Orlovskiy Alexander

Saint Petersburg, Russia

1777 – 2.03. 1832 гг.

 

Живописец-баталист, график, гравер, карикатурист

 

Александр Осипович Орловский – академик батальной живописи, известный рисовальщик; род. в 1777 г. в Варшаве, ум. в Петербурге 2 марта 1832 г. Родившись в бедной семье в Варшаве, А. О. Орловский провел детство в Седльцах, где отец его содержал гостиницу; страсть к рисованию и художественные способности проявились и в Орловском еще в детские годы. Случай познакомил с его рисунками княгиню Чарторижскую, по ходатайству и при содействии которой Орловский был отправлен в Варшаву и отдан в ученье к живописцу Норблену (Norblin de la Gourdaine), наиболее известному своими рисунками из польской жизни, в которых он метко схватывал особенности польского типа. Норблен не дал Орловскому систематического художественного образования, предоставив ему вполне свободный выбор сюжетов для его рисунков и карикатур, склонность к которым живой и наблюдательный Орловский обнаружил очень рано.

В 1794 г. охваченный патриотическим движением, в мечтах о славе и подвигах, Орловский бросил Норблена и вступил в ряды польских войск, принял участие в нескольких битвах и, раненый при Зегрже, вернулся в Варшаву, где очутился в ужасном положении, пока Норблен не разыскал его и вновь не принял его к себе. Но и это пребывание у Норблена не было долговременным.

Дурной образ жизни Орловского привел к размолвкам между ним и его учителем, кончившимся тем, что Орловский ушел от Норблена, и в течение года вел бродячую жизнь и даже одно время пристал к труппе какого-то фокусника. Просьба горячо его любившего и ценившего его талант Норблена и насмешки товарищей вернули наконец Орловского к занятиям живописью; скоро он достиг и некоторой известности. Занятия у Норблена развили в Орловском наблюдательность, умение схватывать характерные черты и дали ему изящную и порой блестящую технику, но отсутствие строгой художественной школы обусловило важные пробелы в последней, и Орловский, например, никогда не научился рисовать некоторых деталей. Для дальнейшего своего образования Орловский решил отправиться в Италию и для того, чтобы добыть себе средства, пустился странствовать по Литве, изучая в то же время нравы дворянства и черты народного характера; но в материальном отношении это путешествие ему не принесло никакой пользы. Возвратясь в Варшаву, он познакомился с кн. Иосифом Помяловским, который принял в нем участие и назначил ему жалованье, обеспечившее Орловскому безбедное существование.

Не довольствуясь приобретенной им известностью и не оставляя своих надежд на поездку в Италию, Орловский в 1802 г. приехал в Петербург. Здесь сначала он не имел успеха; но случай свел его с меценатом графом Далицким, через которого он попал в лучшие петербургские дома и приобрел расположение многих влиятельных лиц, как, например, Нарышкина и графа Станислава Потоцкого. Последний представил его великому князю Константину Павловичу, который поместил Орловского в своем Мраморном дворце и доставил ему должность придворного живописца. Должность эта состояла “в исполнении требований великого князя, заказывавшего ему разные рисунки по предметам, относившимся до образования и преобразования русской армии и до современных событий, в которых она со славой участвовала”. Его рисунки и карикатуры, а также и некоторые крупные картины доставили ему большую известность в Петербургском обществе, а знакомство с послом Наполеона Коленкуром, по просьбе которого Орловский исполнил серию рисунков, изображающих быт северных народов, доставило ему известность и за границей.

Любя искусство и стремясь к более точному реальному изображению жизни, Орловский счел необходимым ближе ознакомиться с новым своим отечеством, и в этих целях предпринял ряд поездок по России. После долгих странствований и стараний самолюбивого и энергичного Орловского, в 1809 г. Академия Художеств за картину “Бивуак казаков” признала его академиком батальной живописи. В 1819 г. Орловский был причислен к Генеральному Штабу для сочинения рисунков военных костюмов. — Значение Орловского в истории русского искусства заключается в том, что он в своих картинах и еще более рисунках является одним из первых представителей в нашем искусстве реального направления и отчасти — жанровой живописи. Предметом его живописи чаще всего служили сцены из военной жизни, казаки, башкиры, бой со зверями и особенно удававшиеся ему лошади.

Его картины, несмотря на некоторые технические недостатки, отличаются жизненностью и живостью колорита. Значительную художественную ценность имеют и его мелкие рисунки и карикатуры, которым сам автор придавал большое общественное значение.

Известен Орловский также как литограф и гравер. — Из произведений его наиболее известны: “Бивуак казаков”, “Мать, защищающая свое дитя от нападения альпийского орла”, “Обоз в лесу”, “Тигр, напавший на всадника”, “Сельская сцена”, “Привал охотников”, “Кораблекрушение” и значительное количество мелких рисунков, карикатур и портретов.

Дела Архива Имп. Акад. Художеств; Петров, Сборник материалов для истории Академии Художеств; Сомов, Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. 1872;
А. Ивановский, Федор Иванович Прянишников и его картинная галерея, СПб. 1870;
Ровинский, Подробный словарь русских граверов;
Колачковский, Словарь польских граверов, Львов, 1874;
“Иллюстрированная Газ.,” 1868 г. 22 № 46;
“Воскрес. Досуг”, т. II № 35 ст. 151—156: “Нива” 1871 № 12 “Северн. Пчела” 1832 № 52;
Месяцеслов на 1832 г., “Русская Старина” 1873 г. т. 7 № 123—4; 1876 г. т. 16 № 7, стр. 553—558. {Половцов}

живописец-баталист и жанрист (1777—1832); род. в Варшаве.

Княгиня Чарторыжская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его в ученье к жившему в Варшаве живописцу Норблену-де-Гурденю. Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский, в 1794 г., поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян. Затем он провел целый год в Литве, переезжая с места на место и изучая нравы местного дворянства и народный быт.

