Лео Борис / Leo Boris

Карикатурист, плакатист

 

К числу художников, творческая деятельность которых тесно связана с «Крокодилом», принадлежит такой «коренник», как Борис Михайлович Лео — карикатурист до мозга костей. Еще в одесской Свободной Академии художеств из-под его карандаша вместо рисунков с натуры непроизвольно рождались сатирические кроки… В годы молодости он начал помещать карикатуры в одесских газетах, а затем прошел большую школу рисунка в «Ленинградской правде». Позже он работает в «Красной звезде», «Литературной газете», «Вечерней Москве».

 

Вся жизнь художника тесно связана с Советской Армией. Окончив кавалерийскую школу, он участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию, в финской кампании и в Великой Отечественной войне. Проходя строевую службу, он регулярно работал на страницах военной печати, быстро завоевав популярность своими острыми и меткими рисунками.

 

Борис Лео пережил памятную ленинградскую блокаду, не прекращая ни на день сотрудничество во фронтовой газете «На страже Родины» и в ленинградских «Окнах ТАСС». Его действенные сатирические плакаты вызывали улыбки на лицах истощенных голодом и холодом героев-ленинградцев, вселяли в них веру в грядущую победу.

 

В славной когорте художников-карикатуристов Борис Лео занимает своеобразное место. По отношению к «отцам» и создателям советской карикатуры Моору, Дени, Черемныху, Бродаты он является представителем более молодого поколения. В крокодильском же коллективе он был одним из старейшин. Лео оказался на стыке двух поколений художников. У талантливых «стариков» он воспринял творческое горение, неизменное стремление к совершенствованию, всестороннему овладению культурой сатирического рисунка. У молодежи он тоже заимствовал лучшее: юношеский задор и острую наблюдательность. Он обладал умением тонко чувствовать пульс времени, а это ценнейшая черта дарования художника, в особенности карикатуриста.

 

Борис Лео — опытный сатирик-международник. На страницах газет выкристаллизовалось его умение преподносить тему политически точно и одновременно смешно. Вот беседуют на рисунке два прожженных капиталистических дельца. Художнику удалось буквально несколькими скупыми штрихами запечатлеть их беспредельный цинизм, непоколебимую уверенность во власти золотого мешка при полнейшем отсутствии даже намека на совесть и элементарные моральные качества. Вот почему так убедительно звучит лаконичная подпись, данная под рисунком: «Мне сегодня удалось купить великолепный портфель.— Какой? — Министерский…»

 

Нарисована карикатура легко и непринужденно. Композиция построена на игре нескольких пятен: черного, белого и оранжевого. Черные смокинги, оранжевые стены, занавеси и мебель, обобщенные и слитые в единое пятно. Белые — ослепительные манишки и свет в окне. Отметая робкое раскрашивание, Лео умело владеет цветом, используя его для резкого повышения выразительности рисунка. Карикатура сделана в отличных бродатовских традициях. Бродаты был любимым художником Лео, и хотя его творческое видение мира близко к бродатовскому, равно как и манера рисунка, при этом Лео оставался художником с ярко выраженной индивидуальностью.

 

Немало любопытного находит Лео и в окружающем быту. Много неприятных минут доставил он стилягам всех мастей и оттенков. Завоевали популярность злые карикатуры художника на престарелых охотников за молодыми женами и юных, но уже весьма опытных «мотыльков», порхающих из одной семьи в другую. Особенно запомнились такие его рисунки, как «Леночка, будьте моей вдовой!» или выразительный портрет лодыря, беседующего весь рабочий день по телефону. «Клава,— говорит он, глядя на часы,— больше мне с тобой некогда болтать: рабочий день кончается…».

 

В 1975 году коллектив художников перенес большую потерю — ушел из жизни этот талантливый мастер сатиры.

 

СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ (И.П. Абрамский “Смех сильных”)

 

Борис Михайлович Лео — карикатурист до мозга костей. Еще в Одесской Свободной Академии Художеств из-под его карандаша вместо рисунков с натуры как-то непроизвольно рождались сатирические кроки…
В годы молодости он начал помещать карикатуры в одесских газетах. А затем прошел большую школу злободневного рисунка в «Ленинградской правде*. Позже он регулярно работает в «Красной звезде», «Литературной газете*, «Вечерней Москве*.
Вся жизнь художника тесно связана с Советской Армией. Окончив кавалерийскую школу, он участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию, потом в финской кампании и в Великой Отечественной войне. Проходя строевую службу, он дошел до чина капитана, регулярно работая на страницах военной печати и быстро завоевав популярность своими острыми и меткими рисунками.

 

Борис Лео пережил ленинградскую блокаду, не прекращая ни на один день активное сотрудничество во фронтовой газете «На страже родины» и в «Окнах ТАСС». Его лркне сатирические плакаты вызывали улыбки на лицах истощенных голодом и холодом героев-ленинградцев, вселяли в них уверенность в грядущей победе.

