Sokolov Nikolai

Moscow, Russia

 

Памяти Николая Александровича Соколова
2000-04-18 / Валентин Родионов, Олег Иванов Валентин Родионов – генеральный директор Государственной Третьяковской галереи;
Олег Иванов, член директората ГТГ.

Ушел из жизни последний из “единосущной Троицы”, из уникального творческого коллектива Кукрыниксов – Николай Александрович Соколов. Он был старейшим членом Российской академии художеств (с 1947 года), с достоинством нес почетное звание народного художника СССР, вместе с Михаилом Васильевичем Куприяновым и Порфирием Никитичем Крыловым удостоен Ленинской и Государственной премий. Но, кажется, дороже многих наград ему был скромный по нынешним временам орден Отечественной войны I степени, которым Кукрыниксов наградили за беспримерную военно-художническую вахту, продолжавшуюся все 1418 дней этой глобальной битвы XX века. 22 июня 1941 года они создали знаменитый плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!” и закончили более чем четырехлетнюю эпопею в Нюрнберге в качестве корреспондентов газеты “Правда”.
С этой газетой Кукрыниксов связывали десятилетия общей работы. Они участвовали в деятельности предвоенных выездных бригад, после войны на страницах газеты регулярно появлялись их графические, сатирические комментарии к международным событиям эпохи холодной войны.
Сатирическая публицистика – одна из граней творческого наследия Кукрыниксов. Оно многомерно, разнообразно и подчас неожиданно. Они создали цикл монументальных тематических полотен, посвященных трагическим событиям Великой Отечественной войны, серии портретов выдающихся военачальников и мастеров культуры, иллюстрировали классические произведения русской и мировой художественной литературы, оформляли “Клопа” Маяковского в Театре Мейерхольда, увлекались кукольным действом, рисовали и лепили блистательные по меткости характеристики шаржи… Их мемуары стали увлекательнейшей летописью художественной и общественной российской жизни уходящего столетия.
Отправить почтой
Версия для печати
В закладки
Обсудить на форуме
Творческий подвиг Кукрыниксов не забудется. По инициативе Государственной Третьяковской галереи правительство Москвы приняло решение установить на доме #14/16 на улице Земляной вал памятную мемориальную доску в честь художников, проработавших совместно более 60 лет. В этом здании они жили с 1938 года, рядом с Самуилом Яковлевичем Маршаком, заострявшим блистательные рисунки Кукрыниксов своими краткими, но разительными строками.

Кукрыниксы
(псевдоним по первым слогам фамилий)
творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области], Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва]. Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958). Как художники-сатирики К. заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, К. первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта К. оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др.), К. выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: «Транспорт», тушь, 1933—34; «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959—60). Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные К. в годы Великой Отечественной войны 1941—45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира К., бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма («Поджидатели войны», тушь, 1953—57). За политические карикатуры и плакаты К. удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества К. также много работают над шаржем.
С 20-х гг. К. выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк — от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой телёнок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др. произведения Чехова (1940—46; Государственная премия СССР, 1947), «Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948—49; Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949—52) — все чёрная акварель.
В станковой живописи К. также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия «Старые хозяева», 1936—37, Третьяковская галерея), обличают фашизм [«Бегство фашистов из Новгорода», 1944—46, Русский музей, Ленинград; «Конец», 1947—48, Государственная премия СССР, 1949; «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)», 1967; обе — в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны («Таня», 1942—47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод К.: мастера добиваются единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Архив газет » № 9 (186) от 07.03.2012
Краеведение и история
Крестовая, 3.
«В ДОМЕ МОЕМ У ВЕЛИКОЙ РЕКИ»
На улице Крестовой что ни дом, то история. Сегодня наша газета начинает публиковать цикл материалов о зданиях на главной улице города.

Дом, расположенный по адресу Крестовая, 3 – построен в 1845 году. Тогда здание было двухэтажным, с антресолью (верхним полуэтажом). Строил здание уроженец города Ярославля, рыбинский купец Асаф Васильевич Серебрянников.
В 1870-е годы дом купил купец Петр Николаевич Рубцов. Он объединил дома №№ 3 и 5 в единое строение, над которым возвел еще и третий этаж. Поэтому не случайно в настоящее время дом № 5 на Крестовой отсутствует.
В 1880-е годы у дома появились новые владельцы – супруги Алексей Дмитриевич и Евгения Дмитриевна Шемякины. Они были купцами, торговали галантерейными товарами.
У Шемякиных было три сына и четыре дочери. Поэтому в 1899 году Шемякины сделали к дому две трехэтажные пристройки.
С домом № 3 связано с имя Героя Социалистического труда, Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, многократного лауреата Ленинской и Сталинской (Государственной) премий СССР, члена творческого содружества Кукрыниксы, почетного гражданина Рыбинска Николая Александровича Соколова (1903 – 2000 гг.).
Н.А. Соколов родился в Москве. Его отцом был московский купец, за которого вышла замуж рыбинская купеческая дочь Мария Алексеевна Шемякина. В Москве началось увлечение Коли Соколова изобразительным искусством. В девять лет он впервые пришел в Третьяковскую галерею. Пораженный искусством мастеров, он смотрел на картины Серова, «Казнь стрельцов» Сурикова, «Не ждали» Репина и другие шедевры. Это был праздник!
Но Москву пришлось покинуть весной 1920 года. В столице царил голод. К тому же к этому времени отец покинул семью. Мария Алексеевна решила ехать на родину, в Рыбинск. Родители выделили дочери с шестью детьми жилье в своем пока доме № 3 на улице Крестовой. В 1923 году дом муниципализируют.

