Тэдзука Осаму

Токио, Япония

03.11.1928 - 09.02.1989

Художник аниматор, художник манги, карикатурст

Осаму Тэдзука, родился 3 ноября 1928 года, Тоёнака  — умер  9 февраля 1989 года, Токио.  японский мангака, аниматор, карикатурист  доктор философии по специальности «медицина» (степень получил в Нарском префектурном медицинском университете в 1961 году).

Осаму Тэдзука внёс значительный вклад в дело становления манги и аниме. За свою карьеру он создал около 500 манг, за что был удостоен многих премий и наград. Тэдзуку часто называют «богом манги», поскольку именно его работы принесли соответствующим стилевым направлениям популярность в Японии. Кроме того, Тэдзука считается основателем современной японской манги. Он оказал существенное влияние на эволюцию манги и аниме, заложив основы их будущего развития. Многие художественные приёмы Тэдзука перенял у Уолта Диснея. Стиль Тэдзуки оказал влияние на многих художников-мангак того времени; некоторых из них он непосредственно обучал искусству рисования. Автор, по заявлению специалистов, был крайне трудолюбив и работал над своими произведениями практически непрерывно. Он был женат на Эцуко Окаде и имел троих детей.

Осаму Тэдзука был первым президентом Ассоциации японской анимации. Начав лысеть, Тэдзука стал носить берет, ставший одной из отличительных черт художника. В 1989 году, в возрасте 60 лет, Тэдзука скончался от рака желудка. Даже в последние дни своей жизни он продолжал рисовать. На следующий день после его смерти в газете «Асахи симбун» была опубликована статья, призывающая молодых художников продолжить дело Тэдзуки. В 1994 году в городе Такарадзука, где он вырос, открылся музей его памяти, а в 1997 году были выпущены марки, посвящённые Тэдзуке.

Стиль, тематика и влияние:

Осаму Тэдзука заимствовал многие художественные приёмы у Уолта Диснея, но вместе с тем он выработал свой собственный художественный стиль, вобравший в себя традиции японского изобразительного искусства и отличающийся от американской мультипликации. Тем не менее в ранние годы творчества Тэдзука тратил много времени, чтобы воспроизвести в своих работах стиль Диснея. Кроме того, на творчество Тэдзуки оказали влияние Макс Флейшер, а также японские художники-предшественники, такие как Рюити Ёкояма, Суихо Тагава и Нобору Осиро. Сам Тэдзука рассказывал, что американские комиксы оказали существенное влияние на его раннее творчество. Работы Тэдзуки значительно отличались от другой послевоенной манги. Они обладали более детальной и развитой сюжетной линией и имели бо́льший объём. Осаму Тэдзука также внедрил в технику рисования манги новые художественные приёмы, ранее характерные для съёмок кинолент: крупный план, смена ракурсов, оптические эффекты. Использование этих приёмов создавало у читателя ощущение, что он смотрит кинофильм. Впоследствии этот метод получил название «кинематографического». Тэдзука же начал записывать звуковые эффекты буквами и использовать подчёркивание движения в кадре. Благодаря применению этих приёмов прославилась его манга Shin Takarajima.

Несмотря на внедрение подобных нововведений, после работы над мангой Shin Takarajima Осаму Тэдзука перешёл к более простой методике в целях экономии средств и времени. Своим персонажам автор обычно рисовал большие глаза, а женских персонажей предпочитал изображать с большими блестящими глазами, как, например, в манге Ribbon no Kishi. Произведения Тэдзуки известны позитивным настроем и затрагиваемыми в них гуманистическими темами, например, ценностью жизни. Кроме того, сам Тэдзука называл жизнь главной темой всех своих работ.  Автор в своих мангах затрагивал достаточно разнообразный круг тем: наука, история, религия, космические исследования и другие. Он же стал основоположником многих новых на тот момент жанров манги, среди которых научная фантастика, фэнтези и триллер. В своей манге Tetsuwan Atom автор затронул тему социальных прав роботов. Особое внимание в некоторых его работах уделялось временному аспекту. Например, в манге Jungle Taitei главный персонаж-львёнок со временем взрослеет и становится взрослым львом. Тэдзука также разработал так называемую «звёздную систему», которая заключалась в том, что созданные автором персонажи были своего рода актёрами, игравшими разные роли в разных произведениях. Так, например, созданные им Мустатио, профессор Отяномидзу, Ламп и Хаммег фигурируют во многих работах Тэдзуки, часто под другими именами. Другой отличительной особенностью стиля Тэдзуки стало использование повторяющихся визуальных шуток; например, внезапно появлялся не фигурирующий в основном сюжете произведения персонаж, говорил или делал что-либо забавное, а затем сразу же исчезал. Стиль Тэдзуки оказал влияние на таких художников, как Мото Хагио, Хитоси Ивааки, Фудзико Фудзио, Лэйдзи Мацумото, Томоко Танигути и многих других. Работы Тэдзуки использовались в качестве учебного материала для японских начальных школ. В честь автора были названы учреждённая компанией Shueisha награда Тэдзуки и культурная премия Осаму Тэдзуки от «Асахи симбун».