 

В славной, когорте художников-карикатуристов Борис Лео занимает своеобразное место. По отношению к отцам и создателям советской карикатуры — Моору. Дени, Черемныху, Бродаты, творчество которых он так ценит и глубоко изучает, Лео — представитель молодого поколения. В крокодильском же кол¬лективе он сегодня  одни из “старейшин”.

 

Лео оказался на стыке двух поколений советских карикатуристов. У талантливейших «стариков» он воспринял творческое горение, неизменное стремление к совершенствованию, всестороннему овладению культурой сатирического рисунка. У молодежи он тоже воспринял лучшее: юношеский задор и энергию.

 

Борис Михайлович прежде всего опытнейший карикатурист-международник. На страницах газет выкристаллизовалось умение преподнести тему политически точно и вместе с тем смешно. У художника выработался уверенный сочный штрих, лаконичное и четкое раскрытие темы рисунка. Рисует он легко и непринужденно, и читатель никогда не подозревает, какой упорный и на¬пряженный  труд  кроется  подчас  за  этой  артистической  легкостью.

 

Нужно отдать должное художнику. Не в пример некоторым газетным карикатуристам он органически чувствует цвет и умело им пользуется, создавая для своих журнальных композиций  эффектный и красочный  фон.

 

 

Лео очень требователен к своему творчеству. Рискуя раскрыть один из его секретов, расскажем, что нередки случаи, когда он, стирая следы карандаша с уже совсем готового рисунка, вдруг замечает, что композиция могла быть гораздо более убедительной. И, ни минуты не задумываясь, художник садится   делать   новый   вариант   карикатуры…

 

 

Наряду с многолетней плодотворной работой в газете Борис Лео завоевал достойное место и на журнальных полосах. Поместив своп первые рисунки в “Крокодиле” еще до начала Великой Отечественной войны, он начал регулярное сотрудничество в журнале в 1951 году.

 

 

За прошедшие годы запомнились его карикатуры на международные темы, но наряду с ними художник находит немало любопытного и в окружающем нас   быту.

 

 

Много неприятных минут доставил Лео стилягам всех мастей и оттен ов. Особую популярность завоевали злые карикатуры художника на престарелых охотников за молодыми женами и юных, но уже весьма опытных “мотыльков”, порхающих из одной семьи в другую.

В этом году Борису Михайловичу Лео исполнилось шестьдесят лет. Но он далек от самоуспокоения и желания уйти на отдых, Художник по-прежнему молод душой, по-прежнему творчески кипуч и, надеемся, еще долго будет радовать читателей  своими задорными  и  занимательными  рисунками.

 

И. АВРАМСКИЙ КРОКОДИЛ 1964

 

 

Так работать нельзя!

 

 

Одессит Борис Михайлович Лео учился в Свободной Академии художеств и рисовал карикатуры в одесских газетах. Перед войной Лео работал в «Ленинградской правде», затем, закончив кавалерийскую школу, участвовал в финской кампании и в Великой Отечественной войне. В блокаду художник сотрудничал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины», в ленинградских «Окнах ТАСС» и Лениздате.

 

Под пером Лео рождался «ленинградский» Вася Теркин. Образ Теркина, появившийся еще до революции, преображается в 1939 г. в комикс газеты «На страже Родины» о приключениях сначала военного корреспондента, а потом бойца. «Наш» Теркин появился раньше Теркина «центрального», т.е. Теркина А. Т. Твардовского, напечатавшего стихи о солдате-шутнике в газете «Красная Армия» Юго-Западного фронта в 1942 г. Одним из основных авторов лениградской «теркинианы» 1942-1944 гг. был военный журналист А. М. Флит. Веселые стихотворные рассказы о подвигах бывалого солдата, иллюстрированные Борисом Лео и Борисом Семеновым, с радостью читались в окопах у Колпина, на батареях Пулкова, в блиндажах Ораниенбаума.

 

После войны Борис Лео печатался в «Красной звезде», «Литературной газете», «Вечерней Москве». В «Крокодиле» Борис Лео считался одним из старейших послевоенных авторов. Не зря ж он подчеркнуто продолжал художественную линию творчества Льва Бродаты, который был любимым карикатуристом Лео.

 

Лео был опытным сатириком-международником, но немало его карикатур посвящено и внутренним проблемам. Едко и зло рисовал Лео стиляг и престарелых охотников за молодыми женами. Многим запомнились его рисунки «Леночка, будьте моей вдовой!» или портрет лодыря, беседующего весь рабочий день по телефону.

«Так работать нельзя, мы работаем на износ!», – восклицал Борис Лео, сдавая очередной рисунок для «Крокодила». Шутил ли карикатурист или возмущался, сейчас уже не понять, но творческое наследие Лео действительно огромно.

 

http://www.gidspb.com/музейная-коллекция-1

 


Leave a Reply

1 + 20 =