Samoilov Lev

Moscow, Russia

Родился в Полтаве. Родители бежали от гражданской войны в Харьков. По дороге оказались в Гуляй-Поле, где в тот момент находилась ставка батьки Махно. У них произошла случайная встреча. Махно увидел маленького Льва, взял его на руки и сказал:”Гарный хлопец будет!” Служил в армии на “Авроре” старшим зенитчиком. Учился в Ленинграде в Академии Художеств..

В Харькове учился в Театральном институте у знаменитого тогда режиссера Синельникова. О своей войне Лев написал в повести “Море горело”, опубликованной в журнале “Звезда” в номерах 5 и 6 за 1973 год.
Л. Самойлов участник многих республиканских, всесоюзных и международных выставок, автор целого ряда сатирических плакатов и двух сборников рисунков и карикатур — «Балтийская полундра» (1941 г.) и «Рецидивисты» (1948 г.)- Он активно сотрудничает в журналах «Крокодил», «Огонек», «Смена», «Неделя», в газетах «Правда», «Известия» и других изданиях. В сборник «Нетипичные типы» вошли рисунки разных лет, печатавшиеся преимущественно в молодежной прессе. Но независимо от того, давно или всего лишь несколько месяцев назад была создана та или иная карикатура, все они и сегодня актуальны, злободневны, отличаются оригинальностью замысла и мастерством художественного воплощения. Следует особо отметить, что Л. Самойлов, как правило, сам пишет подписи к своим рисункам.
А. ПЕТЕРСОН
Источник: Сборник Мастера Советской Карикатуры

 

 

 

Лев Самойлов воевал, тонул, горел. И работал, работал, работал…
Он начал печататься совсем еще мальчишкой. Знаменитому Остапу Вишне, редактору украинского юмористического журнала «Красный перец», понравился рисунок пятнадцатилетнего паренька. Как давно это было. Для современной молодежи Остап Вишня где-то там, в глубинах классики, вместе с Демьяном Бедным и Владимиром Маяковским, Всеволодом Вишневским, Леонидом Соболевым, Василием Лебедевым-Кумачом, Борисом Лавреневым и Борисом Пророковым… Со всеми ними сотруд-ничал юный Лев Самойлов. Осажденный Таллин и блокадный Ленинград были для него теми местами, где молодой человек становился настоящим художником, а молодой художник — настоящим человеком. В первые дни войны пришел Лев Самойлов к заместителю начальника ПУБАЛТа и попросился на фронт, выдвинув веский для художника довод: «Как же мне рисовать фашистов, если я еще ни разу живого гитлеровца не видел!» Был трагический и героический Таллинский переход, была Ленинградская блокада, был фронт…
С тех пор минуло почти полвека. Сегодня Лев Самойлов — один из уважаемых наших художников-сатириков. Имеет награды, почетные звания. Тысячи карикатур, десятки плакатов. Выставки, военные мемуары, сатирическая и юмористическая проза…
И во всем — неизменное следование жесткому принципу художественной достоверности. Доскональное знание предмета, явления, конфликта. Никакой приблизительности. Не всегда безусловная удача, но всегда свое.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ
Самойлов говорит: «Я не считаю себя юмористом. Мой удел — сатира, высмеивание не всегда смешных, но всегда отвратительных явлений, мешающих нам жить, двигаться вперед. Но, конечно, без юмора в этом деле никак не обойтись».
В книге «Карикатура. Карикатурист. Читатель», выпущенной несколько лет назад издательством «Знание», Самойлов делится своими мыслями и наблюдениями о природе этого избранного им чрезвычайно важного и боевого вида искусства, выступает против дилетантизма и пошлости.
Лев Самойлов энергичен и трудолюбив. Он принципиален и смел. Страстен в отстаивании своей жизненной позиции. Открыт душой для друзей и опасен для врагов. Да, таким он был и есть. Означает ли это, что мы можем предсказать его новые работы? Нет, талант непредсказуем. Более полувека работает художник в жанре сатирической и политической карикатуры, и мы можем быть уверены: он никогда не отмолчится, не отсидится в стороне.
Вновь вернусь к давним событиям войны. Лев Самойлов рассказывал мне, что после тяжелого Таллинского перехода, уже в Кронштадте, когда он отоспался и пришел в себя, случайно подойдя к зеркалу, он увидел широкую белую прядь в своих волосах… Ныне волосы его давно уже не смоль, но все еще выделяется в них та давняя белая прядь. Я забываю о ней только тогда, когда Лева заразительно, белозубо смеется.
В. Надеин