По возвращении в Варшаву, он нашел покровителя в лице кн. Иосифа Понятовского и вошел в моду у польской аристократии. В 1802 г. приехал в СПб., где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселен при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе. Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии. В 1809 г., за картину: “Бивуак казаков”, СПб. академия худ. присудила ему звание академика.

В 1819 г. он был причислен к генеральному штабу, для сочинения рисунков военных костюмов. О. — талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрировку.

Кроме картин, писанных масляными красками, каковы напр. находящиеся в Имп. Эрмитаже: “Казак, убивающий тигра”, “Коровы на пастбище”, “Отдых охотников”, “Домашний скот на лугу”, “Стадо на пастбище”, “Морской вид” и “Кораблекрушение”, О, произвел несчетное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ Царской Фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкиров и др. всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы. А. С—в.

{Брокгауз}

баталический живописец, гравер и литограф.

Родился в Варшаве 1777; умер 2 марта 1832 г. в С.-Петербурге. Князь Алам Чарторижский, заметив большие способности молодого Орловского к живописи, отдал его в Варшавскую живописную школу к Норблену (ученику Казановы), который и был первым его учителем. Орловский пользовался особенным покровительством в. кн. Константина Павловича. По словам Колачковского (Словарь польских граверов, Львов, 1874), он был назначен придворным живописцем Александра I, с жалованьем по 6000 руб. в год. В 1809 г. Орловский был избран в академики; в 1824 г. “через министра народного просвещения” ему выдана привилегия на печатание его литографических рисунков с запрещением их копировки.

В 1832 году он подал прошение министру двора о пожаловании ему пенсиона и увольнении за границу для поправления здоровья на шесть месяцев; жалуясь при этом, что по высочайшей воле ему назначено быть профессором академии, но что он до сего времени должности этой не получил. На это академия ответила, “что насчет обещания Академику Орловскому звания и места профессора никакого сведения не имеется, да сего, впрочем, и быть не могло, ибо в то время, на которое он делает по сему предмету указание, положено было при Академии иметь не профессора, но академика баталического класса” (Петров, II. 271).

Наибольшею известностью пользовались литографированные листы Орловского, изображающие всадников, тройки, разносчиков и разные сцены из русской жизни, которые исполнены чрезвычайно типично и чисто в русском стиле и которые очень ценятся любителями до сих пор. Орловский не умел рисовать рук; они y него старательно спрятаны по карманам. Масляные картинки его довольно редки. Портреты Орловского гравированы Дитрихом, Килисинским и Пиварским, a также гравированы и литографированы им самим несколько раз.

В 1882 году случилось мне видеть y варшавского антиквара Субиза Бизье небольшую картинку, писанную масляными красками самим Орловским, на которой представлена корчма; Орловский, в мундире Костюшкинского полка, сидит на стуле; y него на коленях молоденькая шинкарка; справа, облокотившись на стол обеими руками, сидит старуха; эта последняя представляет портрет его учителя Норблена. Картинка продавалась за 150 руб.

Работы Орловского.

