Кустодиев Борис / Kustodiev Boris

Живописец, карикатурист, график и театральный художник, скульптор

 

Родился 23 февраля (7 марта) в Астрахани. Обучался в духовном училище и семинарии (1887 – 1896 гг.).

 

В 1887 г. впервые попал на передвижную художественную выставку (смотреть художники передвижники). Она произвела на маленького Бориса неизгладимое впечатление и определила его будущую судьбу.

 

Первым наставником будущего художника стал местный живописец Власов А. П., у которого Кустодиев брал частные уроки рисования. В 1896 – 1903 гг. учился в Петербургской Академии художеств (с 1898 г. в мастерской И.Е. Репина). Уже в это время Кустодиев проявил себя как великолепный портретист. К этому периоду относятся портреты И. Я. Билибина , который на международной выставке в Мюнхене (1901 г.) был отмечен золотой медалью II класса , Д. Л. Мордовцева (оба 1901 г.), В. В. Матэ (1902 г.) и др. Успехи талантливого ученика были замечены и Репин (смотреть Репин Илья Ефимович) привлек его в качестве помощника к работе над своей картиной “Заседание Государственного совета” (1903 г.).

 

Закончил обучение дипломной картиной “Базар в деревне” (не сохранилась), за которую получил золотую медаль и право на годичную пенсионерскую поездку за границу.

 

В годы Первой русской революции 1905-1907 гг. выступал как карикатурист в журналах “Жупел” и “Адская почта”. Начиная с 1906 года Кустодиев, пишет серию картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта. В этих полотнах он создает своеобразный поэтический мир русской провинции со своей особой оригинальной эстетикой. Любимыми мотивами художника были пестрые ярмарки, масленичные гуляния с мчащимися тройками и толпами нарядных зрителей, пышнотелые русские красавицы и степенные представители купечества.

 

Этот красочный, праздничный пейзаж Кустодиев использовал в качестве фона в некоторых портретах, тем самым, придавая национальный колорит портретируемому (автопортрет, 1912, портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922).

 

Кустодиев входил в состав объединений Союз русских художников (с 1907), Мир искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России (с 1923), в 1909 г. по представлению Репина и других профессоров избран членом Императорской Академии художеств.

 

Начиная с 1909 г. у Кустодиева начали проявляться первые признаки туберкулёза позвоночника. В результате последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако это несчастье не сломало его воли. Он продолжал творить свой яркий, красочный, жизнерадостный мир.

 

Художник оставил заметный след в сфере книжной графики как иллюстратор произведений Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина и Н.С.Лескова, много работал для театров Москвы и Петербурга, также создал ряд произведений скульптуры.

 

Борис Михайлович Кустодиев ушел из жизни в Ленинграде 26 мая 1927 г.

 

Картины Кустодиева пользуются огромным спросом в настоящее время. Так на тематическом аукционе “Русские картины”, проведенным домом Sotheby’s 21 мая 2003 года, его полотно “Красавица” ушло за рекордную сумму в 1 387 820 долларов.

 

http://webstarco.narod.ru/20vek/kustodiev.html

 


Кустодиев Борис / Kustodiev Boris

 

23.02.(07.03)1878 – 26.05.1927 гг.
 
Живописец, карикатурист
 
Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.
 
Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 гг. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства».
1913 — преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург).
1923 — член Ассоциации художников революционной России.
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки туберкулёза позвоночника. Несколько операций приносили лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В 1905—1907 работал в сатирических журналах «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры».
Тонко чувствующий линию, Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).
Обладая твёрдым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.
 
 
 
Могила Б. М. Кустодиева на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург)
Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову. Живописная пластика, свободный длинный мазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели — это были большей частью портреты соучеников и преподавателей Академии, — но без серовского психологизма. Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Однако, по мнению А. Бенуа:
«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».
Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.
В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).
Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)).
Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого:
«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю — мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. … Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем “Блоха”. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон»[2].
После 1917 года художник участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик», 1919—20, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Рус. музей).
 
Википедия
 


Leave a Reply

thirteen + fourteen =