Куприянов Михаил / Kupriyanov Mikhail

Карикатурист, плакатист, график, живописец
 
М. В. Куприянов родился 8 (21) октября 1903 года в небольшом волжском городке Тетюши (ныне — в Татарстане).
1919 год — участвует в выставке самодеятельных художников. Первая премия за акварельный пейзаж. 1920—1921 годы — учёба в ташкентских Центральных художественных учебных мастерских. 1921—1929 годы — учёба на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, позднее переименованы во ВХУТЕИН) в Москве у Н. Н. Купреянова, П. В. Митурича. 1925 год — образование творческой группы трех художников: Куприянова, Крылова, Соколова, которая получила всенародную известность под псевдонимом «Кукрыниксы». 1925—1991 годы — творческая деятельность в составе коллектива «Кукрыниксы».
 
1929 год — создание костюмов и декораций для феерической комедии В. В. Маяковского «Клоп» в театре Мейерхольда. 1932—1981 годы — создание иллюстраций к произведениям М. Горького, Д. Бедного, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, М. Сервантеса, М. А. Шолохова, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, карикатур для газеты «Правда», журнала «Крокодил», шаржей на деятелей искусств, изданных отдельными книгами. 1941—1945 годы — создание антивоенных карикатур, плакатов и листовок, опубликованных в газете «Правда» и в «Окнах ТАСС» 1942—1948 годы — создание картин «Таня» и «Бегство фашистов из Новгорода». 1945 год — аккредитация Кукрыниксов в качестве журналистов на Нюрнбергском процессе. Выполнена серия натурных зарисовок. 1925—1991 годы — индивидуальная творческая деятельность художника. Выполнены многочисленные живописные и графические работы, шаржи, неоднократно экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных художественных выставках.
 
Михаил Васильевич Куприянов скончался 11 ноября 1991 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Творчество Михаила Васильевича Куприянова, известного многим по остросатирическим зарисовкам или же иллюстрациям к любимым художественным произведениям под коллективным псевдонимом Кукрыниксы, намного глубже и многограннее, оно охватывает различные направления изобразительного искусства. Многолетняя плодотворнейшая работа в составе замечательной творческой группы вместе с художниками и друзьями П. Н. Крыловым и Н. А. Соколовым дала отечественной культуре многие замечательные произведения и принесла их создателям мировую известность, но, ни в коем случае, не обезличила индивидуальное творчество каждого автора.
 
Справедливо заметить, что к изысканной живописной форме художник пришёл гораздо позже, уже после окончания ВХУТЕМАСа, на полиграфическом отделении которого он постигал азы мастерства у своих учителей П. В. Митурича и Н. И. Купреянова. К этому времени, в частности, относятся его работы, выполненные чёрной акварелью («В общежитии ВХУТЕМАСА», «Во дворе ВХУТЕМАСа», «Студент», «Студентка», «За чтением» и др.), в которых молодой художник демонстрирует прекрасное владение рисунком и техникой свето-тени.
 
Общение с выдающимися русскими художниками М. В. Нестеровым и Н. П. Крымовым в значительной степени сформировало мировоззрение М. В. Куприянова как художника-живописца. Впоследствии он вспоминал наставления Н. П. Крымова, утверждавшего, что только цвет может помочь решить тональные отношения светлого и темного. Тон, общая тональность картины, соотношение света и тени, усиленные цветом, цветовым пятном, по мнению выдающихся русских живописцев, и являются собственно живописью.
 
М. В. Куприянов обращается не к жанровым темам, а к камерному по своей сути жанру — пейзажу. Работа на пленэре позволяет ему отвлечься от мирской суеты и заглянуть в свой внутренний духовный мир, требующий покоя и молчания. Именно их художник находил на берегу Азовского моря в маленьком городке Геническ. Куприянов-пейзажист — настоящий певец природы, он с величайшей бережностью передает в своих картинах её неповторимые образы, мастерски переносит на холст тончайшие состояния воздуха, воды, неба. С нескрываемым интересом и проникновением написаны пейзажи, выполненные в зарубежных творческих поездках. Париж, Рим, Венеция предстают во всем своем историко-архитектурном величии. Художник улавливает особую прелесть каждого города, слышит биение его сердца, видит и передает присущую только этому месту цветовую гамму.
Михаил Васильевич Куприянов прожил долгую счастливую творческую жизнь.
 
Он создал множество прекрасных художественных произведений, неповторимых по мастерству и глубоких по своему духовному содержанию. Трудно переоценить его вклад в художественную культуру нашей страны. Его талант раскрылся множеством граней, ему посчастливилось испытать необыкновенную радость творчества, успех, признание. Но самое главное, наверное, то, что его искусство по сей день не утратило своей актуальности, оно живёт, волнует современников, заставляет задуматься о красоте и быстротечности жизни и о том, что, уходя, человек оставляет после себя.
 
Награды и премии
Герой Социалистического Труда (1973)
народный художник СССР (1958)
Ленинская премия (1965) — за серию политических карикатур, опубликованных в газете «Правда» и журнале «Крокодил»
Сталинская премия первой степени (1942) — за серию политических плакатов и карикатур
Сталинская премия первой степени (1947) — за иллюстрации к произведениям А. П. Чехова
Сталинская премия первой степени (1949) — за картину «Конец» (1947—1948)
Сталинская премия второй степени (1950) — за политичекие карикатуры и иллюстрации к книге М. Горького «Фома Гордеев»
Сталинская премия первой степени (1951) — за серию плакатов «Поджигатели войны» и другие порлитические карикатуры, а также за иллюстрации к роману М. Горького «Мать»
Государственная премия СССР (1975) — за оформление и иллюстрации повести Н. С. Лескова «Левша»
Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1982) — за оформление и иллюстрации к книге «История одлного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
орден Ленина (1973)
орден Отечественной войны I степени
 
википедия
 


Leave a Reply

fifteen − two =