Шпицвег Карл

Мюнхен, Германия

1808–1885

Карикатурист, живописец

Родился 5 февраля 1808 г. в Мюнхене (Германия). Сын состоятельного торговца и местного политического деятеля, во взрослой жизни Карлу Шпицвегу не приходилось беспокоиться, как «пером и кистью» зарабатывать на хлеб насущный, но в юном возрасте по настоянию отца он начал готовиться к «серьезной» профессии – в фармакологии. В 1833 г., после многотрудного обучения и стажировок, его отправляют на лечение в санаторий. Именно там случайное знакомство с преподавателем живописи обнаружило истинное призвание Шпицвега и привело к знакомству с лучшими мюнхенскими живописцами.

Из-за возрастного ограничения Шпицвег уже не мог проходить обучение в академии на постоянной основе, однако глубоко и всесторонне изучал работы старых и новых мастеров, а у своих новых друзей-художников многое перенимал в технике исполнения. Кроме того, приблизительно в 1850 г. Шпицвег ездит по Европе: изучает живопись в Лондоне, Венеции, и особенно Антверпене (где попадает под серьезное влияние старых голландских и фламандских жанровых художников), а также в Париже (где наполненные жизнью картины Делакруа и Диаза определяют его собственную технику письма). С этого времени Шпицвег с точки зрения техники исполнения становится чем-то вроде талантливого предимпрессиониста, тема его работ – особая смесь духа «уюта южной Германии» и его собственного вкуса в выборе объектов: необычные интерьеры, уличные сценки и пейзажи с поэтами, учеными, военными, монахами, продавцами книг, отдыхающими и безобидными чудаками. В отличие от многих академически подкованных современников, Шпицвег всегда пользовался благосклонностью знатоков живописи.

Но даже если не принимать во внимание его остроумные картины, Шпицвег вправе находиться среди первых в списке немецких художников-сатириков. Еще в 1830–40-х гг. он рисует карикатуры для издаваемых в Нюрнберге “Frankische Blätter”, “Nürnberger Trichter” и других журналов. Он также сотрудничает со знаменитым “Fliegende Blätter” c 1845 г. (второй год выхода журнала) по 1868 гг.: работает над продолжительными и непродолжительными сериями карикатур, такими как “Freikorps – Wachtsundenfliegen” («Мухи на гауптвахте национальной гвардии»), “Bilder aus dem Leben auf der Strasse” («Картины уличной жизни»), “Grosses Keroplastisches Kabinett” («Большой музей восковых фигур»), “Naturgeschihte” («Естествознание», где людские типы приравниваются к животным) и “Monumente” (предлагающее посвящать городские скульптуры изобретателям инструмента для снятия сапог, изобретателям фраков, ребусов и танца Польки). В серии “Fliegende Blätter” появляются пародии на концерты, театральные спектакли и оперы. В вышедшем в 1913 г. сборнике “Spiessburger und Käuze zum Lachen” («Забавные обыватели и чудаки») собрана бóльшая часть его карикатур.

Великолепный источник юмора представляют собой его поэтические работы и личная переписка с весьма ограниченным кругом друзей. Шпицвег умер в Мюнхене 23 сентября 1885 г., однако последняя из связанных с его именем находка опубликована только в 1965 г. Это остроумный и забавный альбом с любимыми рецептами – удивительно современное сочетание каллиграфически оформленных текстов, коллажа и набросков, которые он делал для различных СМИ.

Источник: The World Encyclopedia of Cartoons, 1981

 


Добавить комментарий

17 − 4 =

Spitzweg Carl

Munich, Germany

1808–1885

Cartoonist, painter

Born on 5 February, 1808 in Munich (Germany). The son of a wealthy merchant and a local politician, in adulthood Karl Spitzweg did not have to worry about how to earn his daily bread with a “pen and brush”, but at a young age, at his father’s insistence, he began to prepare for a “serious” profession – in pharmacology. In 1833, after hard training and internships, he was sent to a sanatorium for treatment. It was there that a chance acquaintance with a painting teacher discovered Spitzweg’s true vocation and led to an acquaintance with the best Munich painters.

Due to the age restriction, Spitzweg could no longer study at the academy on a permanent basis, however, he deeply and comprehensively studied the works of old and new masters, and he learned a lot from his new artist friends in the technique of execution. In addition, around 1850, Spitzweg traveled around Europe: he studied painting in London, Venice, and especially Antwerp (where he fell under the serious influence of old Dutch and Flemish genre artists), as well as in Paris (where the life-filled paintings of Delacroix and Diaz determine his own writing technique). Since that time, from the point of view of technique, Spitzweg has become something of a talented pre-impressionist, the theme of his works is a special mixture of the spirit of “comfort of southern Germany” and his own taste in choosing objects: unusual interiors, street scenes and landscapes with poets, scientists, military, monks, book sellers, vacationers and harmless cranks. Unlike many academically savvy contemporaries, Spitzweg has always enjoyed the favor of connoisseurs of painting.

But even if you do not take into account his witty paintings, Spitzweg has the right to be among the first in the list of German satirical artists. Back in the 1830s and 40s, he drew cartoons for the “Frankische Blätter”, “Nürnberger Trichter” and other magazines published in Nuremberg. He also collaborates with the famous “Fliegende Blätter” since 1845. (the second year of the magazine’s publication) to 1868: he worked on long and short series of cartoons, such as “Freikorps – Wachtsundenfliegen” (“Flies in the guardhouse of the National Guard”), “Bilder aus dem Leben auf der Strasse” (“Pictures of street life”), “Grosses Keroplastisches Kabinett” (“Big wax museum”), “Naturgeschihte” (“Natural Science”, where human types are equated with animals) and “Monumente” (offering to dedicate urban sculptures to the inventors of a tool for removing boots, inventors of tailcoats, rebuses and Polka dancing). In the series “Fliegende Blätter” there are parodies of concerts, theater performances and operas. The collection “Spiessburger und Käuze zum Lachen” (“Funny philistines and cranks”) published in 1913 contains most of his cartoons.

A great source of humor is his poetic works and personal correspondence with a very limited circle of friends. Spitzweg died in Munich on September 23, 1885, but the last find associated with his name was published only in 1965. This is a witty and funny album with favorite recipes – a surprisingly modern combination of calligraphically designed texts, collage and sketches that he made for various media.

Reference: The World Encyclopedia of Cartoons, 1981

 


Leave a Reply

five + 17 =