Reshetnikov Fedor

Moscow, Russia

15.07.1906

Живописец, график, плакатист, шаржист, карикатурист, скульптор

Родился в селе Сурско-Литовское (Украина) 15 июля 1906 в семье иконописца. Еще в юности перепробовав много разных профессий, работал в клубе железнодорожников станции Гришино, откуда был командирован учиться на рабфак искусств в Москву. Вскоре поступил в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), где занимался в 1929–1934, в частности у Д.С.Моора. Жил в Москве.

Уже в студенческие годы прославился как мастер графического шаржа, что помогло ему стать – в качестве художника-репортера – участником заполярных экспедиций на ледоколах “Сибиряков” (1932) и “Челюскин” (1933–1934). Привезенные зарисовки имели огромный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой “челюскинской эпопеи”. Закрепляя успех, Решетников обратился к станковой живописи, проявив лишь средние способности, которые, однако, подкреплялись острым коньюнктурным чутьем. Впитывая в себя политические мифы, его полотна (Генералиссимус Советского Союза И.В.Сталин, 1948) быстро превращались в “шедевры”. Образцами соцреалистического жанра стали его картины «Прибыл на каникулы» (1948 г.; вместе с Генералиссимусом отмечена Сталинской премией 1949), За мир! (1950; Сталинская премия 1951), Опять двойка (1952).

Подлинным призванием Решетникова, однако, всегда оставалась сатира. Разоблачая “формализм” в искусстве, он изобрел даже уникальную форму карикатурного триптиха (Тайны абстракционизма, 1960 г.; все работы – Третьяковская галерея), дополнив его одноименной книгой (1963 г.). Удивительно экспрессивны и остры его шаржи на мэтров советского искусства (1950–1970-е годы), графические и скульптурные – в особенности последние (хранятся в основном там же; частично изданы в виде альбома Сатира и дружеские шаржи, 1982 г.). Умер Решетников в Москве в 1988 году

http://www.artlib.ru

Произведения Федора Павловича Решетникова хорошо знакомы советскому зрителю. Его картины «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» завоевали широкую популярность теплотой и искренностью в изображении советской детворы, чувством современности в характеристике нового быта и отношений. Пристально всматриваясь в изображаемых людей, художник подмечает в каждом черты ярко индивидуальные, выразительные. Отсюда — удачи портретного жанра Решетникова. В его жанровых картинах, портретах, пейзажах проявляются цельность мировоззрения художника-реалиста, верность его своим убеждениям, горячая любовь к родной стране. И, вместе с тем, необычайная острота взгляда, чувство наблюдательности и юмора позволили раскрыть ему другую сторону своего дарования. Решетников — один из самых выдающихся советских сатириков, мастер шаржей и карикатур, работающий не только в области живописи и графики, но и создатель замечательных скульптурных произведений сатирическо-юмористического характера.

Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области. Он рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он помогал старшему брату, занимавшемуся иконописью и альфрейным делом, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Несмотря на все трудности жизни, проявившееся у него с детства страстное стремление к искусству не уходило. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу.

 

С этого времени начинаются годы упорного освоения мастерства художника сначала на художественном факультете рабфака, а затем на графическом факультете ВХУТЕИНА и в Московском художественном институте у Д. С. Моора и С. В. Герасимова.

 