Работая в области анимации, Тэдзука ориентировался на малобюджетные фильмы, веря в то, что зрителя следует привлекать оригинальными и интересными сюжетами, а не дорогостоящими съёмками. Он выдвинул концепцию «ограниченной анимации», которая заключалась в том, что тщательно прорисовывались только основные сцены фильма, тогда как персонажи, фон, пейзаж и т. п. детально не прорисовывались, что позволяло экономить производственные и финансовые ресурсы. Во многом это была вынужденная мера, так как в 1960-е годы на развитие анимации выделялся малый объём средств. Тэдзука ввёл в обиход «банк анимации» — коллекцию стандартных кадров, которые использовались в одной ленте множество раз. Он также предложил сделать ставку не на полнометражные фильмы, а на телесериалы; тем самым он надеялся повторить успех американской студии Hanna-Barbera. Эта идея была поддержана владельцами телекомпаний, так как аниме-сериалы обеспечивали приток телезрителей. Нововведения Осаму Тэдзуки были взяты на вооружение индустрией японской анимации и стали стандартной практикой при создании аниме.

Работы:

Осаму Тэдзука за свою жизнь создал около 500 произведений манги (по другим данным — около 600—700) и около 60 анимационных фильмов и сериалов. К наиболее значительным его мангам относятся следующие

  • Maachan no Nikkicho – 1946
  • Shin Takarajima – 1947
  • Metropolis – 1949
  • Jungle Taitei 1950—1954
  • Nextworld – 1951
  • Rock Boukenki – 1952—1954
  • Tetsuwan Atom – 1952—1968
  • Tsumi To Batsu – 1953
  • Ribbon no Kishi 1953—1956, 1958, 1963—1966
  • Kenichi Tantei Chou – 1954—1956
  • Tonkaradani – 1955
  • Zero Man – 1959—1960
  • Captain Ken – 1960—1961
  • Shinsengumi – 1963
  • Big X – 1963—1966
  • W3 – 1965—1966
  • Magma Taishi – 1965—1967
  • Vampires – 1966—1969
  • Dororo – 1967—1968
  • Hi no Tori – 1967—1988
  • Chikyu o Nomu – 1968—1969
  • Umi no Triton – 1969—1971
  • Aporo no Uta – 1970
  • Alabaster – 1970—1971
  • Fushigi na Melmo – 1970—1972
  • Yakkepachi no Maria – 1970
  • Ayako – 1972—1973
  • Microid S – 1973
  • Black Jack – 1973—1983
  • Buddha – 1974—1984
  • Mitsume ga Tooru – 1974—1978
  • Unico – 1976—1979
  • MW – 1978
  • Adolf Ni Tsugu – 1983—1985
  • Hidamari no Ki – 1983—1987
  • Neo Faust – 1987
  • Ludwig B. – 1987
  • Gringo – 1987—1989

Награды:

Осаму Тэдзука за свои работы удостоился многих премий и наград, среди которых орден Священного Сокровища, премия манги Shogakukan, премия манги Коданся.

  • 1958 год — премия манги Shogakukan за манги Manga Seminar on Biology и Biiko-chan.
  • 1967 год — премия Офудзи Нобуро за аниме Tenrankai no E.
  • 1977 год — премия манги Коданся за манги Black Jack и Mitsume ga Tooru.
  • 1984 год — премия манги Shogakukan за мангу Hidamari no Ki.
  • 1986 год — премия манги Коданся за мангу Adolf Ni Tsugu.
  • 1989 год — орден Священного Сокровища (посмертно).
  • 1990 год — премия Министерства образования Японии.
  • 2004 год — премия Айснера за мангу Buddha.
  • 2005 год — премия Айснера за мангу Buddha.
  • 2009 год — премия Айснера за мангу Dororo.
  • 2014 год — премия Айснера за мангу The Mysterious Underground Men.

