Лопатин Иван / Lopatin Ivan

Карикатурист, график, живописец, скульптор

 

Родился 20 сентября 1933 года в селе Новая Криуша, Воронежской области. Окончил Московский заочный народный университет в 1960 г., отделение «Рисунка и живописи».

Работал художником-оформителем, учителем рисования и черчения в учреждениях культуры и школах, редакциях газет г. Воронежа и области.

Первую карикатуру опубликовал в 1954 г. в областной газете «Коммуна». Публиковался в журналах «Крокодил», «Огонек», «Перец», «Чаян», «Турист», «Рабкор», «Агитатор», и др.; газетах: «Правда», «Известия», «Труд», «Литературная газета», «Советская культура», «Комсомольская правда», «Сельская жизнь», «Советская Россия», а так же в республиканских юмористических изданиях.

Участник более 30 конкурсов карикатуры (союзных и международных) в Австралии, Болгарии, Бельгии, Канаде, Чехословакии.

Лауреат конкурсов карикатуры в журналах: «Дикобраз», «Перец», «Агитатор»; газетах: «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Труд».

С 1953 г. по 2011 г. провёл более 60 персональных выставок: карикатуры, графики, живописи, скульптуры.

Издано 3 сборника карикатур.

Член клуба карикатур «Шедевр» г.Воронеж.

Последнее мести работы – художник газеты «Берег», г. Воронеж.

Статьи о творчестве в изоискусстве опубликованы в книгах: «Легенды Воронежа» и «Историко-культурная знпиклопедия Воронежской области». Исполнил более 15000 карикатур и иллюстраций, более 1000 графических и скульптурных работ.

Первую персональную выставку «Донских акварелей» организовал в районной библиотеке г. Павловска, Воронежской области в 1953 г.

 

БЭК 1993 г.

 

Полвека Иван Лопатин занимается изготовлением сатирических скульптур

 

03.05.2005

 

Иван Лопатин занимается изготовлением сатирических и юмористических скульптур-портретов.

Дед Щукарь и Теркин – любимые скульптуры Ивана Лопатина. Всегда веселые, за это и люблю, признается автор. За полвека Иван Лопатин успел порисовать, полепить и даже найти подход к металлу и оргстеклу.

От скульптуры к карикатуре. Эти фигурки – лишь промежуточный этап. Кому-то достаточно взглянуть на человека и шарж готов. Иван Лопатин объект рисует, а чаще лепит в объеме. И только потом – создает карикатуру. Но отдавать их порой не решается.

Не пощадил художник и себя. Кстати, карикатуристом Иван Емельянович, можно сказать, родился.

Иван Лопатин, карикатурист: «Я начал царапать гвоздиком на стенах, на потолке, на печке. Сестра красиво побелит, раскрасит, а я потом гвоздями похожу, начинаю подправлять, рожицы рисовать с носами длинными и получал подзатыльники. Они говорили, это тебе гонорары».
С тех пор мало что изменилось. Работы карикатуриста сейчас не очень-то востребованы, признается художник. Но своеобразный рекорд поставить успел: 10 тысяч работ. Живопись, графика, скульптура, карикатура. По словам Ивана Лопатина, в жизни он гнался за этими четырьмя зайцами, но последнего поймал точно.

 

www.voronezh.rfn.ru/rnews.html?id=13083&cid=7

 

Выставка работ художника Ивана Лопатина переехала из Воронежа в Бобров

 

 

Герои всех времен в одном ряду

Какой подарок 12-летний  Димка получил в свой день рождения! Дед Павел привёл его на открытие выставки художника Ивана Лопатина. Художника, не только написавшего замечательный портрет Димкиного прадеда, Героя Советского Союза Сергея Мостового, но и изваявшего его бюст для аллеи Героев в Калаче. Под портретом Иван Емельянович привёл слова из книги маршала Советского Союза В.И. Чуйкова «Конец третьего рейха» о том, какое впечатление произвела на него встреча с пулемётчиком Павлом Мостовым. Когда закончились патроны, встал Павел в полный рост, схватил за станину пулемёт и стал им, как дубиной, крушить наседавших немцев. После жаловался на одно: ствол пулемёта был раскалённым, и он в горячке боя не почувствовал боли от полученных ожогов.

