Кукрыниксы / Kukryniksy

Псевдоним творческого коллектива трех совместно работающих советских живописцев и графиков — Куприянова Михаила Васильевича (р. 1903), Крылова Порфирия Никитича (р. 1902), Соколова Николая Александровича (р. 1903) — составленный из частей их фамилий и имен. Кукрыниксы — действительные члены Академии художеств СССР (с 1947), народные художники РСФСР (с 1951). Более 25 лет Кукрыниксы в карикатуре, плакате, иллюстрации и живописи работают совместно, являя образец глубоко принципиального коллективного труда, основанного на подлинно творческом содружестве. Кроме того, каждый из Кукрыниксов работает и индивидуально, создавая талантливые пейзажи, портреты, рисунки. «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: «…; то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности». Творчество Кукрыниксов многообразно. Но самым главным направлением их деятельности, вызвавшим любовь и признание советского народа и доставившим им мировую известность, является политическая сатира. Кукрыниксы бесспорно занимают ведущее место в области сатирического жанра в современном изобразительном искусстве.

 

Первая коллективная карикатура создана Кукрыниксами в 1924 в студенческой стенной газете Вхутемаса. Карикатуры Кукрыниксов были впервые напечатаны в 1926 в журнале «Комсомолия». В 20-е гг. они исполняли карикатуры главным образом на литературные темы. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними в 1931 посоветовал Кукрыниксам не ограничиваться литературными шаржами, а шире охватить жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за ее пределами. По инициативе Горького в 1932 была организована первая выставка Кукрыниксов, к открытию которой Горький напечатал в «Правде» специальную статью. В 1933 Кукрыниксы начинают регулярно работать в «Правде», публикуя карикатуры на международные и внутренние темы. В 1935 Кукрыниксы создают для «Истории гражданской войны» ряд карикатур на контрреволюционеров, интервентов, предателей; в 1937 появляются их замечательные рисунки, изображающие буржуазных горе-критиков советской Конституции («Скептики», «Правая, левая где сторона» и др.). В 1936—37 Кукрыниксы исполняют карикатуры, обличающие испанских фашистов и их покровителей. Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. В 1941, на второй день после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кукрыниксы напряженно работали в области газетной политической сатиры, в плакате и в «Окнах ТАСС», откликаясь на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, показывая его неизбежную гибель. В сатирических произведениях Кукрыниксов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В карикатурах и плакатах Кукрыниксов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей.

 

Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах Кукрыниксов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом. В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы [«Превращение фрицев», «Долг платежом красен», «Потеряла я колечко», «Весенняя посевная» и др.]. В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии. В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих «Враги мира», 1951, и мн. др.). В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны — империалистов, преемников немецких фашистов («В боннском ателье «Американка», «Очередные бесноватые», «Однобокая экономика» и др.).

 

В 20-х гг. Кукрыниксы начали свою деятельность книжных иллюстраторов. В 1933 они иллюстрируют «Клима Самгина» Горького, в 1937 — произведения Н. В. Гоголя, в 1939 — М. Е. Салтыкова-Щедрина. Большое влияние на развитие творчества Кукрыниксов оказала их работа в 1940 над иллюстрациями на темы истории партии.

 

В 1941 Кукрыниксы создают иллюстрации к рассказам А. П. Чехова. Глубокое проникновение в жизнь изображаемой эпохи, в содержание литературного произведения, тонкое понимание особенностей его формы с большой силой сказались в иллюстрациях Кукрыниксов к «Даме с собачкой» (1945—46). За иллюстрации к произведениям Чехова Кукрыниксы удостоены Сталинской премии (в 1947). В 1948—49 они иллюстрируют «Фому Гордеева» Горького, воссоздавая яркие горьковские образы. За эту работу и за политические карикатуры в 1950 Кукрыниксы были удостоены Сталинской премии. В 1949—50 они создали иллюстрации к роману Горького «Мать», в которых с большой силой и жизненной правдой обрисовали образы Павла Власова, Ниловны и др., показали мужественную революционную борьбу русских рабочих, их идейную чистоту и благородство. За эти иллюстрации и политические карикатуры 1950 года Кукрыниксы были удостоены Сталинской премии в 1951. В 1951—52 Кукрыниксы возвращаются к работе над иллюстрированием произведений Гоголя («Портрет», «Шинель», «Мертвые души»), одновременно (1949—52) исполняют иллюстрации к «Дон Кихоту» М. Сервантеса.

 

Первые живописные произведения Кукрыниксов («Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др.) появились в 1932. Этим картинам, так же как и серии «Старые хозяева» (1936—37), еще была свойственна известная схематичность характеристики. Первая значительная картина Кукрыниксов «Утро» (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. В 1942 Кукрыниксы написали картину «Таня» (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945—46 — картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». В 1944—46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России»; протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане, над трусливыми фигурками разрушителей культуры высится древний Софийский собор; изуродованный, израненный фашистами, но величественный своей суровой красотой, он воплощает несокрушимую силу творческого созидательного гения русского народа. Картина отличается смелостью и силой художественной типизации, глубиной исторического смысла.

 

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48; Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Вводя гротесковую черточку, Кукрыниксы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи.

Глубоко патриотичное, народное искусство Кукрыниксов, развивающееся на основе метода социалистического реализма, служит делу коммунистического воспитания трудящихся. Кукрыниксы награждены орденами Отечественной войны и медалями.

Литература
Горький М. Кукрыниксы, «Правда», 1932, 31 января, № 30.
Кеменов В. [вступ. ст.], Кукрыниксы, в кн.: Кукрыниксы. М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов [Каталог выставки], М., 1944.
Кукрыниксы. Михаил Васильевич Куприянов. Порфирий Никитич Крылов. Николай Александрович Соколов, М.—Л., 1950.
Кауфман Р. Кукрыниксы, М.—Л., 1937.
Кукрыниксы. Карикатуры 1941—1946 гг. Каталог выставки, М., 1947.
Кукрыниксы…;, М.—Л., 1948.
Ефимов Б. и Иоффе М. Кукрыниксы. (К 30-летию творческой деятельности), «Искусство», 1952, № 1.

Источник: БСЭ

Сайт, посвященный КУКРЫНИКСАМ

Из вступительной статьи сборника “Мастера советской карикатуры” Кукрыниксы

КУКРЫНИКСЫ хорошо известны во всем мире.
Из своего дота — небольшой художественной мастерской-—Кукрыниксы без устали ведут меткий прицельный огонь по разномастным бандитам с большой международной дороги — по хищным монополистам и озверелым колонизаторам, по юродствующим империалистическим дипломатам и наемным чернильным рептилиям буржуазной прессы, по воинственным боннским мальбрукам и растленным марионеткам — разным чанкайшиш-кам на ровном месте…

Однако никакой настоящий сатирик не может быть «узким специалистом». И если ни на минуту не умолкают залпы, которыми Кукрыниксы бьют врагов мира и социализма, то не менее снайперски поражают художники и «ближние цели» — всякого рода дремучих мещан и ловких приспособленцев, взяточников и бракоделов, пошляков и тунеядцев…

Вот с этой-то стороной сатирического творчества Кукрыниксы и знакомит читателя настоящий альбом.

собрание плакатов

 


Leave a Reply

2 + nineteen =