Оценки творчества:

Осаму Тэдзука, заложивший основы современных аниме и манги, их эстетики и техники создания, а также внёсший значительный вклад в их популяризацию, получил прозвище «бог манги». Именно Тэдзуку принято считать основателем современной японской манги. Некоторые специалисты полагали, что Тэдзука за свой вклад в индустрию манги должен был быть награждён Нобелевской премией по литературе. Исследователями отмечалось трудолюбие автора — начиная с 1950-х годов и до смерти Тэдзука не переставая работал над своими произведениями и придумывал новые идеи. Временами он спал по 3-4 часа в сутки, а остальное время уделял работе. При этом коллега Тэдзуки по студии Mushi Production Юсаку Сакамото рассказывал, что тот никогда не выглядел сонным. Сам Тэдзука сообщал, что за свою карьеру написал более 150 000 страниц комиксов. Многие мангаки, начинавшие свою карьеру в 1950-х и 1960-х годах, боготворили Тэдзуку. После его смерти газета «Асахи симбун» заявила, что именно Осаму Тэдзука стал главной причиной популярности манги в Японии.

Фредерик Шодт говорил, что в Японии Тэдзука стал одним из величайших людей XX века и в средствах массовой информации его иногда сравнивали с Леонардо да Винчи. Продуктивность мангаки он обозначил как «практически сверхчеловеческую», а самого Тэдзуку называл «крайним перфекционистом». Шодт также говорил, что Тэдзука, подобно губке, впитывал в себя влияние всего того, чем восхищался, будь то романы, фильмы или художественные стили. Говоря о написанных Тэдзукой сюжетах, Шодт отмечал, что автор «создавал истории на достаточно непростые темы, пытаясь сделать с комиксами то, что другие уже сделали с литературой». Журналист и кинокритик Борис Иванов назвал Тэдзуку «великим мангакой», который «был и остаётся величайшим мастером японских комиксов». При этом он отмечал, что Тэдзука не ставил перед собой задачи заработать на своих произведениях, и несмотря на то, что многие его экспериментальные проекты не имели коммерческого успеха, он не прекращал над ними работать. Доктор исторических наук Елена Катасонова называет Тэдзуку реформатором, благодаря которому послевоенная манга начала представлять из себя принципиально новый культурный продукт. Она также высказала мнение, что реализовать свой талант Тэдзуке помогло отсутствие в послевоенной Японии жёсткой цензуры. Схожее мнение о реформаторстве высказывала и Дени Кавалларо. Сюзанна Филиппс утверждала, что именно Тэдзука сыграл решающую роль в становлении послевоенной манги, а Пол Граветт высказался, что «без Тэдзуки бум манги в послевоенной Японии был бы немыслим». Положительно о художнике отозвался и Рэймонд Беттс, назвавший Тэдзуку виртуозом своего дела. Марк Шиллинг говорил о том, что Тэдзука, несмотря на свой дружелюбный характер, достаточно ревниво относился к успеху других мангак, даже если те являлись его помощниками. Так, однажды в письме поклонникам Тэдзука осудил работу своего бывшего ассистента Сётаро Исиномори, чем сильно его расстроил. Зависть Тэдзуки вызвал также успех комиксов «гэкига» в период 1960-х годов; вместе с тем автор перенял особенности данного стиля и для своих работ.

 

Источник: Wikipedia, 2016

 


Добавить комментарий

6 − 3 =

Tezuka Osamu

Tokyo, Japan

03.11.1928 - 09.02.1989

Animator, manga painter, cartoonist.

Osamu Tezuka, born November 3, 1928, Toyonaka — died February 9, 1989, Tokyo.  Japanese mangaka, animator, cartoonist, Doctor of Philosophy in medicine (degree received at the Nara Prefectural Medical University in 1961).

Osamu Tezuka made a significant contribution to the development of manga and anime. During his career, he created about 500 manga, for which he was awarded many prizes and awards. Tezuka is often called the “god of manga”, because it was his work that brought the corresponding style trends popularity in Japan. Tezuka is also considered the founder of modern Japanese manga. He had a significant impact on the evolution of manga and anime, laying the foundations for their future development. Tezuka adopted many artistic techniques from Walt Disney. Tezuki’s style influenced many mangaka artists of the time; he taught some of them directly the art of drawing. The author, according to experts, was extremely hardworking and worked on his works almost continuously. He was married to Etsuko Okada and had three children.

Osamu Tezuka was the first president of the Japanese Animation Association. Starting to go bald, Tezuka began to wear a beret, which became one of the distinctive features of the artist. In 1989, at the age of 60, Tezuka died of stomach cancer. Even in the last days of his life, he continued to paint. The day after his death, an article was published in the Asahi Shimbun newspaper urging young artists to continue Tezuki’s work. In 1994, a museum in his memory was opened in the city of Takarazuka, where he grew up, and in 1997 stamps dedicated to Tezuka were issued.

