Ходовецкий Даниэль / Chodowiecki Daniel

Карикатурист, миниатюрист, гравер, книжный график, иллюстратор.

Немецкий художник, одна из ключевых фигур немецкого искусства эпохи Просвещения. По происхождению поляк. Родился в Данциге (ныне Гданьск, Польша) 16 октября 1726, в семье Г. Ходовецкого, купца и художника-любителя. Переехав в 1743 в Берлин, посещал частные уроки рисования, освоил искусство эмали, но в основном был самоучкой.

Сперва расписывал табакерки и создавал небольшие живописные композиции, выработав свой характерный миниатюрный стиль. В 1756 занялся гравюрой, воспроизводя вначале собственные или чужие картины, после чего рисунок и гравюра стали для него главными средствами художественного выражения. Неизменно стремился (в духе эстетики Просвещения) “поучать, развлекая”, соединив рокайльную мягкость манеры с чертами сентиментализма. Лучше всего ему удавались поэтические образы бюргерского быта, согретые добродушным юмором.

Был самым знаменитым немецким книжным художником того времени; украшал своими иллюстрациями и виньетками выпуски Генеалогического календаря (1768-1801), а также литературные альманахи, публиковавшиеся издателями Берлина, Готы и Гёттингена (в число проиллюстрированных им авторов вошли Г.Э.Лессинг, Ф.Шиллер, У.Шекспир, Л.Стерн, Сервантес, Ж.-Ж.Руссо). Оформлял научные труды И.Г.Песталоцци, И.Б.Базедова, а также сенсационное сочинение И.К.Лафатера Физиогномические фрагменты (1775-1778). Среди самоценных, штучных и серийных, вещей Ходовецкого (офортов, либо рисунков) — Автопортрет с семьей (1771), цикл Поездка в Данциг (1773), Домашний урок (1775), серия “Примеры естественности и притворства” (1779-1780), листы с изображением различных профессий (У книгопечатника и др., ок. 1790).

С 1790 занимал пост вице-директора, а с 1797 — директора Академии художеств. Умер Ходовеццкий в Берлине 7 февраля 1801.

 
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/8/84/1010106.htm&stpar1=1.11.1

Наиболее талантливым из немецких карикатуристов конца XVIII и начала XIX века был Д. Ходовецкий, славянин по происхождению, но немец по воспитанию и по духу. С него в сущности начинается немецкая карикатура, ибо он сумел вложить в свои произведения определенную идею, смотрел на свой труд серьезно и видел в нем средства для борьбы с несимпатичными ему явлениями тогдашней общественной жизни. Не все его карикатуры были только юмористическими картинками, возбуждающими веселый смех, — у него уже встречаются карикатуры-сатиры, которыми он клеймил все то, что казалось ему достойным бичевания. Он дал несколько карикатур на политические темы, — на французскую революцию и на политические события из жизни его страны. Несомненно, он посвятил бы известное число карикатур и Наполеону, но этому помешала смерть, — он умер в 1801 году.

Направление, данное Ходовецким немецкой карикатуре, не окончилось с его смертью, но, наоборот, стало развиваться, несмотря на весьма неблагоприятные условия. Наполеон, как известно, своими войнами прекратил самостоятельное существование почти всех немецких государств и строго наблюдал через своих агентов, чтобы здесь ничто не подрывало его авторитет. При таких условиях карикатура еле влачила свое существование до тех пор, пока Наполеон не потерпел поражения в России. Лишь в 1813 году появляется, и притом сразу в большом количестве, политическая карикатура, почти целиком посвященная Наполеону, его обратному походу из России, русским казакам и т.п. Огромное большинство этих карикатур (а может быть, и все) собрано в Берлинской национальной галерее и в двух музеях в Лейпциге, посвященных Наполеону.

Кто знаком с английскими карикатурами на ту же тему[3], тот сразу заметит, что немногие немецкие карикатуры на Наполеона и его эпоху имеют самостоятельный характер. Три немецкие карикатуриста работали над дискредитированием уже развенчанного Наполеона, но дали весьма немного оригинальных карикатур, — чаще всего они перерисовывали или заимствовали сюжет из английского источника.

 
http://www.museum.ru
 


Leave a Reply

four × 5 =