совершенствовали своё мастерство великий гравёр И. П. Пожалостин и художник Н. С. Ефимов, которые проживали в Солотче и готовились к поступлению в Академию художеств.

 

http://ru.wikipedia.org

 

Сын рижского градоначальника, он окончил Академию художеств, принимал участие в оформлении множества изданий 1840-1860-х г.г., а с 1851 г. издавал знаменитый «Русский художественный листок». Как карикатурист В.Ф.Тимм выступил в начале своего творческого пути (1841-1844 г.г.). Чрезвычайно наблюдательный и трудолюбивый художник, В.Ф.Тимм сумел запечатлеть непарадные стороны русского быта, нравов, все то, что обычно выносилось за скобки официальным искусством. Графическим произведениям этого периода свойственна мягкая ирония. Типы Тимма – флиртующие франты 1840-х годов, обманутые мужья, переносящие свой позор с веселой беззаботностью, попавшийся неудачно волокита, смешной балетоман с громадным лорнетом, наивные и беспечные зеваки и так далее.

http://www.rusbibliophile.ru


Leave a Reply

1 + 2 =