Сойфертис Леонид / Soyfertis Leonid

 

Родился в 1911 году в местечке Ильенцы Винницкой губернии. С 1928 по 1930 годы учился в Харьковском художественном институте на графическом факультете. В это время публикует рисунки в газете “Комсомолец Украины”. С 1933 по 1936 годы обучается на курсах повышения квалификации при Московском институте изобразительных искусств. В довоенные годы работал над иллюстрациями к “Двенадцати стульям” И.Ильфа и Е.Петрова, создал большое количество рисунков для газеты “Комсомольская правда”, для столичных журналов “Прожектор”, “Огонек”, “Крокодил”, постоянно делал бытовые зарисовки. В период с 1936 по 1940 годы работал над графической серией “Старая Москва”.
 
В годы Великой Отечественной войны был сотрудником фронтовой газеты “Красный Черноморец”. Свидетель обороны Одессы и Севастополя, сражений на Малой земле, на Северном Кавказе. В конце войны принимал участие в действиях Северного флота, победу встретил в Берлине. В это время создает знаменитый “Севастопольский альбом”, графическую серию “Берлин”. Во второй половине 1950-х годов работает над обширной популярной графической серией “Годы войны”, в которой увлеченно переживает военные впечатления. В последующие годы также периодически обращается к жанру “военных воспоминаний”. В 1960-80-е годы становится автором острых графических зарисовок на темы спорта, повседневной городской жизни, увлеченно сотрудничает с журналом “Крокодил”, в 1965 году создает рисунки к фильму “Вихри враждебные”. Скончался в 1996 году в Москве.
 
Член-корреспондент Академии Художеств РСФСР (с 1966 г.)
График, народный художник СССР (1990 г.)
Карандашные или перовые, жанровые рисунки (“Севастопольский альбом”, 1941-42 гг.), карикатуры.
С 1934 г. сотрудник журнала “Крокодил”.
 
gostgallery.com
 

В этом сборнике воспроизведены журнальные рисунки Леонида Владимировича Сойфертиса, созданные талантливым мастером за последние годы.

 

Мы всегда поражались его редкой наблюдательности, той остроте и жизненности, с какими изображает художник будничные явления, мимо которых люди проходят, часто не замечая их. Иногда, глядя на природу, говорят: это прямо левитановский пейзаж. В этом высшая похвала художнику, сумевшему обобщить в своем искусстве живой и убедительный образ природы. Также, глядя на группу ребятишек или наблюдая какую-либо уличную сцену, нередко говорят: это же настоящий Сойфертис! Конечно, легче привлечь внимание зрителя эффектным сюжетом, яркостью колорита, драматизмом темы. Но надо обладать редким талантом, чтобы в скромном, повседневном увидеть волнующее явление и скупыми средствами донести его до широкого зрителя.

 

 

Сойфертис умеет это делать прекрасно, потому что он очень любит жизнь, людей, тонко понимает их радости и волнения. Художнику свойствен не только добрый юмор, но и острая сатира. Свидетельство этому – представленные в сборнике замечательные рисунки.

 

Работы Сойфертиса, публикуемые в настоящем издании, являются продолжением его творческого пути, начавшегося в мирные довоенные годы, окрепшего в суровых испытаниях Великой Отечественной войны, когда талант художника проявил себя в тяжелых условиях борьбы с фашизмом на Малой земле, в Одессе, в Севастополе.

 

Острый глаз Л. В. Сойфертиса, присущий ему артистизм исполнения продолжает привлекать и радовать зрителей.

 

Кукрыниксы

 

 

…Искусство Сойфертиса не громогласно, он часто говорит вполголоса, словно про себя, и удивительно рассказывает. Канцелярия. Больница. Бульвар. Баня. Парикмахерская. Снова учреждение. Это жизнь, как она есть. Не в правилах художника навязывать свое суж­дение «в лоб». Доберитесь-ка до подтекста самостоятельно. Поду­майте-ка сами! Ведь разумеется, что эти рисунки значат больше, чем сказано в подписи…

 

Леонид Сойфертис рисует везде и всюду, рисует ежедневно, всю жизнь. Сотни записных книжек заполняются набросками с натуры «впрок» для того, чтобы затем появились маленькие рассказы о жизни – насмешливые, едкие, веселые.

 

…Военные пре­ступники. Всесильные уголовники. Самодовольные, торжествующие циники — все эти министры, сенаторы, гангстеры, генералы. Хозяева жизни, в которой аморальность — норма, быт, закон. И еще те, кто им служит, – видавшие виды дошлые тюремщики, официанты, бар­мены. Под внешней неподвижностью прочно, как здание построен­ных композиций, угадывается ненависть. Ненависть художника, кото­рый любит и с таким добрым юмором умеет рисовать маленьких — смешных и серьезных наших ребят.

 

Из серии Мастера советской карикатуры, Леонид Сойфертис, рисунки, издание «Крокодила», Москва, 1961 г.

 


Leave a Reply

eighteen − 7 =