Ленгрен Збигнев / Lengren Zbignev

График, карикатурист, иллюстратор, комиксист, писатель

 

Родился  2 февраля 1919 года. Отец Ленгрена был шведом — представителем фирмы Ericsson в Торуни.
Лауреат, среди прочих наград, «Ордена улыбки». Наиболее известным героем произведений Ленгрена является рассеянный профессор Филютек, чьи «приключения» публиковались раз в неделю на страницах журнала «Пшекруй» в течение более 50 лет — рекорд для польских комиксов. Ещё одно его «изобретение» — пса Филюса — со временем стали отождествлять с Фафиком, другим популярным персонажем «Пшекруя». Также Ленгрен был писателем, писал стихи для детей. Сын, Томаш Ленгрен, был актёром.

 

http://ru.wikipedia.org

 

Дорогие читатели!
Извините, но я начну с вопроса… Заметили ли вы на одной из предыдущих страниц стройную фигуру обаятельного мужчины, рисующего пером на заборе? Вы, наверное, его заметили, ибо внимательный читатель все видит. Итак, дорогие читатели, этот мужчина — Збигнев Ленгрен… Неправда ли, как прекрасно он держится в свои 38 лет?…
Оказывается, талант художника имеет омолаживающие свойства. Вы, быть может скажете, что 38 лет — это не много! Но, подождите: Збигнев Ленгрен в течение этих 38 лет успел не только родиться, закончить школу, изучить арифметику, затем получить диплом на факультете изящных искусств Торуньского университета, преподавать рисование в Промышленном техникуме, не говоря уже о том, что во время гитлеровской оккупации, в промежутках между тюремным заключением и попытками избежать его, он делал удивительные вещи: был помощником швейцара   в  гостинице,  рабочим   химчистки,   делал карикатуры в кафе и именно тогда начал рисовать на заборе фигурные и буквенные композиции, которые из-за прирожденной рассеянности не согласовывал с оккупационными властями.
В 1944 году на первой выставке в освобожденном Люблине можно было уже найти рисунки Збигнева Ленгрена, который вскоре стал постоянным сотрудником в журналах: «Шпильки» и «Пшекруй». Для «Пшекроя» он создал популярную фигуру профессора Филюгека, пожилого господина, который любит людей и жизнь в очень забавной манере.
Ленгрен рисует, пишет плакаты, сочиняет  сатирические тексты,  выступает в роли  конферансье,  работает  на поприще мультипликационного фильма и телевидения, иллюстрирует книги; он действительно   всесторонний,   действительно   по¬пулярный   и   по-настоящему одаренный    человек.
Проявляю ли я в этом вопросе беспристрастие? Конечно нет. Я же здесь лично заинтересован, ибо я чрезвычайно люблю творчество Ленгрена. Признаю это откровенно. Я, конечно, понимаю, что такое признание не очень оригинально в противовес Ленгрену, который весьма оригинален. И не потому только, что техника рисунка является его собственной художественной манерой, но и благодаря тому, что смотря на рисунок Ленгрена — человек вынужден улыбнуться… А такое принуждение очень приятно и весьма человечно.
Рисунки Ленгрена насквозь заряжены юмором. Чувство юмора у Ленгрена основано на всестороннем наблюдении жизни и людей. Надо владеть большой остротой глаза, чтобы подметить разные стороны одного и того же явления. Но только тогда, когда сумеем увидеть благородство и малодушие, серьезность и комизм — мы открываем неожиданное столкновение двух разных взглядов. А ведь нет лучшего юмора, чем внезапное   разоблачение контрастов.
Разумеется, чувство юмора должно сопровождаться хорошим вкусом и чувством меры. Такой впечатлительностью должен безусловно отличаться каждый настоящий художник.
А Збигнев Ленгрен — это настоящий   артист.
а