Гравюры
1. Корова на пастбище; вдали на горке видна деревушка; слева к реке подъезжает фургон парой: “A. d’Orlowsky fecit. 1813”. 4.4 х 6.10*.
2. Корова, отдыхающая подле лесочка; слева вдали избушка: “A. d’Orlowsky fecit 1812”. 4.4 х 6.11. Обе вещицы заимствованы из гравюр Поттера (suite de six pieces), но с изменениями в подробностях*.
3. Морской вид; на первом плане большая барка под парусом: “A. d’Orlowsky 1813”. 4.1 х 6.5?*.
4. Грифонаж, состоящий из семи предметов; вверху три головки: калмыка, самого Орловского и Дмитрия Адамовича Олсуфьева; все три в шапках. Внизу мужичок с палкой, голова коровы, портрет архитектора Кваренги, в карикатуре, и ландшафт с двумя фигурами. Хорошенькая вещица; 4.3 х 7*.
5. Отдыхающий калмык; y дерева стоит его лошадь; справа видны еще два калмыка верхом: “A. d’Orlowsky. 1813”; 6.1? х 9.1?*.
6. Жокей на коне, на всем скаку; без года; 16°.
7. Отдыхающий крестьянин; кони его отпряжены; 4°.
8. Лошадь в ландшафте; 1810; 16°.
9. Еще лошадь; 8°.
10. Zwierzeta na Krajobrazie (Kon wiekszy); 4°. №№ 6—10 известны мне по Словарю Колачковского.
11. Сам Орловский с двумя собаками; 5.6 х 8*; упоминается там же*.
12. Фонтан из фаллюсов с нимфами и тритонами. Обе вещи нецензурные.
13—28. 16 листов изображений солдат и офицеров Павловского полка, конной артиллерии и др.; все награвированы крепкой водкой, в одних очерках самим Орловским; под семью из них находится его подпись: “Alexandre d’Orlowsky del et fec”. Доски, в лист (в вышину), находятся в Эрмитаже*.
29 и 30. Два листа из числа 57 таких же изображений, гравированных в большой лист. На них монограмма Орловского, a на одном, кроме того, год: 1808. Эти два листа награвированы Орловским в виде образцов для академистов Акад. худож., которыми выгравированы остальные 55 листов. В Словаре Колачковского упоминается, что Орловский гравировал таблицы с монетами в книгу Чапского: “О prowach polskich i litewskich, 1800”; но на этих досках (13, с 115 монетами) стоят подписи: “I. Ligber sculp. Orlowsky fec.” и, следовательно, их нельзя отнести к гравюрам Орловского. 30а. Маленькая доска, на которой награвирована сухою иглою несущаяся тройка, запряженная в телегу; кучер черкес размахивает кнутом, седока нет. В подписи можно ясно разобрать: “Orlo…” У П.Я. Дашкова и y E.H. Тевяшова положена в числе гравюр Орловского. Литографии Большие литографированные рисунки свои Орловский ценил очень дорого — по 50 руб. за тетрадь, в которой находилось всего два листа; в 1820 году тетрадь с шестью рисунками продавалась по 100 рублей. Все рисунки первой печати издавались на толстой белой бумаге с оттиском на поле печати Орловского. Позднейшие отпечатки, на тонкой бумаге, сделанные после смерти Орловского, продавались несравненно дешевле.
31. Портрет Орловского, 43 лет, поясной, с непокрытой головой; с рейсфедером в руке; в овале, в лист, в вышину; внизу подпись: “Natus Varsaviae Anno 1777 Aetatis 43 se ipsum fecit”*.
32. Другой портрет его, поясной, в черкеске и бараньей шапке; он рисует: “Alexandre Orlowsky (его монограмма). Lith. v. Muller”; в большой лист*.
33. Огромный портрет Брызгалова; в маленькой треуголке, с косичкой, с кульмским крестом на груди; на небритом подбородке волоса стоят щетиной. По грудь; без имени Орловского. В книге “Наши Чудодеи, СПб. 1875” описан другой портрет его с подписью: “Всем в Петербурге известный малиновый мундир времен павловских, коса которого лучше его рожи изображает его персону”. Портрет этот был издан в 1818 г.
34. Портрет петербургского портного Буту (по грудь); с подписью: “1825 (монограмма Орловского) St.-Petersbourg”; в лист*.
35. Голова мужика-извозчика, в высокой бархатной шапке, отороченной мехом. Шапка и лицо подцвечены (с камня) бистром; внизу монограмма Орловского. В малый лист.
36. Голова старого поляка (по грудь), без бороды, с усами, в шапочке, отороченной мехом. Внизу справа монограмма: “АО”. В малый лист*. Есть отпечатки на громадных листах.
37. Перед замком западноевропейской постройки башкир спрашивает y киргиза дорогу. Оба верхом: “A. Orlowsky 1816”.
38. Курд едет влево, за ним двое всадников. Вдали замок: “A. Orlowsky 1816”. Во вторых оттисках замка уже нет и рисунок дерева оттенен. Дружка к предыдущему рисунку.
39. Группа из трех фигур в стиле Сальватора Розы. Посредине стоит воин в шлеме, опершись на огромный бердыш; слева сидят двое господ в круглых шапках с перьями; вдали видны скалы; внизу слева подпись: “A. Orlowsky 1819”; справа еще нацарапано: “18 АО 19”; в малый лист (заголовок арсенала).
40. Заглавный лист: в средине занавес, на котором надпись: “Fantaisies dessinees Lithographiquement Par Alexandre Orlowsky. 1819”. По сторонам полные вооружения двух рыцарей; внизу и вверху шлемы, щиты, шпаги, сабли, булавы и другие предметы рыцарского вооружения; в малый лист. По удостоверению академика Гельмерсена, изображения оружия заимствованы из арсенала в. кн. Константина Павловича. Этот фронтиспис приложен к некоторым экземплярам альбома, изданного Орловским в 1826 году.