В 1988 году, когда Николай Александрович Соколов лежал в больнице и не мог заниматься любимым делом, он сочинил шуточную поэму «Ах ты – биография!». О 1920 годе в поэме написано:
Две комнатки нам родственники дали
Такого счастья мы никак не ожидали!
В Рыбинске семнадцатилетний Николай Соколов поступил на работу конторщиком в Управление водного транспорта. По вечерам учился в школе. Недалеко от своего дома увидел вывеску: «Студия ИЗО Пролеткульта»:
Заметил как-то студию, а в ней
Веселых, замечательных людей.
Одни рисуют, а другие пишут маслом…
Моя мечта, художником стать, не угасла.
В студии ИЗО Пролеткульта преподавал замечательный художник Михаил Михайлович Щеглов. Николай написал виды угла своей комнаты и дворика в доме, показал М.М. Щеглову, и был принят в студию.
Руководитель студии художник был Щеглов.
Взглянув мои рисунки, вдруг сказал:
– Беру, иди трудиться!
Решила жизнь – художником
Мне в Рыбинске родиться!
Полвека Кукрынисы творили вместе. Объектами их карикатур стали персонажи от белогвардейцев до «новых русских» времен ранней перестройки. Тексты под их сатирическими работами писали Демьян Бедный, Самуил Маршак, Сергей Михалков. Кукрыниксы иллюстрировали произведения Ильфа и Петрова, Салтыкова-Щедрина, Чехова, А.Н. Толстого, Гоголя.
Кроме графики, Кукрыниксы работали в живописи и мелкой скульптуре. Они создали в фарфоре дружеские шаржи на великих режиссеров Станиславского и Мейерхольда, великих актеров Москвина и Качалова, великого композитора Прокофьева. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже эти работы Кукрыниксов удостоились золотой медали.
В годы Великой Отечественной войны Кукрыниксы работали корреспондентами газеты «Правда» и участвовали в издании плакатов «Окна ТАСС». Ккрыниксов пригласили на подписание акта о капитуляции Германии и на суд над фашистскими преступниками в Нюрнберге, чтобы художники запечатлели эти исторические события.
Скатерть на столе, на котором подписывали акт о капитуляции, затем разрезали на квадратики и раздали всем присутствовавшим. Свой кусочек ткани Н.А. Соколов подарил Рыбинскому музею.

В 1920 году Николай Соколов поехал в Москву поступать учиться во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). На экзамене по рисунку его работа понравилась самому Владимиру Андреевичу Фаворскому, ректору ВХУТЕМАСа.
Во ВХУТЕМАСе Николай Соколов познакомился с двумя студентами: Михаилом Куприяновым и Порфирием Крыловым. Они уже творили совместно и подписывали свои работы то Кукры, то Крыкуп – по первым буквам своих фамилий. Н.А. Соколов вспоминал:
«Понастоящему я познакомился с Кукрами лишь после того, как добился высшего счастья: получил разрешение переехать в студенческое общежитие. В один прекрасный день из нашей комнаты, рассчитанной на четверых, выехал жилец вместе с кроватью. Вечером в дверь просунулась голова Куприянова:
– Говорят, у вас свободно одно место. Верно?
Мы спешно соорудили подобие ложа из подрамников и холстов, и Ку переехал к нам. Стал бывать у нас каждый день и Кры. Матраца у Ку не было, его заменял мешок, набитый газетами и старыми рисунками. Периодически мы вскрывали мешок, взбивали слежавшиеся бумаги, после чего он еще в течение некоторого времени продолжал выполнять роль тюфяка. В процессе одного из таких приемов «взбадривания» я узнал в выпавшем из мешка рисунке одну из моих карикатур, в свое время не помещенную в стенгазете. Посмеялись над тем, что труд мой все же не пропал даром».
К Кукрам добавился Никс, и возникли Кукрыниксы, непревзойденные мастера карикатуры.
Николай Александрович всю свою долгую жизнь поддерживал тесную связь с Рыбинском. Передал большое количество работ Кукрыниксов и своих личных городскому музею.
Родной город Рыбинск нельзя забывать,
Хоть редко мне в нем приходилось бывать.
Но в доме моем у великой реки
Частенько бывают мои земляки.
Я каждый раз радуюсь встрече такой,
Как будто встречаюсь с любимой рекой.
А.Б. Козлов, сотрудник Рыбинского музея-заповедника


Leave a Reply

nine + 17 =