«Я не считаю себя юмористом. Мой удел — сатира, высмеивать далеко не всегда смешные, а порой и отвратительные явления, мешающие нам жить, двигаться вперед. Но я сказал — «высмеивать», это значит смеяться. А тут уж без юмора не обойтись. Точно так же и «чистый юмор», как правило, несет в себе элементы критики, а значит — содержит сатирическое ядрышко».
Из выступления Л. Самойлова на симпозиуме художников-карикатуристов ГДР. Берлин, 1975 г.
«Не рецензию бы писать… а повесть о художнике. Посудите сами: служил на «Авроре» комендором, воевал с белофиннами, в Великую Отечественную войну тонул во время Таллинского прорыва. Был участником обороны Ленинграда. Речь идет о художнике-сатирике Льве Самойлове».
Дм. Молдавский. «Лев Самойлов. Сатирическая графика». — «Октябрь», 1973, № 7.
«Когда кончилась война с белофиннами, родилась знаменитая наша «Полундра!» — постоянный сатирический раздел, который вел молодой краснофлотец вместе с известными уже тогда писателями Вс. Вишневским, Л. Соболевым, Б. Лавреневым, В. Лебедевым-Кумачом. Ничуть не преувеличу, если скажу, что в этот период творчество Льва Самойлова завоевало такую популярность у читателя, которой мог бы позавидовать даже более опытный и зрелый мастер…
…Особенно ярко проявился его талант в годы Великой Отечественной войны. Ему буквально недоставало места в газете. Не прекращая работать над «Полундрой», он в самый трудный период обороны Таллина начинает выпускать многокрасочные плакаты «Бьем!», стихи к ним пишут флотские поэты Юрий Инге, Николай Браун… одновременно Самойлов рисует для эстонских республиканских газет, помогает налаживать на кораблях наглядную агитацию, выпускает в частях флота сатирические обозрения на местные темы и, как всегда, рисует для себя все, что видит в эти тревожные дни».
С. Федоренко, подполковник в отставке, бывший сотрудник газеты «Красный Балтийский флот». — «Страж Балтики», 1978, 29 сентября.
«Осажденный Ленинград, тяжелые годы блокады. Напряженная работа над плакатами в бригаде художников при ПУБАЛТе, вместе с такими мастерами, как Б. Пророков, Г. Верейский, С. Бойм, Ю. Непринцев. Там же в Ленинграде, в 1944 году молодой Самойлов был принят   в Союз художников»
Е. Можуховская. «По дорогам войны». — «Художник», 1970.
«…за эти годы одаренный юноша сложился в интересного художника со своим почерком, мышлением. И этому безусловно способствовала фронтовая обстановка, требующая постояннбго творческого напряжения, четкой работы мысли и руки, а также тесное общение с опытными мастерами».
Из книги Е. Можуховской «На огневых рубежах». — Ленинград, «Художник РСФСР», 1972.
«Л. Самойлов сатирик темпераментный, боевой, беспощадный. Не зря его фамилия в годы Великой Отечественной войны была найдена в гитлеровской картотеке, среди наиболее опасных врагов «рейха»… С каждым годом его сатирический карандаш делается все острее. Кроме того, он пишет пародии, памфлеты, юмористические рассказы, воспоминания о войне, о боевых товарищах».
Дм. Молдавский. «Лев Самойлов. Сатирическая графика». «Октябрь», 1973, № 7, Москва.
«…Сейчас художник зрелый мастер, владеющий всем необходимым арсеналом изобразительных средств, обладающий хорошим вкусом и высокой культурой рисунка. По манере, трактовке образов он очень своеобразен. И в то же время его рисунки отличаются качествами, характерными для советской школы карикатуристов: взволнованностью, принципиальностью и непримиримостью ко всему отжившему. Рисунок Самойлова точен, остр, сдержан по цвету и лаконичен».
А. Орлов, заслуженный деятель искусств Таджикской ССР. «Вечерняя Москва», 1974, 4 апреля. «Выставка в «Фитиле».
«Л. Самойлов по праву может   быть отнесен к числу   лучших   советских карикатуристов, активных борцов за мир. Его острые по теме и яркие по решению карикатуры производят сильное впечатление…». А. Эглит, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР. «Советская Эстония», 1951, 15 июля, Таллин.
«…Л. Самойлов не только политсатирик, не только карикатурист, не только мастер изошутки — Лев Самойлов еще и человек, который рисует хорошо и весело».
«Литературная Россия», 1971, 19 февраля.
«В любой сфере искусств нельзя добиться успеха, если художник или актер, поэт или певец, танцовщик или скульптор не обладает тем, что принято называть «собственной индивидуальностью». Спешим удостоверить, что это драгоценное качество в полной мере свойственно Л. Самойлову. Особенно сильно ощущаешь это, когда стоишь перед изящными и темпераментными листами графики Л. Самойлова. Быть может, кому-нибудь покажется, что, говоря о карикатуре, будто она изящная, мы преувеличиваем. Но нет, рисунки мастера, о котором идет речь, обладают именно этим, особенно трудным в карикатуре качеством.