Style, subject matter and influence:

Osamu Tezuka borrowed many artistic techniques from Walt Disney, but at the same time he developed his own artistic style, which absorbed the traditions of Japanese fine art and differed from American animation. Nevertheless, in the early years of Tezuka’s work, he spent a lot of time to reproduce the Disney style in his works. In addition, Tezuki’s work was influenced by Max Fleischer, as well as Japanese predecessor artists such as Ryuichi Yokoyama, Suiho Tagawa and Noboru Oshiro. Tezuka himself said that American comics had a significant influence on his early work. Tezuki’s works were significantly different from other post-war manga. They had a more detailed and developed storyline and had a larger volume. Osamu Tezuka also introduced new artistic techniques into the manga drawing technique that were previously typical for filming films: close-up, changing angles, optical effects. The use of these techniques gave the reader the feeling that he was watching a movie. Subsequently, this method was called “cinematic”. Tezuka also started recording sound effects in letters and using motion underlining in the frame. Thanks to the use of these techniques, his manga Shin Takarajima became famous.

Despite the introduction of such innovations, after working on the manga Shin Takarajima, Osamu Tezuka switched to a simpler method in order to save money and time. The author usually drew big eyes for his characters, and preferred to depict female characters with big shiny eyes, as, for example, in the manga Ribbon no Kishi. Tezuki’s works are known for their positive attitude and humanistic themes touched upon in them, for example, the value of life. In addition, Tezuka himself called life the main theme of all his works.  The author in his manga touched on a rather diverse range of topics: science, history, religion, space research and others. He also became the founder of many new manga genres at that time, including science fiction, fantasy and thriller. In his manga Tetsuwan Atom, the author touched on the topic of social rights of robots. Special attention in some of his works was paid to the temporal aspect. For example, in the manga Jungle Taitei, the main character, a lion cub, eventually matures and becomes an adult lion. Tezuka also developed the so-called “star system”, which consisted in the fact that the characters created by the author were a kind of actors who played different roles in different works. For example, Mustatio, Professor Otyanomizu, Lamp and Hammeg, created by him, appear in many of Tezuki’s works, often under other names. Another distinctive feature of Tezuki’s style was the use of repetitive visual jokes; for example, a character who did not appear in the main plot of the work suddenly appeared, said or did something funny, and then immediately disappeared. Tezuki’s style has influenced artists such as Moto Hagio, Hitoshi Iwaaki, Fujiko Fujio, Leiji Matsumoto, Tomoko Taniguchi and many others. Tezuki’s works were used as teaching material for Japanese elementary schools. The Tezuki Award established by Shueisha and the Osamu Tezuki Cultural Award from Asahi Shimbun were named in honor of the author.

Working in the field of animation, Tezuka focused on low-budget films, believing that the viewer should be attracted by original and interesting plots, and not expensive filming. He put forward the concept of “limited animation”, which consisted in the fact that only the main scenes of the film were carefully drawn, while the characters, background, landscape, etc. were not drawn in detail, which allowed saving production and financial resources. In many ways, this was a forced measure, since in the 1960s a small amount of funds was allocated for the development of animation. Tezuka introduced the “animation bank” — a collection of standard frames that were used in one tape many times. He also offered to bet not on feature films, but on TV series; thereby he hoped to repeat the success of the American studio Hanna-Barbera. This idea was supported by the owners of TV companies, as anime series provided an influx of viewers. Osamu Tezuki’s innovations were adopted by the Japanese animation industry and became standard practice when creating anime.

Works:

Osamu Tezuka created about 500 manga works during his life (according to other sources — about 600-700) and about 60 animated films and TV series. The most significant of his mangas include the following

  • Maachan no Nikkicho – 1946
  • Shin Takarajima – 1947
  • Metropolis – 1949
  • Jungle Taitei 1950—1954
  • Nextworld – 1951
  • Rock Boukenki – 1952—1954
  • Tetsuwan Atom – 1952—1968
  • Tsumi To Batsu – 1953
  • Ribbon no Kishi 1953—1956, 1958, 1963—1966
  • Kenichi Tantei Chou – 1954—1956
  • Tonkaradani – 1955
  • Zero Man – 1959—1960
  • Captain Ken – 1960—1961
  • Shinsengumi – 1963
  • Big X – 1963—1966
  • W3 – 1965—1966
  • Magma Taishi – 1965—1967
  • Vampires – 1966—1969
  • Dororo – 1967—1968
  • Hi no Tori – 1967—1988
  • Chikyu o Nomu – 1968—1969
  • Umi no Triton – 1969—1971
  • Aporo no Uta – 1970
  • Alabaster – 1970—1971
  • Fushigi na Melmo – 1970—1972
  • Yakkepachi no Maria – 1970
  • Ayako – 1972—1973
  • Microid S – 1973
  • Black Jack – 1973—1983
  • Buddha – 1974—1984
  • Mitsume ga Tooru – 1974—1978
  • Unico – 1976—1979
  • MW – 1978
  • Adolf Ni Tsugu – 1983—1985
  • Hidamari no Ki – 1983—1987
  • Neo Faust – 1987
  • Ludwig B. – 1987
  • Gringo – 1987—1989

