Tesler Oleg

Moscow, Russia

Карикатурист

Родился 19 июня 1938 года в Ленинграде в семье военного инженера.
После 1945 года семья живет в Москве около Маяковки.

Будущий карикатурист закончил МИИТ – “железку” и проработал несколько лет в вычислительном центре.

Первая карикатура опубликована в начале 60-х годов в Прибалтике под именем Теслерявичус – хорошо известная уловка – так местные почитатели таланта москвича скрывали от прибалтийской цензуры российскую принадлежность автора, так как публикации «неместных» художников в Прибалтике не приветствовались.

С 1965 года начинается многолетнее сотрудничество с журналом “Смена”, сначала художником, потом художественным редактором. Благодаря стараниям Теслера в журнале появляется знаменитая страница веселых и грустных рисунков, оказавшая огромное влияние на развитие карикатуры в стране. Здесь регулярно публикуются карикатуры многих художников «новой волны» – Тюнина, Тишкова, Некрасова, Воробьева и других.

Потом Теслер был Главным художником Олимпиады-80, журналов “Советский экран”, “Пионер”, газеты “Известия”.

В 1988 году принят в члены Союза художников СССР.

Творческое наследие Олега Теслера огромно – десятки тысяч карикатур и иллюстраций, несколько десятков концепт-макетов журналов и газет, публикации в СМИ в стране и за рубежом, многочисленные международные премии.

У Теслера была абсолютно уникальная манера рисования, свой, навсегда запоминающийся человечек, так похожий на самого автора, (только Олег не носил шляпу).

Но самое главное – Теслер был и остается единственным мастером редкого и трудного жанра в карикатуре – рассказа в нескольких картинках –«streap-cartoon». Достаточно упомянуть, что до сих пор так и не появилось в России не просто достойного художника в этом жанре, но вообще никто не рисует «streap», столь трудное это занятие.

Олег же не просто мастерски придумывал сценарии, режиссировал и рисовал свои изо рассказы – именно здесь он состоялся как художник мирового уровня. Таких карикатуристов в мире – раз, два и обчелся, разве что только аргентинца Quino и француза Семпе можно поставить рядом с Теслером. Да и в этом сравнении Теслер выигрывает – он тоньше, добрее и остроумнее. А еще – плодовитее. Теслер первым начал рисовать и думать «по – другому», поэтому его как-то в шутку назвали «дедушкой русской карикатуры». Но прозвище прижилось и стало вполне серьезным.

Ушел Олег от нас в декабре 1995 года.
Михаил ЗЛАТКОВСКИЙ, 1995
Was born in Leningrad.
He graduated from Moscow institute of transport engineers. The first cartoonwas published in 1962 in the newspaper «Football». Since 1973 he constantly participated in international and all-Union exhibitions and cartoon competitions. He has wun an impressive amount of prizes for victories there.
Infinite namber of drawings almost in all periodic editions in the USSR and many foreign ones were published. Long time (since 1966) he has worked as an artist in magazines «Smena», «Soviet screen», “Pioneer» and newspaper «News». Participant of the joint cartoons collections. He has illustrated a dreat namber comics.
Bronze prize-winner of the Festival «Zolotoy Ostap» (1991).
Member of Journalists Union of USSR.
БЭК 1995 г.

ПЛАНЕТА ТЕСЛЕР

Олег Теслер — художник-карикатурист, классик современной российской карикатуры, основоположник нового стиля рисованного юмора. Он первым начал в 60-е годы XX века рисовать комиксы и карикатуры без слов, полные юмора и философии. Друзья Олега Теслера выпустили книгу об этом удивительно добром и веселом человеке, несколько лет назад ушедшем от нас, куда вошли его лучшие карикатуры и воспоминания о нем. Книга вышла в издательстве «Пенатес-Пенаты». Достать ее будет, наверное, нелегко. Но мы очень советуем вам это сделать…

Теслер по-настоящему любил и знал джаз. Мы с ним не один вечер провели в кафе «Молодежное» и «Синяя птица», где играли мои друзья джазмены. Однажды, только зашли в «Птицу», как подскакивает руководитель ансамбля пианист Валерий Котельников по прозвищу Котел:
— Вас Бог послал! Выручайте! В зале комиссия прослушивания из райкома, а двое наших где-то загуляли. Лезьте на сцену, ты (он ткнул в меня пальцем) пощипли бас, а ты (он ткнул в Теслера) садись за ударные.

