Skobelev Mikhail

Moscow, Russia

 

Художник-карикатурист, иллюстратор детских книг
Родился 17 июля 1930 г. Работал недолгое время на киностудии «Союзмультфильм» как художник-постановщик (в середине 1950-х годов).
Несколько лет назад художник Михаил Скобелев написал в журнале «Детская литература», что «теперешние книжки похожи на ночные вопли угоняемых автомобилей». Статья (или просто большая «дразнилка»?) вообще получилась нескучная: сначала нам рассказывают, как в давние года С.В.Михалков идёт по коридору знаменитого особняка Союза советских писателей в сопровождении мощной свиты («как у светила в клинике») и нехорошими словами ругает художника за то, что тот не помнит его стихов наизусть; потом Михаил Александрович сетует, что некоторые исследователи могут усомниться в едином авторстве ранних и поздних стихов Сергея Михалкова (как сомневаются, пишет Скобелев, в авторстве Шолохова или Шекспира); а потом интонация вдруг становится серьёзной, даже лирической, и художник объясняет, что в хороших стихах Сергея Михалкова его привлекает «правдивость и краткость, мальчишество стихотворной речи», да и вообще сам он, Михаил Скобелев, родился в Лихоборах на Михалковской улице.
Эту небольшую публикацию 1998 года вряд ли стоило бы пересказывать так подробно, если бы не два обстоятельства: во-первых, художник Скобелев — прекрасный карикатурист и «крокодилист», а во-вторых, он один из лучших (если не лучший) иллюстраторов книг Михалкова. Вообще же в детской книге Михаил Александрович работает с 1952 года, то есть более полувека, и перечислить издания, которые он проиллюстрировал сам или в содружестве с Анатолием Елисеевым, вряд ли представляется возможным. Достаточно назвать «полярные точки», границы огромной страны Скобелева: стихи Маяковского — и басни Крылова, «Золотой ключик» А.Н.Толстого — и «Басни Эзопа в переводах Л.Н.Толстого»… Путешествовать по этой стране легко и просто, потому что она весёлая, остроумная и очень живая. Но гражданином в ней становишься не сразу. Только если почувствуешь, как на самом деле тонко и точно придуман художником каждый мальчишка, несущийся вскачь.
Источник: http://crimaniak.ru/calendar

 

Скажем прямо, дед Миши Скобелева — не прославленный генерал, герой Плевны, а бывший владелец Гастронома N° 1 на улице Горького в Москве, не имел никакого отношения к Толе Елисееву. Это краткая биографическая справка. Все остальное началось со стенгазеты.

 

Сведущие люди утверждают, что их путь в большое искусство берет начало в этом печатном органе с тиражом в один экземпляр. Музеи не хранят старые номера стенгазет, и это лишает возможности будущие поколения знакомиться с истоками творческого пути того или иного известного художника.

 

Представьте себе, что было бы, если бы в эпоху Возрождения выпускали стенгазеты и кто-то заботливо сохранял бы их для нас… Какими сокровищами располагал бы сейчас Эрмитаж!..

 

Не осталось ни одного экземпляра и стенгазеты «Канонада» Московского полиграфического института, где дебютировали Миша Скобелев и Толя Елисеев. Тогда впервые обнаружилась близкая манера рисования и одинаковый ход мыслей молодых художников, которым впоследствии суждено было стать соавторами — иллюстраторами веселых детских книг, журналистами, карикатуристами-крокодильцами, актерами, спортсменами и путешественниками.

 

Удивительная энергия и разносторонние способности позволяли им сочетать работу над иллюстрациями к «Барону Мюнхгаузену» с игрой в футбольной команде журналистов вместе с «китами футбола»—фоторепортером В. Хомичем и корреспондентом газеты «Физкультура и спорт» В. Понедельником, рисовать сказку о жадных медвежатах и сниматься в фильмах, писать декорации в театре «Современник» и играть в его спектаклях.

 

И все вдвоем, хотя и в разных амплуа. Толе почему-то поручают роли персонажей с темным прошлым, Мише — милиционеров. А в жизни они обыкновенные добряки и трудно представить их центрофорвардами, «жуликами» и «строгими блюстителями порядка».

 

У Миши есть хобби. В его коллекции — гипсовые коты, золотые амуры, ковры с изображением роскошных русалок, лебедей и скучающих дам. Бывая в разных городах, он бродит по базарам и выискивает для своего собрания уникальные экземпляры.

 

Толя — рыболов радиуса дальнего действия. Он не забрасывает свою удочку в Москву-реку у Крымского моста или в Химкинском водохранилище. Толя едет на Печору и Енисей. Вся его квартира завешена сушеной рыбой. Правда, часто после визита друзей от экспонатов остаются одни головы. Но проходит немного времени и стены снова украшаются гирляндами ершей, окуней, выловленных где-то в нижнем течении Индигирки.

 

Впрочем все эти страсти не помешали им рисовать, блестяще проиллюстрировать более сотни детских книг, выпущенных в свет миллионными тиражами, экспонировать свои работы на многочисленных выставках в Советском Союзе и за рубежом, получить массу дипломов и наград и, наконец, издать настоящую книжку.

 

Всю ответственность за представленные в ней иллюстрации будут нести авторы — заслуженный художник РСФСР Анатолий Михайлович Елисеев и заслуженный художник РСФСР Михаил Александрович Скобелев.

 

К. Назарова

 


Leave a Reply

3 × 3 =