С первых же творческих шагов проявилась тяга молодого художника к поиску, эксперименту. Стремление быть полезным народу, родине ведет его в самую гущу жизни. Он делает зарисовки на заводе «Серп и молот», создает антирелигиозный плакат к молодежной выставке 1930 года, на которой дебютирует своими работами. Увлеченный романтикой больших открытий, в 1932 году Решетников отправляется с экспедицией ледокола «Сибиряков» в арктический поход. Впервые за одну навигацию ледокол прошел Великий Северный морской путь с Запада на Восток. Суровые условия похода, непосредственная близость с участниками его оказали громадное воздействие на художника. «В этой экспедиции я понял, что мне предстоит серьезный экзамен перед народом, — писал позже Решетников, — я должен был отчитаться своим искусством в том, что видел. А видел я настоящих людей, преданных своей Родине». Таким отчетом художника оказались его портреты полярников и картины, посвященные историческому рейсу «Сибирякова». Значительную ценность представили зарисовки, сделанные с натуры во время похода,—виды портов, зимовок, портретные наброски. Через год, в 1933 году, Решетников принял участие в экспедиции ледокола «Челюскин». В сложнейших условиях работы на «Челюскине», а затем во время дрейфа на льдине, после гибели ледокола, проявились замечательные качества всех участников экспедиции. Равный член коллектива Решетников нес службу простого матроса, и вместе с тем он продолжал работать как художник. Он оформлял стенгазету «Не сдадимся», живыми юмористическими рисунками поднимал боевой дух коллектива.

 

Сложнейшие арктические экспедиции, за которые Решетников был отмечен правительственными наградами, укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность.

 

Он продолжает учиться, осваивая новые, неведомые ему ранее области живописи. Учителем его становится замечательный пейзажист Н. П. Крымов, вместе с которым Решетников пишет этюды, совершенствуя свое мастерство живописца. Одновременно он продолжал разрабатывать тему Севера, делал иллюстрации, сатирические рисунки и карикатуры для «Крокодила», пробовал свои силы в области монументальной живописи. Боевые качества искусства Ф. П. Решетникова, и прежде всего его графики, снова проявились в годы Великой Отечественной войны. Художник с первых же дней войны ушел в армию. Получив направление в Севастополь в качестве военного корреспондента газеты «Красный черноморец», он делал рисунки, рассказывающие о героизме моряков-черноморцев, защитников Севастополя, создавал плакаты, мобилизующие на борьбу с врагом, рисовал карикатуры, разоблачающие омерзительный облик фашистских головорезов.

 

В конце войны им была написана небольшая жанровая картина «Достали языка» (1943), открывающая ряд картин на детскую тему, которая становится одной из основных в творчестве художника на протяжении значительного послевоенного периода. Живая наблюдательность, мягкий юмор отличают незатейливую композицию, написанную по непосредственным впечатлениям, показывающую, как большие события военных лет нашли свое преломление в сознании ребятишек. Впоследствии им были созданы картины, посвященные детям: «На побывку» (1947), «Прибыл на каникулы» (1948), «За мир» (1950) и, может быть, самая популярная — «Опять двойка» (1952). Это целый рассказ о незадачливом ученике, получившем двойку. Коньки в его раздувшемся портфельчике, весь его смущенно растрепанный вид явно объясняют причину плохой отметки. Укоризненно-сожалеющий взгляд матери, строгий — старшей сестры, озорной — младшего братишки, радость верной Жучки, приветствующей хозяина, — все здесь схвачено точно, все соответствует тому определению задач жанровой картины, о которых писал сам автор: «Жанровую картину можно сравнить с коротким рассказом; та. же конкретность сюжета, выпукло очерченные характеры, точность композиции. Художник захватывает зрителя, так же как писатель делает это с читателем. …Картина дает лишь один конкретный момент из жизни героев. Все остальное дано домыслить самому зрителю».

 

За картины «Прибыл на каникулы» и «За мир» Ф. П. Решетников был дважды удостоен звания лауреата Государственной премии. В 1953 году он был избран действительным членом Академии художеств СССР, в 1966 году получил звание народного художника РСФСР. Казалось бы, Решетников нашел свой творческий путь, но он не успокаивается на достигнутом.

 

В 1959 году Решетников выступил в новом жанре: в триптихе «Тайны абстракционизма» он создал своего рода сатирический памфлет в живописи, язвительный в обличающем пафосе, броско декоративный. А через некоторое время появились серии дружеских шаржей, исполненные в карандаше, акварели и даже в скульптуре.