Я попятился.
— Ты что?! — говорю. — Я баса и в руках никогда не держал!
— Кого это интересует?! — продолжал Котел. — Была бы единица на месте. Делайте вид, что играете, райкомовские все равно ничего не петрят. Пришлось лезть на сцену. Вначале, как мне показалось, мы с Теслером не портили мелодии: я, стараясь попадать в такт, перебирал струны баса, Теслер лихо отстукивал ритмику.

Но в середине темы вдруг вижу: Теслер уже не просто изображает ударника, а лупит по барабану чересчур энергично, при этом улыбается, раскачивается, подмигивает каким-то девицам в зале; под конец он так вошел в раж, что заглушил Котла и духовиков, не говоря уж про мои хилые звуки. В общем, получился музыкальный коктейль с солистом Теслером. Когда мы, смахивая пот, сходили со сцены, раздались хлопки, а один кавказец подошел и горячо проговорил:
— Классно играете, ребята! Особенно ты! — он пожал Теслеру руку и как награду за его высокое мастерство протянул бутылку вина.

Леонид СЕРГЕЕВ

Кстати, именно Теслер прорубил для наших карикатуристов окно в Европу. Олега пригласили сотрудничать с берлинским журналом Freie Welt, а он привел туда остальных. Сам Теслер пользовался у немцев феерическим почетом. Однажды на первой странице был напечатан его портрет — с кружкой пива в одной руке и маленьким, только что родившимся в Берлинском зоопарке леопардом — в другой. А ниже — Леонид Ильич Брежнев на трибуне Дворца съездов. У нас были бы невозможны эти три лица не только на одной странице, но и вообще в одном журнале! А вскоре его популярность в Германии стала так велика, что Теслера узнавали немецкие пограничники в поезде!
— Вы Теслер?! — они улыбались изумленно, как будто бы неожиданно повстречали великого клоуна — не на манеже и без грима.
И именно благодаря Олегу наши карикатуристы с оглушительным успехом начали участвовать в международных конкурсах карикатуры, в которых без проблем принимали участие прославленнейшие карикатуристы Земли.

Марина МОСКВИНА

От его деятельности жить в этом трудном мире многим стало несколько легче. Год за годом уже автоматически шуршащие утренние газеты или пахнущие типографской краской журналы раскрывали «с хвоста», чтобы, прежде чем огорчиться грядущим рабочим днем, улыбнуться свежим откровениям Олега. А он в это время спешил на работу, так как всегда служил: то в «Смене», то в «Советском экране», то в «Известиях».

Геннадий НОВОЖИЛОВ

Мне он больше всего напоминал лысого подростка в сером свитере, с острым и быстрым умом. Прекрасный рассказчик с большой улыбкой и легкой грустью в глазах. Он много рисовал и сюжеты своих смешных рисунков придумывал на ходу с удивительной легкостью.

Он был не удовлетворен в последнее время работой, ему нужны были полет и свобода, потому что он был звездой. И в фамилии его есть что-то телескопическое, что-то из жизни планет: Марс, Сатурн, Теслер…

Андрей БИЛЬЖО

…Чаще всего вспоминаю рисунок Олега Теслера, где смешной человечек, обливаясь потом, толкает огромный белый куб. Его осеняет блестящая идея, он обтесывает куб в идеальный шар, затем легко и весело катит его дальше.

Но все дело в том, что в пункте назначения целая бригада возводит из белых кубов высокое сооружение, и там для завершения работы не хватает одного, последнего куба, а наш радостный герой появляется со своим никому не нужным шаром. Вот такая притча!..

Сергей ТЮНИН

Теслера крестили в Ленинграде, когда он был совсем маленьким. Его тетка прислуживала будущему Патриарху Всея Руси Алексию I. Он его и окрестил. Когда возвращались домой, то долго убеждали Олега, что он был в цирке. Все-таки 39-й год, да и отец военнослужащий. Потом семья переехала в Москву.

Олег подрос и как-то, играя во дворе в футбол, вдруг увидел священника и монашенку. Картина для 50-х годов весьма впечатляющая, по улице тогда не ходили просто так в рясе и в монашеском одеянии. Случай исключительный.

Олег почему-то сразу подумал, что это за ним. И действительно. Священник и монашенка приехали по поручению патриарха и предложили Олегу продолжить образование в Духовной семинарии. Но Теслер тогда был комсомольцем, обожал гонять мяч и мечтал стать моряком.

