Pasternak Leonid

Леонид Осипович Пастернак (согласно документам Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак, также Постернак;), Санкт-Петербург, Россия, Оксфорд, Англия
Leonid Pasternak

Живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации, карикатурист, педагог

 

Отец поэта Бориса Пастернака.

Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 г. в Одессе, в еврейской семье содержателя гостиницы. Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. С 1879 по 1881 гг. Леонид учился в одесской рисовальной школе, однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883 г. перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 г.

 

 

Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в мюнхенской Академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.

 

После приоберетения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи, Пастернак решает переехать в Москву, где в 1889 г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман. Участвует в ежегодных выставках передвижников. Член объединения «Мир искусства». В 1894 г. он получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии — ВХУТЕМАС), и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.

 

В 1921 г. Пастернак вместе с женой и дочерями уехал на лечение в Германию. Однако и после операции Пастернака семья не вернулась в СССР. В эмиграции создал портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. В 1924 г. участвовал в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованной А. Э. Коганом. В 1938 г. покинул Германию и поселился в Англии. Он умер в Оксфорде 31 мая 1945 г. Розалия Пастернак умерла раньше — в 1939.

Ольга БАРКОВСКАЯ

Журнальная графика Л. Пастернака

Среди многих талантов, подаренных миру Одессой, — прекрасный живописец и график Леонид Осипович Пастернак (1862;1945). Он учился в Одесской рисовальной школе, затем в Мюнхенской академии художеств. После женитьбы на пианистке Розе Кауфман переехал в Москву и в родном городе бывал только наездами. Большой период его жизни связан с Львом Толстым, художник неоднократно гостил в Ясной Поляне, много рисовал Толстого и его близких, был одним из первых иллюстраторов “Воскресения” и “Войны и мира”. В 1920-21 годах Пастернак выполнил официальный заказ на создание портретов деятелей революции, сделал большое количество зарисовок на заседаниях ВЦИК, на съездах Советов, на конгрессе Коминтерна.

А в 1921-м с семьей уехал в Германию (в России остался сын Борис). После прихода к власти нацистов ему как еврею запретили заниматься живописью, и семья Пастернака перебралась в Англию.
Последние годы жизни художник провел в Оксфорде, где ныне существует музей его имени.

Но начался его долгий и славный творческий путь в 1880-е годы здесь, в Одессе, рисунками для юмористических журналов “Маяк” и “Пчелка”. Их выпускал популярный одесский фельетонист Михаил Федорович Фрейденберг, подписывавший свою постоянную колонку в “Одесском вестнике” и тексты и рисунки в журналах псевдонимом Оса.

Об этом начале своей карьеры Пастернак не без юмора вспоминал впоследствии в автобиографической книге “Записи разных лет”. Фрейденбергу, затеявшему издание “Маяка”, требовался рисунок для обложки, и он обратился к юному художнику, а для достижения цели воспользовался не слишком корректным, но зато эффективным приемом: “…Попробуйте! Авось удастся!.. Мне надо на некоторое время уйти, а Вы вот сядьте здесь — вот бумага, карандаши и… до свиданья!

Я даже запру Вас на ключ, чтобы Вы, чего доброго, не сбежали до моего прихода…” Как умный и решительный человек, он сразу понял, что только таким насильственным путем он добьется чего;нибудь. Когда же он возвратился — и позже, конечно, чем обещал, — он пришел в такой восторг, что только повторял: “Ну, я спасен, слава Богу! Молодчина!.. Я знал! …у нас с Вами дело пойдет!”

И действительно, “дело у нас пошло”! Еще будучи гимназистом восьмиклассником, я стал заправским художественным сотрудником журнала “Маяк”, а потом “Пчелка”.

Из воспоминаний Пастернака трудно понять, что солидному издателю и “решительному человеку” не намного больше лет, чем художнику — в 1880 году, когда Фрейденберг начал выпускать журнал “Маяк”, ему был всего 21 год. В следующем году он взял в аренду газету “Пчелка” и превратил ее в насыщенный иллюстрациями юмористический журнал — с цветными обложками, что было для Одессы новшеством. Кстати, именно в период сотрудничества с “Пчелкой” Пастернак познакомился со своей будущей женой, молодой, но уже завоевавшей известность пианисткой Розой Кауфман, портрет которой (правда, работы другого художника) украсил одну из обложек журнала. Пастернак работал в “Маяке” и “Пчелке”, скорее, из дружеских чувств к издателю, чем по другим причинам.

“Душа его не лежала к карикатурам, которые он находил низшим родом искусства”, — писал впоследствии Фрейденберг. Да и назвать карикатурами большую часть рисунков, сделанных художником для обоих журналов, трудно. В основном, это — бытовые зарисовки, достаточно реалистичные, и лишь кое-где можно увидеть некоторую шаржированность, свойственную карикатуре. В любом случае, для начинающего художника работа в журналах была полезной школой. А мы благодаря сохранившимся старым подшивкам имеем неоценимую возможность проследить первые шаги мастера и попытаться увидеть в них то зерно, из которого выросла великолепная графика зрелого Леонида Пастернака.

 


Leave a Reply

8 + 9 =