41—46. Сюита из 6 больших листов, в особой обложке с заголовком: “Collection de Dessins lithographiques par Alexandre Orlowsky: 1. Un courier Russe en Telegue a trois chemaux; 2. Un Voyageur en Quibitka, en traineau a trois chevaux; 3. Un Seigneur Persan a cheval, en grand costume; 4. Un courde a cheval, en costume Guerrier; 5. Un Persan se promenant a cheval et fumant le Khaliane porte par son domestique; 6. Une Femme du Roi a cheval, conduite par in Eunuque. Le Prix de chaque Dessin separe est de 25 Roubles. La Collection de six Dessins pour M.M. Les Souscripteurs est de 100 Rbs. A. Pluchart. S. Pbg. 1819”. O продаже этой сюиты было публиковано в № 5 Сына Отечества за 1820 год. Эти шесть рисунков следующие: (41). Курьер с сумкой на груди, в военной форме, скачет в карьер на тройке; ямщик с криком погоняет лошадей в хвост и в голову. Внизу подпись: “A. Orlowsky 1819. — Imprime a St.-Petersbourg chez Beggrow”. (42). Почтовая тройка, сани с кибиткой; в ней виден закутанный в шубу военный человек. Внизу подпись: “A. Orlowsky 19. — Imprime a St.-Petersbourg chez Beggrow”. Bo 2-х отпеч. адрес Беггрова стерт. (43). Персиянин верхом, в высокой шапке, на великолепном седле; позади его видны еще двое верхами; слева, вдали, крепость: “1819. A. Orlowsky”. (44). Курдская конница, выезжающая из ворот крепости. Кавалеристы одеты в кольчуги; передний с огромным хвостом из павлиньих перьев на шишаке; задний просто с конским хвостом, третий вовсе без хвоста; справа видны еще два всадника, — один в шлеме (Сарбаз), другой в чалме: “A. Orlowsky 1819”. В 1-х отпечатках на поле оттиснута печать Орловского; во 2-х прибавлен адрес Беггрова и оттиснута печать с монограммой Плюшара (АР). В моем собрании есть очень хорошо сделанная копия с этого листа, без подписи Орловского; с следующими подписями под рамкой: “Dessine d’apres l’original d’Orlowsky par Iefimoff. — Lithogr. a l’Etat. Major Impl”. (45). Персиянин верхом на лошади, на ходу курит кальян, который держит его слуга (тоже верховой): “A. Orlowski 1819” и адрес Беггрова. (46). Жена персидского шаха верхом; впереди верховой указывает ей дорогу: “A. Orlowski 1819” и адрес Беггрова. Первые отпечатки этих превосходных рисунков сделаны на толстой бумаге с клеймом герба Орловского; вторые отпечатаны на тонкой бумаге, причем адрес Беггрова стерт. Последние два рисунка, в измененном виде, включены в Путешествие по Персии Друвилля под №№ 18 и 27; причем группа с курящим персиянином награвирована Галактионовым. Эта сюита литографий продавалась y Мюллера, в Амстердаме, в 1889 году, за 10 флоринов.
47 и 48. Два листа в обложке с подписью: “Биржа и великой базар. Cochers de lonage en hiver et marche aux cocohons et au foin dessines lithographiquement par Mr. Alexandre Orlowski. Prix 50 Rbl. St.-Petersborug, au depot lithographique, chez Alexandre Pluchart, Imprimeur — Libraire, grande Morskoy, maison Kossikoffski № 84. 1820”. Imperial folio. (47). 1-й лист представляет извозчичью биржу; справа лоточник продает гороховый кисель; слева еще два продавца, с калачами и с пирогами; позади их мужичок разговаривает с жандармом; посредине колода, y которой четверо саней в одиночку; на колоде надпись: “A. Orlowsky 1820”; внизу: “Lithog: de I. Beggrow St.-Petersbourg” и герб Орловского. (48). 2-й лист — базар на Сенной; слева на первом плане стоят торчком свиные замороженные туши; справа разносчик с гречневиками; далее подвода с разными съестными припасами, разносчики и всякий народ. Внизу: “A. Orlowski 1820” и герб Орловского. Превосходные типичные листы, замечательные и в костюмном отношении.вот я давно над этим думаю, бросишь, он в гору идет, не бросишь.. сидит сиднем, как в гору послать не бросая? видимо один и тот же типаж себе постоянно хватаю а история прям роман! 49 и 50. Два листа в обложке с надписью: “Porte-faix russe transportant du bois sur une charette et traineau charge de farine. 1820. — 50 Roubles”; тот же адрес. Imperial-folio. (49). Извозчик выезжает с возом овса в кулях из ворот, на дровнях; позади еще двое; в открытые ворота. виден легковой извозчик: “A. Orlowsky 1820”, адрес Беггрова и герб Орловского. (50). Извозчик с возом дров, на полках; он остановил лошадь и подтягивает колом дровяные связи; справа сбитенщик наливает двум хожалым сбитень; слева открытые ворота, из которых только что выехал дровяник. Подпись внизу: “A. Orlowsky 1820”; ниже адрес Беггрова и герб Орловского. Imperialfolio. вот я давно над этим думаю, бросишь, он в гору идет, не бросишь.. сидит сиднем, как в гору послать не бросая? видимо один и тот же типаж себе постоянно хватаю а история прям роман! 51 и 52. Два листа в обложке, с надписью: “Droschki de ville et traineau a deux chevaux, dessins lith. Prix 50 Rb.” c тем же адресом. 1820. Imperial-folio; именно: (51). Военный в треуголке, закутавшись в шинель с меховым воротником, катит в санях на лихой паре. Справа будочник отдает ему честь классической алебардой: “A. Orlowsky 1820” и адрес литографии Беггрова с гербом Орловского. (52). Франт на дрожках парой с завивающейся кольцом пристяжной; он вставляет в правый глаз монокль, a в левой руке держит хлыст, сбоку бежит его собака: “A. Orlowski 20”, адрес литогр. Беггрова* и герб Орловского.вот я давно над этим думаю, бросишь, он в гору идет, не бросишь.. сидит сиднем, как в гору послать не бросая? видимо один и тот же типаж себе постоянно хватаю а история прям роман! 