— А мог бы стать священником… — не без гордости заявлял он, рассказывая эту историю. Когда Теслера не стало, Игорь Смирнов увидел его во сне. Теслер сидел за столом в какой-то мастерской и вырезал ангела.
— Подожди, не уходи, увидишь, что я делаю, — сказал он Смирнову.
И вдруг ангел, которого вырезал Теслер, начал расти и превратился в настоящего красивого ангела.

Ольга ТЕСЛЕР

А вот другой случай. Мы пошли обедать в столовую издательства “Правда”. В буфете всегда было пиво. “Пивечко”, – смаковал Олег. Мы присели за столик к коллегам из “Крокодила”. Я отправился в буфет. Вернувшись, с сожалением упомянул, что не досталось эклеров с заварным кремом. “Крокодильцы” подняли меня на смех.

— Могу десять эклеров за раз оприходовать, — гордо сказал я.
Не заметили, как Олег исчез. Потом вернулся, молча сел. Наливая пиво, протянул мне пакет: “Извини, только семь. Последние взял.” Я раскрыл пакет. В нём были эклеры с заварным кремом. “Ты что, с ума сошёл?! Это шутка!” (Хохот за столом.)
Но сотрапезники подняли гвалт!.. Я ещё раз с ужасом заглянул в пакет, мысленно перекрестился и… когда под хохот заглатывал последний кусок пирожного, Олег встал: — Ну что ж, — сказал он без улыбки, — мы поели, пора и за работу.

Анатолий СТУКОВ

Когда в Союзе художников удалось пробить непробиваемую стену – чтобы наконец разрешили вступать в Союз карикатуристам, первыми подали заявления Теслер, Златковский и Смирнов.

Мне все говорили: ты кого хочешь принимать? Ты задумал разрушить Союз! Теслер не пройдёт. Он же рисовать не умеет! Что у него за фигуры?! А что за носы???

Только Витя Чижиков сказал: “Теслер – замечательный художник! Самый смешной!” И дал ему рекомендацию. И я тоже…
И большинством голосов прошёл Теслер!

Владимир КАНЕВСКИЙ

Однажды мы с Теслером полетели на Дальний Восток и Камчатку в командировку от Политуправления армии и флота, чтобы сделать альбом. Взлетели с военного аэродрома в Астафьеве на самолёте, который только что вышел из капитального ремонта. В Кемерове нас загрузили ракетами, и мы полетели дальше. Вдруг самолёт стало разворачивать боком. Посмотрели в иллюминатор, а там один двигатель, зараза, даже не крутится.

— Застопорило, — определили лётчики.
— Как, почему, — спрашиваем.
–А хрен его знает, – отвечают.
Что делать? И начали мы с Теслером почему-то смеяться.
— Вообще-то не над чем, — говорят лётчики. Самолёт всё разворачивает, он летит уже боком, а мы смеёмся!
Посадили нас потом на запасной аэродром, отволокли куда-то подальше.
Вышли из самолёта, стоим уже на земле, но остановиться не можем.
— Да прекратите же вы наконец смеяться! – сказали лётчики. — Лучше помолитесь!

Геннадий НОВОЖИЛОВ

Мне он всегда говорил: “Смирнов! Ну, что ты рисуешь такие рожи противные, попробуй проще”. Я долго мучался, пробовал так и этак и наконец начал рисовать своим персонажам простой овальный шар без глаз, ушей и рта.
Олег говорит: “Во-от, уже лучше. И характер виден, и рожа приятная!”

Игорь СМИРНОВ

В 70-м году я нарисовал троянского коня, из открытого люка которого вылезали космонавты. Теслер рисунок опубликовал у себя в “Смене”. А наши как раз запустили луноход, по внешнему виду очень напоминавший моего троянского коня.

Я звоню Олегу, спрашиваю, получу ли гонорар. Он говорит: “Гонорар ты ещё получишь, а выговор я уже получил.
За аналогию”.

Владимир СОЛДАТОВ

Сидим в “Известиях”. Теслер говорит: “Пойдем попьем кофе”.
— “Нельзя так часто пить кофе с твоим давлением”.
— “На мое давление кофе никак не действует. Он меня лишь бодрит”.
Ладно, поднялись, выпили кофе. Теслер пришел в комнату, сел в кресло, ноги положил на журнальный столик и – заснул.

Константин КУКСО


Leave a Reply

5 × two =