 

Прекрасно зная своих коллег-художников, многократно рисуя их во время дружеских встреч, собраний, Решетников сумел создать гротескные портреты, остро характерные в жесте, мимике, движениях. Он нашел разнообразные композиционные приемы, остроумные метафоры, положения, детали. В шаржах на скульптора С. Т. Коненкова, художников Н. Н. Жукова, А. М. Каневского и др. Решетников сочетал остроту характеристик с глубоким проникновением в человеческую сущность. Не менее остроумны, необычайны в своей пластичности шаржи-скульптуры: Кукрыниксы, А. А. Дейнека. Выполненные с профессиональным блеском, эти произведения раскрывают замечательный дар Решетникова-скульптора.

 

В скульптуре им были исполнены композиции на гоголевские темы. К середине 60-х годов Ф. П. Решетников вновь обратился к эксперименту. На этот раз его увлекли возможности применения в монументальной живописи прочных эпоксидных смол. Увлеченно говорит художник о новом материале и его возможностях: «Материал трудный, но дает интересные декоративные эффекты»; за этими словами — твердая вера в возможности творца, несущего своим искусством радость людям, М. Кузьмина

 

http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com

 

 

Насколько захватывает сатирический жанр, свидетельствует творческий путь народного художника СССР Федора Павловича Решетникова. Первые его карикатуры были помещены в стенгазете Вхутемаса, где молодой художник работал вместе с Кукрыниксами и Каневским. На торжестве открытия Горьковского автозавода висели большие объемные карикатуры Решетникова на врагов нового мира. Несколько позже опять-таки карикатура решила дальнейшую судьбу художника. Когда он тайком пробрался на ледокол «Сибиряков», чтобы стать участником арктической экспедиции, Отто Юльевич Шмидт оставил его на судне, только вдоволь насмеявшись над его карикатурами, помещенными в корабельной стенгазете: «Юмор, он в трудном полярном путешествии не менее ценен и важен,— сказал он художнику,— чем жизненные витамины. Понимаете? Поэтому, только поэтому я зачислил вас в команду»…
Так Решетников становится участником двух героических экспедиций в Арктику, и в 1937 году в «Крокодиле» появляется его карикатура, изображающая вручение белыми медведями ключей от полюса И. Д. Папанину. Любопытно вспомнить, что после гибели «Челюскина» Решетников организовал на дрейфующей льдине вместе с другими участниками похода выпуск стенной газеты «Не сдадимся». Веселые карикатуры несли бодрость, оптимизм. Они помогли челюскинцам выстоять в неравной борьбе с ледовой стихией. А когда была уже налажена связь с Большой землей и начали вывозить людей на самолетах, стенгазета была переименована в «Не сдались!» Став сотрудником «Крокодила», Решетников поместил на его страницах целый ряд запомнившихся рисунков, таких, например, как «Макакофония» (1966), посвященный модернистским извращениям западного джаза.
Уже став известным советским живописцем, Федор Павлович продолжает свою верную дружбу с сатирой и юмором. Все его живописные произведения пронизаны лукавой усмешкой, родственной творчеству родоначальника сатирического жанра в отечественной живописи Павла Андреевича Федотова. Вспоминая такие картины, как «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», видишь отражение его благотворного влияния в решетниковских «Прибыл на каникулы», «Опять двойка!». Чувство юмора пронизывает все его творчество. С особой силой проявилось оно в серии скульптурных шаржей на своих товарищей и коллег по Академии художеств, вице-президентом которой он является. Изображены были Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, В. С. Кеменов, Кукрыниксы, А. П. Кибальников и Н. М. Ромадин.
Эти шаржи поражают не только исчерпывающим сходством, но и глубиной выявления характеров.
Вместе с другими крокодильцами Решетников участвовал в создании известной серии сатирических панно в клубе мастеров искусств в Пименовском переулке.
СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ (И.П. Абрамский “Смех сильных)

Leave a Reply

one + nineteen =