53 и 54. Молдаван и башкирец (у меня экземп. без обложки): (53). Молдаван верхом; в меховой шапке и бурке, в высоких сапогах со шпорами; скачет влево. Внизу подпись: “18 Orl. 23*”. Во втором издании, отпечатанном на плохой жидкой бумаге, внизу помечено: “Hamm… Litho de Muller*”. (54). Проездка рысака. Кучер на беговом волочке в одиночку едет вправо, сбоку верховой; позади y стены дома столпилась публика; левее дрожки; лакей разговаривает с кучером. Внизу справа: “A. Orlowski 1824″*. В малый лист.вот я давно над этим думаю, бросишь, он в гору идет, не бросишь.. сидит сиднем, как в гору послать не бросая? видимо один и тот же типаж себе постоянно хватаю а история прям роман! 55 и 56. Башкиры и линейные казаки (у меня без обложки): (55). Два башкира верхом, лошади их обращены влево; справа видно их еще трое. У переднего винтовка с двумя присошками, лук и колчан, наполненный стрелами*. (56). Два линейных казака верхом; передний спиною к зрителю; позади слева видны еще два казака, a справа избушка*. (В моем экз. оба листа снизу обрезаны.)вот я давно над этим думаю, бросишь, он в гору идет, не бросишь.. сидит сиднем, как в гору послать не бросая? видимо один и тот же типаж себе постоянно хватаю а история прям роман! 57—97. 41 рисунок к книге: “Drouville, Voyage en Perse, pendant les annees 1812 et 1813… St.-Petersbourg. Imprime chez Pluchart, a ses frais. F Paris chez Firmin Didot 1819”. Два тома 4° и атлас. В первом издании сего атласа 1819 г. он озаглавлен: “Atlas pour servir au voyage en Perse, Pendant les annees 1812 et 1813, Par Gaspard Drouville. — La plus grande partie des dessins ont ete Lithographies par M.M. A. Orlowskj, Swebach, et autres artistes”. B этом Атласе имеются ниже поименованные 59 рисунков и карта Персии. В моем собрании находится третье издание этого Атласа со следующим заголовком: “Atlas ou Collection de 43 Costumes [Два из них (№№ 18 и 27) уже были изданы Орловским прежде и описаны выше под №№ 43 и 44.] Persans militaires et civils, Dessines par A. Orlowsky, pour orner le voyage de Perse, fait pendant les annees 1812 et 1813 Par Gaspar Drouville, Colonel de Cavallerie au service de S.M. l’Empereur de toutes les Russies.. Troisieme tirage… St.-Pbg… Pluchart… 1823”. B заметке под подписным листом сказано, что этот Атлас напечатан для любителей в числе 150 экземп.; стоит он 350 руб., a что вскоре будет напечатано в Лейпциге немецкое издание с теми же рисунками. К Атласу приложен перечень рисунков, который здесь и перепечатывается на русском языке. К I тому: Впереди портрет персидского шаха Фотей-Али. Литография Орловского без его имени. 1) Персиянин в летнем платье; он держит в руке розан (то же; № на картинке нет). 2) Персиянин в куртке (шубе); за поясом y него заткнут кинжал (то же). Гравюра. Внизу: “Grave par S. Galactionow”. 3) Мирза в церемониальном наряде. В руке y него и за поясом свертки бумаг. Внизу: “1819”. 4) Персиянин в бархатном катеби, с четками в правой руке: “1819”. 5) Персидская дама в тикмене. Гравюра без номера. 6) Простолюдин-курд с дубинкой в руке: “1819”. 7) Персидская дама с букетом цветов и четками в руках. Гравюра. 8) Персидская дама в архалуке, без шали; в руке держит кувшин. Гравюра. Внизу: “Grave par Beggrow”. 9) Грузинка с букетом роз в руке. Внизу: “WS” (литография Свибаха). 10) Черкешенка; держит в руке лопатку. Гравюра. 11) № 11. Персидская дама; лицо ее закрыто чадрой: “Grave par Novikow”. 12 и 13) Персиянка из простонародья; впереди ее собака; справа видны стены, окружающие персидскую деревню: “1819”. Вверху два номера: 12 и 13. 14) № 14. Внутренний вид персидского караван-сарая. Внизу: “Imp. B-w. Lithograph. par Beggrow”. 15) № 15. Внешний вид караван-сарая. Внизу: “Impl. Litograp. par Beggrow”. 16) Персиянин, курящий кальян: “1819”. 17) Персидский обед; одиннадцать персиян едят пилав; двенадцатый разносит им рис. Двойной лист без №: “1819”. 18) Персиянин верхом, курит кальян… (См. № 43-й, выше). 19) Армянка, ведущая за руку ребенка: “Гр. Шелковников”. 20) Туфанкчи; воин стоит опершись на винтовку; левой рукой он держит эфес сабли: “1819”. б) то же с монограммою “SW” (Свибах) и адресом Беггрова. 21) Курд с Гекарийских гор; идет влево, с ружьем на плече: “1819”. 22) Несторианка, с кистью винограда в руке: “1819”. 23) Калифа; несторианский епископ, с плетью в правой руке; в левой держит за эфес саблю: “1819”. 24) Шейх-уль-Ислам; с книгой в руке. Внизу: “SW” (Свибах литогр.). 25) Дервиш с палкой в правой руке; на левой y него висит котелок на цепи: “1819”. 26) Факир, с таким же котелком на левой руке. На плече держит косарь: “SW”. 27) Жена шаха верхом… См. выше № 44. 28) № 28. Жены шаха, путешествующие в тактиреване (паланкине) на двух ослах: “1819”. 29) Лошадь шаха; выводной держит ее под уздцы: “SW”. Ko II тому: 30) Наказание батогами по пяткам: “1819”. Про этот рисунок и про все следующие (за исключением №№ 39, 40, 50, 57, 58 и 60) в оглавлении сказано: “dessine lithographiquement par A. Orlowski”. Ha №№ 3, 4, 6, 12, 16, 17, 21, 23, 25, 28, 30 и 31 находится монограмма Орловского. 31) Персидский преступник, в кандалах, идет за водой: “1819”. 32) Персиянин в придворном наряде; в правой руке он держит развернутый свиток бумаги с персидскою надписью: “1819”. 33) Шахский Голаш; воин всадник, стреляющий из винтовки на всем скаку: “1819”. 34) Накцарми-Баши; церемониймейстер; он опирается правою рукою на высокую трость; без монограммы Орловского. 35) Шоттер-Баши; начальник скороходов; в правой руке его трость, перевязанная лентой. Без имени мастера. 