Awards:

Osamu Tezuka has been awarded many prizes and awards for his work, including the Order of the Sacred Treasure, the Shogakukan Manga Award, and the Kodansha Manga Award.

  • 1958 — Shogakukan Manga Award for manga Manga Seminar on Biology and Biiko-chan.
  • 1967 — Ofuji Noburo Award for anime Tenrankai no E.
  • 1977 — Kodansha Manga Award for the manga Black Jack and Mitsume ga Tooru.
  • 1984 — Shogakukan Manga Award for Hidamari no Ki manga.
  • 1986 — Kodansha Manga Award for the manga Adolf Ni Tsugu.
  • 1989 — Order of the Sacred Treasure (posthumously).
  • 1990 — Award of the Ministry of Education of Japan.
  • 2004 — Eisner Award for manga Buddha.
  • 2005 — Eisner Award for manga Buddha.
  • 2009 — Eisner Award for the manga Dororo.
  • 2014 — Eisner Award for the manga The Mysterious Underground Men.

Creative assessments:

Osamu Tezuka, who laid the foundations of modern anime and manga, their aesthetics and techniques of creation, and also made a significant contribution to their popularization, received the nickname “the god of manga”. It is Tezuka who is considered to be the founder of modern Japanese manga. Some experts believed that Tezuka should have been awarded the Nobel Prize in Literature for his contribution to the manga industry. Researchers noted the hard work of the author — starting from the 1950s and until Tezuka’s death, he worked incessantly on his works and came up with new ideas. At times he slept for 3-4 hours a day, and the rest of the time he devoted to work. At the same time, Tezuki’s colleague at Mushi Production studio, Yusaku Sakamoto, said that he never looked sleepy. Tezuka himself reported that during his career he wrote more than 150,000 pages of comics. Many mangakas who started their careers in the 1950s and 1960s idolized Tezuka. After his death, the Asahi Shimbun newspaper stated that it was Osamu Tezuka who became the main reason for the popularity of manga in Japan.

Frederick Schodt said that in Japan Tezuka became one of the greatest people of the XX century and in the media he was sometimes compared to Leonardo da Vinci. He described mangaka’s productivity as “almost superhuman,” and called Tezuka himself an “extreme perfectionist.” Schodt also said that Tezuka, like a sponge, absorbed the influence of everything he admired, whether it was novels, films or artistic styles. Speaking about the plots written by Tezuka, Schodt noted that the author “created stories on rather difficult topics, trying to do with comics what others have already done with literature.” Journalist and film critic Boris Ivanov called Tezuka a “great mangaka” who “was and remains the greatest master of Japanese comics.” At the same time, he noted that Tezuka did not set himself the task of making money on his works, and despite the fact that many of his experimental projects were not commercially successful, he did not stop working on them. Elena Katasonova, Doctor of Historical Sciences, calls Tezuka a reformer, thanks to whom the post-war manga began to represent a fundamentally new cultural product. She also expressed the opinion that Tezuka’s lack of strict censorship in post-war Japan helped to realize her talent. Denis Cavallaro expressed a similar opinion about reformism. Suzanne Phillips argued that it was Tezuka who played a decisive role in the formation of post-war manga, and Paul Gravett said that “without Tezuka, the manga boom in post-war Japan would have been unthinkable.” Raymond Betts also spoke positively about the artist, who called Tezuka a virtuoso of his craft. Mark Schilling said that Tezuka, despite his friendly nature, was quite jealous of the success of other mangakas, even if they were his assistants. So, once in a letter to fans Tezuka condemned the work of his former assistant Setaro Ishinomori, which greatly upset him. Tezuki’s envy was also caused by the success of the Gekiga comics during the 1960s; at the same time, the author adopted the features of this style for his works.

 

Reference: Wikipedia, 2016

 


Leave a Reply

five × one =