Да, карикатура требует максимальной гиперболы. В таком виде многое, естественно, становится уродливым. Но в том-то и дело, что перо и кисть подлинного мастера умеют в самом этом условном уродстве ,найти свой ритм, свою законченность чисто эстетического порядка. И получается, что, рассматривая уродов — персонажей карикатуры, вы испытываете эстетическое наслаждение, словно перед вами лирический пейзаж. Как сие достигается? На мой взгляд, наличием в авторе этого редчайшего свойства— чувства гармонии».
Виктор Ардов. «Мастер из цеха сатириков». — «Неделя», 1975, № 11.
«…Тридцать лет работает он в «Крокодиле» и является одним из ведущих его художников. По своей сути Самойлов — сатирик, что неизменно подчеркивает он сам. Но не чужд ему и юмор, и веселая шутка. Я с удовольствием отмечаю, что его молодой задор все еще при нем, что он не только собирается «подводить итоги», но полон творческих сил, планов и затей. И я от души желаю ему осуществить их».
Иван Семенов, народный художник СССР. — «Нева», 1978, № 9, Ленинград
Я впервые встретил его в самые тяже­лые блокадные дни в Ленинграде. В то время он работал в газете “Красный Балтийский флот”. Познакомился я с ним как раз тогда, когда он был за­нят очередными карикатурами в те­кущий номер. В рисунках чувствовался темперамент, остроумие, выдумка. Профессиональное становление моло­дого флотского художника проходило не в тиши академических аудиторий, не в уютном уединении мастерской, а в самой гуще суровых военных буд­ней.
…Еще в 1933 году пятнадцатилетний мальчишка принес свою первую ка­рикатуру в журнал “Червоный перець”, выходивший тогда в Харькове под редакцией Остапа Вишни. С это­го рисунка и началось постоянное со­трудничество Льва Самойлова в пе­чати.
В 1939 году он уходит по комсомоль­скому набору на флот. Артиллерист- зенитчик на прославленной «Авро­ре», он вскоре был замечен командо­ванием и направлен в редакцию флот­ской газеты. Здесь Лев создает посто­янную сатирическую рубрику «По­лундра», для которой делает карика­туры и сам же пишет к ним стихо­творные подписи, эпиграммы, фельето­ны. Особенно популярной “Полундра” стала в период войны с белофиннами, когда в газету пришли такие выдаю­щиеся писатели, как Вс. Вишневский, Вас. Лебедев-Кумач, Л. Соболев.
С первых же дней Великой Отечест­венной войны в “Полундре” появи­лись имена Вс. Азарова, Н. Брауна, Ю. Инге. Острые карикатуры, фельето­ны, раешники встали в один строй с другими родами оружия сражающей­ся Балтики. Душою “Полундры” бла­годаря своему остроумию, неиссякае­мой выдумке и энергии был красно­флотец Лев Самойлов. И своеобразным боевым отчетом за этот период явился небольшой альбом карикатур, издан­ный Политуправлением флота уже в конце 1941 года, в тяжелых условиях блокады. Альбом так и назывался: «Балтийская полундра». В него вошли лишь некоторые из газетных карикатур, сделанных в первые дни войны. Небольшой по размеру сборник, про­фессионально во многом еще недоста­точно зрелый, все же отличался боль­шой силой сарказма и издевки над не­навистным врагом, был полон уверен­ности в победе нашего народа над чер­ными силами фашизма.
Некоторое время спустя Лев Самойлов переводится в бригаду военных художников при Политуправлении Бал­тийского флота, а затем его направля­ют во вновь созданную газету «Лет­чик Балтики», где он работает вплоть до демобилизации в 1946 году. Орде­ном «Красная звезда» и шестью ме­далями отмечена его работа за эти годы.
В 1948 году появляются первые ри­сунки Самойлова в «Крокодиле», «Огоньке», несколько позже в «Прав­де», «Известиях* и других централь­ных органах печати. С 1959 года он становится постоянным сотрудником “Крокодила”. Член Союза советских художников, он участник многих вы­ставок в нашей стране и за рубежом. Неизмеримо выросло за эти годы ма­стерство художника. Рисунок его стал проще, увереннее, свободней.
Сейчас Лев Самойлович Самойлов—су­губо штатский человек. Но флотская «Полундра» до сих пор живет в его творчестве. Он не мыслит карикатуру, не направленную в конкретную цель, карикатуру, которая не разила бы, не разоблачала все отжившее, чуждое, враждебное нашему обществу, нашей стране. Тому доказательством могут служить, помимо его повседневной ра­боты, альбомы, вышедшие в прошед­шие годы. Таков его альбом политиче­ских карикатур «Рецидивисты», издан­ный в 1949 году в Таллине, таков и сборник «Нетипичные типы», выпу­щенный в 1964 году издательством «Молодая гвардия».
Предлагаемый читателю настоящий альбом является собранием работ Льва Самойлова, опубликованных в разное время на страницах «Крокодила».
Народный художник РСФСР
Иван СЕМЕНОВ
Из серии Мастера Советской Карикатуры, издание Крокодила, Москва, 1969 г.

Leave a Reply

one + ten =