36) Военная музыка; десять музыкантов с духовыми инструментами и двое с литаврами: “1819”. 37) Персидский плясун. Без монограммы мастера. 38) Танцовщица: “1819”. 39) Персидские атлеты (четверо); y каждого в руках по две дубинки: “Гр. Шелковников”. 40) № 40. Борьба персидских атлетов: “Гр. Шелковников”. 41) Две персиянки, едущие на богомолье; они сидят в двух кибитках, навешанных на осле, по обеим сторонам седла. Без монограммы Орловского. 42) Охотник с собаками на своре (3). Без монограммы. 43) Солдат регулярного войска с ружьем к ноге: “1819”. 44) Солдат иррегулярного войска, с копьем в правой руке; вдали видны стены крепости. Без монограммы. 45) Драгуны, стреляющие с присошек (трое); четвертый держит лошадей: “1819”. 46) Афшар (всадник), преследующий турецкого всадника, в которого он пускает дротик: “1819”. 47) Джонба, солдат иррегулярного войска; он держит правой рукой ружье к ноге; слева гора с кустиками: “1819”. 48) Солдат регулярного войска; на французский манер, держит ружье к ноге левой рукою: “1819” (есть та же картинка, гравир. Шелковниковым). 49) Низам-Атли, персидский улан; скачет влево, с копьем в руке (с флагом): “1819”. Р1. 50. Два знамени с изображением льва и солнца. Гравюра. 51) Зомбарек (легкая артиллерия); на верблюде; к седлу приделана пушка. Без монограммы мастера. 52) Он же, стреляющий из пушки. Без монограммы. 53) Тончи из регуляр. артиллерии; он стоит с банником в правой руке; сзади видна пушка: “1819”. 54) Сакас. Водовоз. На осле его навьючены два бурдюка с водой: “1819”. 55) Персидские похороны. Двойн. лист: “1819”. 56) Курд несется вскачь, влево, с копьем в руке: “1819”. 57) Курдская женщина в гаремном наряде; в левой руке y нее букет цветов, в правой платок: “Гр. Шелковников”. 58) Она же во время прогулки: “Гр. Шелковников”. 59) Семейство курдов в палатке. Большая картина в двойной лист: “1819”. Справа два курда беседуют за трубками, слуга наливает им кумыс; слева стадо овец, две женщины и два мальчика. 60) Карта Персии, гравированная на меди. 61) Персидский стрелок; он стреляет из лука с лошади; слева видны два всадника: “1819” [Ha №№ 32, 33, 36, 38, 43, 45—49, 53—56, 59 и 61 поставлены монограммы Орловского.] Почти все эти рисунки Орловского были отпечатаны до помещения их в Атласе, отдельными листами на плотной бумаге большого формата. Мне известно еще два издания Друвилля, напечатанные в Париже: Mac-Carthy, 1825 2 vol. 8°. frg. et carte. B нем помещено только небольшое число картинок петербургского издания. У Брюне оно поставлено 22 fr. 50 cent. — и 2-е: Paris, Masson, 1828. 2 vol. 12°; в этом последнем 8 раскрашенных картинок (8 fr.).
97а.— 110. 14 картинок в обложке, с заголовком: “Album Russe ou fantaisies dessinees Lithographiquement Par Alexandre Orlowsky… St. Pbg… A. Pluchart. 1826”; в малый лист*. 1) “Garcon vitrier a St.-Petersbourg. Стекольщик. 1825”. 2) “Marchand de Paniers, a St.-Petersbourg. Разносчик с корзинками. 1825”. Есть экземпляры раскрашенные. 3) “Vendeur de the au lait et au miel. Сбитенщик”, со своим огромным чайником, кувшином молока и стаканами: “1825”. 4) “Marchand de Melons et d’autres fruits. Торговец фруктами. 1825”. 5) “Dvornik. Gardien de Maison, allant cher-cher de l’Eau, a St.-Petersbourg”. Дворник c двумя ведрами на коромысле и с большим ковшом в руке идет по воду: “1826”. 6) “Mougiques prenant du Tabac”. Мужичок, заткнув за пояс рукавицы, потчует кучера табаком из тавлинки. 7) “Boulanger russe transportant des pains”. Хлебник с огромным лотком хлебов за спиною: “1825”. 8) “Marchande de Carottes, a St. Petersbourg”. Баба-торговка морковью: “1825”. 9) “Une Nourrice et un Soldat russes”. Солдат разговаривает с кормилицей: “1826”. 10) “Paysans russes revenant du Kabak”. Два пьяных мужика, — один в лаптях, орет песню; другой в сапогах, — его клонит ко сну. 11) “Un Cocher et un Mougique russes”. Мужик b треухе, отороченном мехом, с палкой в руке и котомкой за плечами, разговаривает с кучером: “1826”. 12) “Laitiere et Marchand de pains d’Epices, a St. Petersbourg. 1826”. Молочница торгует пряники y разносчика. 13) “Un Boucher”. Мясник с лотком говядины на правом плече: “1826”. 14) “Marchand de Blignis: Gateaux russes”. — Фабричный торгует y разносчика блины: “1826” [На всех этих листах (1—14), кроме 6 и 10, поставлены монограммы Орловского.]. В 1865—1870 гг. появились в продаже новые отпечатки этих картинок (за исключением № 13-го); все они были сшиты в одну тетрадь, причем впереди была приплетена еще картинка, большего формата, описанная под следующим № 111:
111. Крестьянин верхом на лошади, остановился и разговаривает с землекопами, из которых один стоит опершись на свою лопату, a другой сидит подле; внизу монограмма мастера и: “1819”. В лист.
Два листа дружки: 112. “Voyageurs en Ete dans les Environs de St. Petersbourg”. Почтальон с сумкой на шее и с ним военный, который курит коротенькую трубочку; они едут в телеге, запряженной тройкой; справа показывается еще тройка. Внизу монограмма Орловского и год: “1826”. Первое издание этого листа на толстой бумаге; второе на тонкой, с прибавлением внизу слева подписи: “Hamm”, и справа: “Litho. de Millier”*.
113. “Voyageurs en Hiver dans les Environs de St.-Petersbourg”. Военный в кибитке в санях, гонит на тройке вправо; на облучке сидит его денщик в большом башлыке и нагольном тулупе. Внизу: “A. Orlowski 1826”. С теми же заметками во втором издании.
