Oboznenko Dmitriy

Russia

Среди любителей изобразительного искусства вряд ли найдутся такие, кто не знал бы и не любил сатирические рисунки, плакаты, карикатуры, стихи «Боевого карандаша» — замечательного творческого коллектива ленинградских художников и поэтов. Остро отточенный карандаш на фоне палитры — эта графическая эмблема давно стала своеобразным символом подлинно боевого, целенаправленного и всегда глубоко современного художественного творчества.

 

Один из наиболее талантливых и активных участников «Боевого карандаша», а ныне и его руководитель— заслуженный художник РСФСР Дмитрий Обозненко. Еще в 1950-е годы, будучи студентом ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, он начал сотрудничать в «Боевом карандаше», С тех пор художник исполнил более трехсот графических листов — плакатов, карикатур. Их можно встретить в регулярно выходящих сборниках «карандашистов», на газетных страницах и в заводских клубах, в фойе кинотеатров и на уличных стендах города.

 

Живописные и графические произведения художника привлекают многообразием жанров и форм. Это — полотна о Великой Отечественной войне, лирические пейзажи, оригинальные живописные портреты-пародии, книжные иллюстрации, сатирические плакаты и графические листы. Столь полярные по образному замыслу произведения создавались и создаются одновременно. Более того, их объединяет общая черта, которая и придает искусству Дмитрия Обозненко внутреннюю цельность и завершенность. Черта эта — способность синтезировать впечатления, доводить их до той необходимой высоты обобщения, когда отдельные факты жизни становятся волнующим материалом искусства. Конечно, не все работы художника отмечены равными достоинствами. Но в лучших произведениях он достигает типизации, добивается вдумчивого осмысления действительности. В них наиболее последовательно отражается особенность всего творчества Обозненко—умение находить и подчеркивать в многоликом потоке жизни ее самые существенные стороны. Художник обладает двумя качествами, без которых невозможно само трудное ремесло сатирика, — неиссякаемым чувством юмора и высоким мастерством.

 

В его листах ощущается рука живописца. Они легко узнаются благодаря особой живописной обобщенности, стремлению к звучному декоративному пятну. Вероятно, отсюда и возник интерес художника к своеобразному жанру сатирической живописи. В серии «монументализированных» портретов Обозненко показывает бюрократа и пьяницу, подхалима и взяточника. Гротескная острота графического шаржа соединяется здесь с завершенностью живописной формы. Это выразительное сочетание сообщает «героям» серии разящую силу разоблачения. Через многообразие характеров и образов, взятых из жизни, психологическую насыщенность изображенных лиц, наделенных удивительной жизненной достоверностью, сатира Дмитрия Обозненко находит путь к самой широкой аудитории. Лишенная внешней развлекательности и анекдотичности, она активна по самой своей сути и четко направлена. Бичуя недостатки, вскрывая отрицательные явления действительности, художник тем самым отстаивает нравственные принципы нашего общества, его гуманистические идеалы. Именно в этом заключается социальный эффект произведений Обозненко, продолжающего развивать славные традиции «Боевого карандаша», и в этом же, на мой взгляд, причина неослабевающего интереса зрителей к произведениям, имеющим авторскую подпись — художник Д. Обозненко.

 

А.Богданов

 

Статья из сборника “Мастера Советской карикатуры”

 


Leave a Reply

7 + 9 =