Любич Валерий / Lubich Valeriy

Карикатурист, журналист, художественный редактор, издатель, предприниматель

 

Родился 20 апреля 1948 года, в городе Кременчуге, Полтавской области.

 

 

Окончил Луганский педагогический институт (филологический факультет), в 1971 году.

Работал художником в «Казторгрекламе», газетах «Ленинская смена», «Жума-Пятница», «АЗиЯ», «Казахстанско-российская», «КомпИнформ», «Мои деньги», «Весь мир», «Казахстанская правда»; журналы «Шмель», «Зеркало». Первую карикатуру опубликовал в 1982 году, в журнале «Смена» (Москва).

Публиковался в центральных, республиканских СМИ: «Известия», «Комсомольская правда», «Смена» «Ленинская смена» (респ.)

Участник всесоюзных, международных, республиканских конкурсов карикатуры.

Провел несколько персональных выставок в городах: Алма-Ата, Актюбинск, Чимкент, Петропавловск с 1989 по 2001 гг.

Издано три авторских сборника карикатур: «Карикатура» (1989 г.), «ТВ – угол зрения» (1990 г.), «Я с вас смеюсь» (2005 г.).

В 1989 году организовал творческое объединение «Оригинал», которое проводило республиканские, всесоюзные и международные выставки карикатуры, издавало первую в Казахстане на тот момент независимую частную газету «Шляпа». Первый сайт был посвящён этой газете, просуществовал несколько лет, и был демонтирован из-за невероятного воровства карикатур с него.

В 2003 году создал электронное издательство «ИнфоСервис», занимающееся изданием электронных книг, альбомов, обучающих и др. программ, защищённых от пиратского тиражирования, а также созданием и продвижением сайтов.

Автор книги «Универсальный компьютерный самоучитель» (1994 г.), повести «Юзер в юбке» (журнал «Зеркало»), статей и публикаций в отечественной и международной прессе.

С 1987 года работает в Алма-Ате в должностях:  художник, ответственный секретарь, заместитель главного редактора, главный редактор.

Последнее место работы – АО «Редакция газеты Казахстанская правда», шеф-редактор электронной версии газеты, директор департамента информационных технологий.

Член Союза журналистов СССР.

 

БЭК 2011 г.

 

Феномен Любича

 

Журналист, веб-мастер, издатель, консультант по вопросам информационных и маркетинговых технологий и художник-карикатурист – это всё об одном человеке – Валерии ЛЮБИЧЕ, который, к тому же, ещё умудряется вершить настоящую революцию в умах петропавловцев. Фамилия Любич, без преувеличения, известна всем, интересующимся карикатурой. Он – участник и лауреат многочисленных конкурсов карикатуры. В Казахстане прошли несколько персональных выставок его работ, кроме того, он выпустил в свет три книги карикатур.

 

Не рисовать не мог

 

Этот художник может нарисовать карикатуру на любой жизненный случай. А рисовал он всегда, сколько себя помнит. Рисовал окружающий мир таким, какой он есть, без прикрас, обнажая то, о чём многие и задумываться боялись. Чего стоит только одна карикатура автора с изображением обычного советского человека с вывернутыми карманами перед портретом Карла Маркса. Всё, что оставалось тому советскому человеку после краха социалистического рая, – только и показывать «божеству» язык.

 

Понятно, что карикатура вызвала бурю административного негодования, но время всё расставило на свои места.

 

Рисунок участвовал в международной выставке «Шедевр», проходившей в российском Волгограде. И получил приз, который так и назывался: «Шедевр». «Я получил деньги, потом диплом, потом памятную медаль, а чуть позже неожиданно ещё какую-то посылку. В ней было письмо от организаторов о том, что рисунок получил ещё и спецприз зрительских симпатий. После долгого размышления его изготовили вручную: двухтомник К.Маркса, по четырём углам свинченный здоровенными болтами, с обратной стороны затянутыми гайками. Это моя любимая награда, которая долго таскалась со мной по квартирам и городам», – рассказывает Валерий. Позже этот шедевр вошел в альбом «Лучшая политическая карикатура мира» (The best political cartoon of the World), изданный в США.

 

Свой «Угол зрения»

 

Казахстанцам, даже тем, кто не относит себя к «гурманам» в карикатурном искусстве, Валерий Любич, наверняка, знаком по серии своих работ на телевизионную тематику. Наверное, никто столько не шутил над страстью наших людей к голубому экрану, как он.

 

О том, как всё начиналось и во что вылилось, лучше всех рассказывает сам автор в своей книге карикатур «ТВ: угол зрения»: – Это было давно, когда фарцовщики ещё не стали реселлерами, общественные туалеты не все были платными, а газета, в которой я тогда работал, носила привычное для застойного уха имя «Ленинская смена».

 

Однажды, во время вёрстки полосы с программой телепередач, обнаружилась «дырка» – место, не занятое текстом. То ли секретариатчики просчитались, линотипистка ли ошиблась, но на переделку времени уже не оставалось… Вышли из положения, вставив завалявшуюся в столе карикатуру на телевизионную тему. Рисованная заставка пришлась впору, общий вид страницы оживился, и к следующей субботе целенаправленно оставили место уже для двух рисунков. А скоро их стало три.

 

И началась тихая каторга. Я оказался прикованным к построенной мною же галере. Чем бы ни занимался, в подсознании постоянно сидела занозой “обязаловка”: три рисунка еженедельно. С одной стороны, было даже любопытно подвергнуть испытанию столь узкой темой свой творческий потенциал, тем более что телевидение в этом смысле предоставляет в распоряжение карикатуриста богатейший материал – от телесного изобилия Сабрины до слезоточивых приключений бразильской рабыни – только рисуй.