Два листа дружки: 114. “Danse Russe villageoise par A. Orlowsky 1827 (подпись эта сделана сквозными буквами) St.-Petersbourg, Lith. de A. Pluchart”. Подле деревенской мелочной лавочки двое крестьян пляшут трепака, один откалывает уже вприсядку; y стенки нащипывает свою балалайку балалаечник; двое мужичков, справа, распивают зелено вино стаканчиками из штофа; трое других и сама хозяйка, с ребенком на руках, смотрят на пляшущих. Внизу монограмма Орловского и год: “1826”*. Во втором издании, с подправленного камня, на тонкой бумаге, под рамкой картинки прибавлено: “Hamm. — Lith. de Miiller”; сквозные буквы подписи зачернены*.
115. “Saut sur la planche par A. Orlowsky. 1827”; c его монограммой, без года. Две девки качаются стоя на доске, положенной через перекладину; одна сильно подпрыгнула: кричит со страха; парень, который сидит на середине доски, смеется ей. Кругом народ. Во втором издании те же заметки, что на № 114. Из числа описанных листов следующие 12 рисунков были соединены в одну тетрадь и изданы в обложке, с заголовком: “Collection de A. Orlowski, contenant douze pieces. A St.-Petersbourg”; a именно №№ 38 и 39. Курьеры зимой и летом; 45 и 46. Биржа и Сенная; 47 и 48. Возы с овсом и с дровами; 49 и 50. Езда парой зимой и летом; 112 и 113. Езда тройками в Петербурге зимой и летом; и 114 и 115. Качели и русская пляска.
Две большие литографии, представляющие кавалерийские стычки: 116. Киргиз дерется с Казаком; справа свалившийся с лошади раненый (18.7 х 27.3).
117. Грузин дерется с горцами; слева лежат двое убитых (мера та же). Под каждым листом подпись: “A. Orlowsky St.-Petersbourg 1826”. Со штемпелем Орловского.
118. Улан верхом; едет влево: “A. Orlowsky. 1830”.
119. Черкес верхом; едет вправо; за ним два всадника: “A. Orlowsky 1830 Imprime chez I. Beggrow”.
120. Горец верхом; едет влево: “A. Orlowski. 1830”; тот же адрес и штемпель Орловского.
Существует множество литографий, деланных с рисунков Орловского и в его манере, которые нередко приписываются его руке; вот список главнейшим листам сего разряда: 1. Погребщик, откупоривающий бутылку вина; слева большая бочка с надписью: “Аппо 1622. Rain vein”; справа на полу стоят шесть бутылок, седьмая лежит разбитая. Внизу, в левом углу: “Hamm”, a в средине: “Lith. de Millier”. Огромный лист с рисунка Орловского. 2. Погребщик идет вправо, с ключами в левой и кувшином в правой руке; перед ним идет кошка. Te же подписи. Дружка предыдущему. 3. Доктор на весах, с теми же подписями: “Hamm” и “Lith. de Millier”; тоже огромный лист. 4. Головка испанца, по грудь, 3/4 влево, в шапочке с страусовым пером; с усиками и бакенбардами. На шее цепь с медальоном; в овале. Справа монограмма: “М.Д.”. 5. Постоялый двор, большое сочинение в длину; под навесом справа стоит телега парой; слева стоят y парома две лошади в шлеях; в средине группа из четырех мужичков: двое из них пьют квас; пятый мужичок извозчик идет впереди с хомутом на левой руке. На экз. г. Гельмерена внизу написано: “Copie nach Orlowsky von Alexandrow” (экз. обрезан, без имен). 6. Башкирец верхом едет вправо; за ним видны еще несколько башкирцев верхами; внизу, в средине, подпись: “Александров 1823”. Это копия с Орловского. В большой лист, в вышину. 7. Старик в мягкой шапке, отороченной мехом, сидит профилем вправо в кресле; левая рука его приподнята. Без подписи; в вышину. 8—28. 21 лист: головки, фигуры, карикатуры, всадники и проч. На №№ 8, 9 и 11 подпись: “Lith. d’apres le dessin original d’Orlowsky”; в малый лист; каждый рисунок окаймлен рамкой в три черты. Подписей нет.
Впереди заголовок (тоже без подписи) с бюстом Орловского, окруженным принадлежностями живописи. — Вот эти рисунки: 1) Турок в чалме; поясное изображение. 2) Персиянин в меховой шапке; то же. 3) Плешивый; смеющаяся фигура; то же. 4) Удивляющийся; с косичкой; то же. 5) Наброски 12 головок; в числе их поляк и кардинал. 6) Мужик с кошкой на спине, идет вправо, с палкой. 7) Мужик стоит опершись на палку; вдали избы. 8) Карикатурная фигура: старик с тростью идет влево; он в шляпе и с косичкой. 9) Такая же фигура с косичкой, идет вправо. 10) Польский нищий, с большой палкой в левой руке; обратился влево; сзади, справа, фигура официанта. 11) Фигура Брызгалова, прогуливающегося перед Адмиралтейством; он виден сзади; с косичкой; шпага торчит y него промеж ног. Внизу подпись. 12) Фигура толстого англичанина; на плечи ему лезет обезьяна; справа на стене висит картина. 13) Толстый польский ксендз с брюшком; в сложенных на брюхе руках его крест и четки; вдали справа видна сельская церковь. 14) Монах (босой) Кармелит идет вправо, несет кружку. 15) Толстяк сидит в креслах, опершись обеими руками на трость; на столе слева стоит кружка пива. 16) Толстяк повар, сидящий на стуле; он в колпаке; курит трубку. 17) Гусар, лошадь его идет вправо; сам он повернулся тоже вправо. 18) Верховой в большой круглой шляпе; едет влево. 19) Две дурацкие толстые персоны в колпаках (смотрят влево); на стене висят балаганные вывески. 20) Медведь, предлагающий трем воронам пару лаптей; на шею к нему лезет орел. Медведь должен представлять Россию, орел — Францию, a вороны — немецкие государства. 21) Изба и забор, подле которого две коровы, — одна лежит, другая стоит; помещены в списке Дюжардена. 