Композиции, содержащиеся в этой книге, Ленгрен назвал юмористическими рисунками. И правильно. Юмористические рисунки Ленгрена это композиции, в которых графическая фантазия сопровождается коротеньким текстом. Попытайтесь закрыть рисунок Ленгрена и убедитесь, что текст сам по себе не выражает ничего. А ведь знаем таких  художников «юмористов», у которых рисунок является лишним приложением к тексту.
Ленгрен не только иллюстрирует комизм определенной ситуации, но усугубляет этот комизм самим рисунком. Таким образом сила комизма заключается не только в замысле, но и в манере исполнения рисунка. Это связывается с громадным богатством различных странных типов, созданных Ленгреном, который избегает избитых шаблонов. Благодаря этому, рисовальные композиции Ленгрена отличаются блеском подлинной жизни и являются сугубо реалистическими.
Стоит подчеркнуть при этом, что исполненная с шутливой находчивостью техника рисунка Ленгрена всегда забавна,   но никогда не бесчеловечна.
Рисунки Ленгрена полны сердечного отношения к людям; его герои, даже те из них, которых он больше всего высмеивает, никогда не бывают противными, а их похождения забавляют нас таким образом, что мы всегда чувствуем симпатию к автору.
Знаю, кто-то неизбежно спросит: может ли быть серьезной деятельность юмориста? Отвечу на это: только деятельность юмориста может быть вполне серьезна, ибо серьезный человек должен отличаться чувством юмора. Настоящая серьезность приобретается знанием, интеллектуальностью и… чувством юмора!… Другая разновидность серьезности, разве та, о которой говорит Ларошфуко: «Серьезность это телесный ритуал, придуманный для укрытия недостатка духа».  А я уверен, дорогие читатели, что такого рода серьезность является для вас — несерьезной!
И что еще, в самом деле, обаятельно в рисунках Ленгрена… — они пробуждают фантазию. Рассматривая рисунки   Ленгрена, мы  можем досказать себе целый миниатюрный сценарий, мы в состоянии догадаться, что предшествовало ситуации, изображенной художником, и как будет развиваться дальше «запечатленное» действие.
Хочу также обратить ваше внимание на Ленгрена — сочинителя. Его подписи под рисунками превосходно дополняют графическую композицию, а персонажи этих рисунков употребляют безошибочно меткое словцо… Посмотрите, милые читатели, на рисунок из цикла «Семейная жизнь» с подписью: «Женичка, не бек её, а то опять вспотеешь…» или на замечательный анекдот: «А марочки для меня захватили?». Ведь этот рисунок, собственно говоря, капитальное сокращение известного чеховского рассказа: «Злой мальчик». Или рисунок из цикла: «Варшавские картинки»: — «Здесь проложим новую улицу»… — ведь эго сатирический рисунок в самом лучшем стиле.
Дорогие читатели, книжечка, которая лежит перед вами, кроме указанных мною достоинств, имеет еще одно серьезное преимущество (именно так: «серьезное»… Как видите, серьезность все время  переплетается с Ленгреном!).
Итак, когда к вам придут гости, вы не давайте им обязательно рассматривать альбомы с семейными снимками! Вы просто положите перед ними «100 юмористических рисунков» Ленгрена и… уходите из дома, чтобы приятно и культурно провести время. Но вы должны здесь не перегнуть и не возвратиться слишком поздно. И не потому, что так не полагается, ибо гости могут уйти — это пустяки, но самое главное, чтобы, уходя, они не захватили с собой этой книжечки!!!
Что вы говорите? Не захватят, после того, что я только что написал. Да кто же, милые читатели, станет читать предисловие, когда держит в руках ,,100 юмористических рисунков” Збигнева   Ленгрена?!
Желаю вам  приятно провести время.

 

Казимир Рудский

Перевод с польского И. ШЕНФЕЛЬДА

Сборник  «Ленгрен  100 юмористических рисунков».

RSW «Prasa», Warszawa 1962


Leave a Reply

19 − 5 =