 

Но с другой…

 

Произошла ужасная вещь: меня, что называется, «замкнуло». Со временем стало казаться, что я зациклился намертво и никогда уже не смогу выйти за рамки проклятой и любимой темы. Но и бросить было невозможно: это было бы равносильно росписи в творческой несостоятельности. Около двух лет длился этот карикатурный марафон. Выручили читатели. Стали присылать темы, а самые смелые – даже собственные рисунки, что дало возможность отойти в сторону и перевести дух.

 

Дело в «Шляпе»

 

Сегодня проще перечислить, чем не занимается Валерий Любич. Он и сам затрудняется сказать, что в этом разнообразии его видов деятельности было «курицей», а что «яйцом».

 

Но о том, что карикатура в “феномене Любича” имела не последнее значение, можно говорить с уверенностью.

 

Около трёх десятков лет своей жизни Валерий посвятил журналистике. Из журналиста перерос в издателя, причем незаурядного. Но пока – о том, как это случилось.

 

1989 год. Московский Центр Юмора предложил Любичу организовать и возглавить под его эгидой алмаатинский филиал этой организации. В перспективе были многочисленные выставки, обмен рисунками и многое другое. Московские коллеги тогда стали издавать газету «Утюг», а у Валерия уже была собственная газета «Шляпа» – первая частная независимая газета в Казахстане. С открытием филиала у неё появились огромные перспективы. Но и случай сыграл свою роль в успехе.

 

«Однажды знакомые ребята из университета показали мне демонстрационную версию компьютерной программы вёрстки. То, что я увидел, просто ошеломило. Компьютер позволял в считанные секунды менять шрифты, тексты, макеты газетных полос. Это сегодня такие возможности считаются нормой для газетчиков, а тогда это казалось невероятным.

 

Включив весь свой авантюризм, взял кредит в 250 тысяч рублей – огромная по тем временам сумма – подался в Москву и купил издательскую систему. Точнее – компьютер, сканер и два принтера.

 

Но работать-то на этой чудо – технике я не умел, и учить было некому. Сам, методом “тыка” стал осваивать компьютер, потом научил тех, кто рядом», – вспоминает Валерий.

 

Одной из первых дизайнерскому искусству научилась Елена, супруга Валерия. Она, программист по первому образованию, живо влилась в работу молодого издательства, где вскоре уже не только выпускали свою газету, но и оказывали услуги по верстке и дизайну многим известным на весь Казахстан изданиям. «Шляпа» тиражом 50000 экземпляров разлеталась по всему Союзу. Спустя несколько лет грянул Великий Развал. Новая власть «перекрыла кислород» филиалу теперь уже другой страны – России. Прекратились совместные выставки, иссякли перекрёстные потоки рисунков. Постепенно умерла и легендарная «Шляпа», оставив по себе добрую память. А Любич продолжал выпускать другие газеты. В те времена, благодаря этому человеку, в тогдашней Алма-Ате появилась первая в стране компьютерная газета «Компинформ».

 

Издание прорывное, как сейчас говорят, программисты расхватывали как свежие пирожки, но спрос на такую информацию был в то время ещё невелик: слишком мало было и самих компьютеров, и фирм, их продающих. Второй проект Валерия – рекламная газета «Предприниматель» – тоже первая в своём роде в тогдашней столице.

 

«Рекламы было море, к нам приходили толпы самодеятельных рекламных агентов, искавших работу, люди, застигнутые переломом врасплох, просто сбивались в стаи и просили дать им возможность заработать. А вот с деньгами всё было куда хуже. Рубль обесценивался с бешеной скоростью, понятие «бартер» прочно вселялось в реалии жизни. И с нами рассчитывались конфетами, ликёрами, сигаретами, одеждой и обувью… Всё это штабелями стояло в издательстве», – рассказывает Валерий.

 

Новый формат

 

Неуёмный Любич выстоял в те сложные времена. Но на их смену пришли другие, ничуть не проще. Медиаиндустрия прочно вставала на все четыре копыта, рынок издательских услуг стремительно насыщался, и чтобы выжить в конкурентной борьбе, нужны были колоссальные вложения – вплоть до покупки собственной типографии.

 

Таких средств не было. Опыт подсказал, что надо искать более свободную нишу на информационном рынке, и она нашлась – “всемирная паутина”. Шаг за шагом новоиспечённый интернет-издатель учился создавать сайты, потом оцифровывать, упаковывать и защищать информацию. Так появился первый в стране проект “Родительский интернет-клуб”, потом – несколько электронных журналов по психологии и… новая профессия у Елены. Она нашла себя как психолог.

 

Сегодня электронное издательство «ИнфоСервис» способно на многое. Например, чего стоит такая технология как электронные книги: на одном компакт-диске можно уместить хоть подписное издание, хоть учебный курс, да ещё и защитить информацию от посягательств пиратствующей публики. При таких поворотах на дороге жизни Валерий абсолютно не считает необычным свой семейный переезд из южной столицы в провинциальный Петропавловск. Тихая и размеренная жизнь нашего уютного города оказалась ему милее столичной суеты. Здесь он занялся ещё одним делом: взялся за просвещение петропавловцев. Его методики способны научить профессии и помочь заработать деньги любого человека и в любой сфере – от компьютерного дела до сетевого маркетинга, и даже – в Интернете. Было бы желание.

 

Инна ЛИТВИНЕНКО

“Петропавловск.kz”


Leave a Reply

five − 1 =