 
«Когда мне его представили, – вспоминал маршал, – я не мог налюбоваться. Ростом великан, в плечах, как говорится, косая сажень. Наверное, это потомок воронежских богатырей, что носили на себе огромные корабельные сосны и на глазах Петра Первого  гнули на своих плечах полозья для саней».
 
Правнук впервые увидел портрет своего прадеда и сфотографировался с ним, как с живым. А художник в войну, оказывается, был гораздо моложе Димки –  восемь лет всего, а не двенадцать. И он тогда получил первое «боевое» задание. Немцы наступали. Завтра они переправятся через Дон – начнут хозяйничать в его родном селе. Председатель колхоза, инвалид, пришедший с фронта, знал, что Ванька Лопатин умеет «рисовать». Дал ему горшок с охрой и попросил вечером на стене молочно-товарной фермы, развёрнутой на немецкую сторону, крупно написать: «Смерть немецким оккупантам!»  Ванька  написал, сделав в лозунге несколько ошибок, но председатель посмотрел, никаких замечаний не сделал, только почему-то смахнул слезу и сказал: «Ну, а теперь – на всё воля Божья!» Но немец Дон так и не перешёл в этом районе…
 
Иван Емельянович рассказывал о роли Сталина в Великой Отечественной, при этом  делая оговорку: «Кто-то может меня упрекнуть, как  я могу прославлять человека, который в момент правления страной как «врага народа» расстрелял моего отца? Есть эта боль. Она жива во мне, будет жить до последних дней. Но именно под руководством Сталина мы победили в жестокой войне, Сталин одумался и вспомнил, что Россия сильна православием – открыл храмы, вспомнил всех святых земли Российской…»
 
Цикл работ, в которых Емельяныч «воюет» за правду, отстаиваемую Шолоховым, Твардовским… Особая правда, правда от земли, правда народная. В эти же дни в Воронеже открылась выставка одного серба, которого рекламировали как православного, истинного патриота многострадальной Сербии. А на деле? Если у Малевича известен «Чёрный квадрат», то здесь обилие квадратов, разлинованные различными цветами, играющими при свете электричества. И – некое подобие икон. Эти работы превозносятся «специалистами» современного искусства в Голландии, США и других странах, ни пороха не нюхавших, ни беды не знавших…
 
Не шелохнувшись, старшеклассники, которых «привели» на открытие выставки в музее-диораме, более часа слушали монолог мальчишки из такой неведомой, далёкой и героической Великой Отечественной. Не история портретов, пейзажей, а история судеб, реальных людей, тех полей славы, где и кровь лилась, и подростки минёры к первой послевоенной посевной пашни от мин освобождали…
 
В одном ряду  святые Сергий Радонежский, Александр Невский, воин Михаил Лермонтов, маршалы, генералы, писатели, поэты и ветераны родной Новой Криуши Калачеевского района, простые мужики и бабы, которые исполняли святую работу – Отечество спасали.
 
…Из Воронежа выставка в канун Дня Победы переехала в Бобров, потом поедет  в Анну, а далее  с нею Иван Емельянович будет путешествовать по  тем районам области, где  люди изъявили желание прикоснуться к  университетам жизни, пройденным этим человеком. Он готов ехать туда, где  хотят видеть его творчество, которое возвышает дух и помогает оставаться солдатом правды отцов и дедов.
 
…Вот такой подарок в день своего 12-летия получил Дмитрий, правнук хлебороба и пулемётчика Сергея Мостового.

 

culturavrn.ru/page/1422.shtml

 

Самобытный художник вышел в народ

 

09/11/2010

 

Коридор главного корпуса Воронежской медакадемии, который трудно назвать проходным, вот уже много лет каждого входящего он заставляет задержаться, обратить внимание на картины, расположенные вдоль пути следования. Работы известных воронежских художников. Не в коридоре, а в особом зале воспитания и познания знакомились студенты, преподаватели, гости с творчеством Василия Криворучко, священников  Стефана и Александра Домусчи, протоиерея Василия Попова, Вячеслава Знаткова, Бориса Каткова…

На днях здесь открылась выставка работ художника самобытного, многогранного – Ивана Емельяновича Лопатина. Крестьянский сын, самородок из Новой Криуши Калачеевского района, не заканчивавший «академиев», стал всемирно известным… карикатуристом. Его рисунки, нелицеприятная сатира и тонкий юмор, печатались в популярных изданиях  многих стран, он был участником международных выставок  карикатуристов в Бельгии, Германии, Чехословакии…

Более тридцати лет назад известный художник Василий Павлович Криворучко случайно увидел его раннюю работу – портрет прадеда Кузьмы, писаного маслом. И со свойственной ему прямотой и категоричностью рубанул: «Ваня, бросай ерундой заниматься – пиши картины и портреты. В тебе не карикатурист, а большой художник живёт…».