29—64. “Souvenirs | de saint-petersbourg | Collection de 38 de Lithographies | representant des sujets nationaux | des equipages de ville et de voyages, | Dessines par divers Artistes. | A.P. | St.-Petersbourg, | de la lithogrphie d’alexandre pluchart, imprimeur — Libraire. | 1825”. Всего 36 литографий, заимствованных преимущественно с рисунков Орловского, литографированных (большинство) П. Александровым. Кроме его есть работы; Hermann’a, № 2; Кольмана, № 9, 13, 17, 20; A. Desarnod, — № 32. Представляю перечень всех 36 рисунков, имеющих значительный интерес в этнографическом отношении. Впереди находится: “table | de trente huit dessins lithographies | Pour les Souvenirs de St.-Petersbourg, en 1824”. 1. Vue de l’Amiraute imperiale et de son Boulvard, a St.-Petersbourg. 2. Vue de la Bourse, a Vassili-Ostroff. 3. L’Empereur Alexandre 1-er a Ochta, trait historique. 4. Un Traineau de ville, a 2 chevaux, d’apres Mr. A. Orlowski. 5. Un Droschki de Seigneur a 2 chevaux. C него же. 6. Traineau charge d’un Glacon de la Neva. 7. Un Marchand de bois a bruler, sur un Rospouski. — To же. 8. Un portefaix transportant des sacs de farine, en hiver. To же. 9. Un Felfjager portant des Depeches officielles, en ete. 10. Interieur d’un Cabaret pour les Cochers, costumes d’hiver. 11. Trainaux de louage, Marchand de Poissond, etc. — To же. 12. Cochers, Marchand de pains, de Blinis, etc. — To же. 13. Vue de la Colonnade du Chateau imperial, a Tsarsco — Selo. 14. Des voyageurs dejeunant a un Relais de poste, — en ete. 15. Droschki d’Elegans, a un cheval. 16. Vue pittoresque d’un village russe en hiver. 17. Fete et Danse villageoises, en ete. 18: Le Marche aux Cochons geles d’apres A. Orlowski. 19. Le Marche au foin, d’apres A. Orlowski. 20. Des Postillous revenant d’une course avec leurs chevaux. 21. Voyageurs en Brischka, a 3 chevaux, en ete. 22. Courrier extraordinaire, a 3 chevaux, d’apres A. Orlowski. 23. Voyageurs en Kibitka, grand traineau, a 3 chevaux. — C него же. 24. Telegue d’ete, a 3 chevaux, d’apres Swebach. 25. Droschki bourgeois; — c него же. 26. Un traineau a un cheval. 27. Petite Restauration ambulante, et Boutique de Tabac. 28. Voiturier refraichissant son cheval. 29. Voiturier en route transportant des Marchandises. 30. Chariot attele de 6 chevaux pour transporter le Granit. 31. Balancoire de jeunes villageoises. 32. Landau a 4 chevaux, par Desamod. 33. Voiture finoise cassee. 34. Traineau de famille, a 3 chevaux. 35. Traineau bourgeois a 2 chevaux. 36. L’Isvoschtchik et le Bouteschnik. 65—121. 57 листов “для кавалерийских полков”, c изображениями кавалеристов, конных по пешему, упряжки лошадей и прочие принадлежности кавалерийского дела. Из них первые 22 листа перенумерованы: “№ 1 — № 22”; остальные 35 остались без нумеров. На некоторых листах есть монограмма Орловского: “АО”, на одном и год: “1808” (они описаны под №№ 29 и 30). — Все гравированы в одних очерках, без теней, крепкой водкой, в большой лист; доски находятся в Академии художеств. В журнале Совета академии 1 октября 1810 года, п. 10, записано об этих досках следующее: “Представленные Господином Вице-Президентом полученные им при письме от г. Полковника и Адъютанта Его Высочества, Ивана Григорьевича Лагоды, по трем счетам 2369 руб. 9 коп. за сделанные академиком Орловским рисунки, выгравированные и отпечатанные при академии для кавалерийских полков, записать в приход в настольный и кому следует по счетам заплатить” (Петров, Матер. I. 551).
122—130. Девять картинок, гравированных с рисунков Орловского, принадлежащих лорду Кинерду; в лист: 1. Извозчик в санях везет двух дам: I. Swaine sc. Это заглавный лист с надписью: “Roussian Crees, | in correct Portraiture | from Drawings done | on the Spot | by | G. Orlowski; | and now in the Possession | of the Rt Honble Lord Kinnaird. | 1809: | Pubd. March 25 et Sold by Edwd. Orme, Printseller to the King, Engraver et Publischer, Bond St corner of Brook St. London”. Этот адрес помещен и под остальными 8 картинками; кроме того, подо всеми 8 находится подпись: “G. Orlowski delt. — I. Godby sculpt.”. 2. “Kalatche Khorosh = a sort of White Bread”. Калачник. 3. “Ikra Svija = Kaviar fresh”. Продавец свежей икры. 4. “Water Carier”. Парень, несущий два ведра воды на коромысле. 5. “Miasnick; of Butchers Meat”. Два мясника везут в санках провизию. 6. “Pasouda-Khoroche = Grood Turnery Wares”. — Продавец посуды, везет ее в санках. 7. “Kvasz Choroche or Cranbery liquor good”. — Квасник. 8. “Sbiten goriatchi — Tea hot”. — Сбитенщик. 9. “A Peasant in a Too-Loop”. Мужик в тулупе. Все гравированы резцом, пунктиром и карандашной манерой; все экземпляры раскрашены.
131—136. Шесть листов, с изображениями женщин в разных костюмах, по одной на каждом листе; литографированы Александровым и помечены его именем, — на одном: “Алек.”; на другом: “Александров.”.
137. “Подвиг сычевского крестьянина | в прошедшую отечественную | войну 1812 года”. Это повторение известной картинки Теребенева, в увеличенном размере; на ней изображен крестьянин, увозящий неприятельскую пушку y зазевавшихся французов. Картинка эта приписывается любителями Орловскому, хотя она мало напоминает его шикарную манеру рисовки. {Ровинский}

http://www.biografija.ru


Leave a Reply

twelve − two =