Не поверил. Казалось, что шутит знаменитый «дед». Рискнул выставить своё «потаённое» творчество, когда был на пороге семидесятилетия. И Воронеж открыл нового художника. Да такого, который сразу вошёл в водоворот культурной жизни города, области. Лопатин стал востребован более, чем иные мастера со званиями и престижными дипломами. Выставка за выставкой в райцентрах области, в музеях, выставочных залах Воронежской, Ростовской, Волгоградской, Липецкой областей.

Ко всему прочему, он прекрасный рассказчик, умеющий «держать» публику своим артистизмом, глубиной и оригинальностью своих познаний хоть час, хоть два – люди не уставали ни от его баек, ни от философских размышлений о творчестве писателей, о судьбе России, о виденном и пережитом…

С недавних пор Емельяныч стал «просветителем» в студенческих массах воронежских вузов. Встречи с ним проходят  под бурные аплодисменты. Одна из таких встреч произошла и в помянутом достопочтенном коридоре медакадемии.
 
«На Лопатина» пришло столько, что пройти через коридор и попасть на приём к ректору было не так-то просто. Выставка безымянная, но она так составлена, что имя ей определяется и безо всякой афиши – «Лицо России».
 
Начинается знакомство с односельчан, родни и просто встреченных «по жизни». Затем идут лики святых, витязей, богатырей. Философы, писатели, поэты, композиторы, художники, певцы…

Лопатин удивляет собравшуюся публику тем, что «заводится с пол оборота» на любой вопрос, на любую реплику, да так самозабвенно увлекается стремлением поделиться тем, о чём сердце болит, что подобное на лекции самого выдающегося лектора не услышишь и с выступлением любого артиста не сравнишь.

Как это – не знать русского философа Ивана Ильина?! И он с таким увлечением рассказывает, чем его пленил православный мыслитель, что, уверен, сегодня же многие студенты пойдут в библиотеку и начнут своё знакомство с Ильиным.

Алексей Кольцов… Когда был столетний юбилей поэта – вся Россия отмечала. И далее юбилейные даты были Всесоюзным событием. Почему же тогда 200-летие прошло таким образом, что будто бы он поэт лишь местного, воронежского, значения? Глухая и бесчувственная власть или произошло обнищание духа российской общественности? О Циолковском, предтече советской космонавтике? Пожалуйста! О воронежском студенте Демихове, впервые в мире совершившим пересадку сердца собаке, а затем ставшим известным академиком? Слушайте. О Пушкине, Есенине, Некрасове, Достоевском, Гоголе, Шолохове, Твардовском, Троепольском,  Иоанне Кронштатдском, композиторе Свиридове о певце Талькове,– своё мнение, выстраданное, не схожее с мнением других.
 
И такие же портреты, написанные не только благодаря тому, что изучил досконально творчество каждого, а встал самородок со многими из них вровень по степени осмысления бытия российского.

Неожиданностью было то, что к этой выставке готовились… студенты-иностранцы, обучающиеся в академии. Они дали понять, как на них повлиял художник и хотели за это его по-особенному отблагодарить.
 
К микрофону вышла третьекурсница Рой Шевле, родом из Индии. И прекрасно, безо всякого музыкального сопровождения, трогательно и незабываемо исполнила песню фронтовых лет – «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч…» Хайтам Одех, родина которого Израиль, превосходно прочитал стихотворение Евгения Евтушенко «Хотят ли русские войны?»
Заядзин, парень из Туркмении, считает себя художником, но он хотел бы взять уроки мастерства у Ивана Емельяновича

 

Недавно Емельянычу исполнилось семьдесят семь, так что это особое проявление чувств молодёжи – лучший подарок ко дню рождения.

 

…Выставка сия в медакадемии долго не задержится – спрос на неё и автора в других вузах и разных районах области.

 

Эдуард Ефремов

 

www.culturavrn.ru/page/2824.shtml

 


Leave a Reply

four × four =