Крылов Андрей / Krylov Andrey

Карикатурист, график, живописец

 

Андрей Крылов родился 22 октября 1929 года в Москве в семье известного художника Порфирия Никитича Крылова (Кукрыниксы). Еще будучи студентом художественного института им. В. Н. Сурикова, Андрей Крылов становится сотрудником журнала политической сатиры «Крокодил», где он проработал 34 года, пройдя путь от «молодого, подающего надежды» до заслуженно признанного мастера советской карикатуры. Его остроумные сатирические рисунки известны многим, они и сегодня интересны и узнаваемы. Однако Андрей Крылов не только талантливый карикатурист, но и живописец со своим узнаваемым почерком. За свою богатую на разнообразные события жизнь художник посетил множество стран и из каждой он обязательно привозил живописные впечатления, которые сегодня сложились в персональную выставку «Путешествие по миру с Андреем Крыловым».

 

Перед зрителем откроются просторы родной страны от суровой Чукотки до солнечных пляжей Причерноморья. Неспешно прогуливаясь по небольшим улочкам узбекских городов и преодолевая извилистые тропы гор Таджикистана, путешественнику предстоит ощутить своеобразный колорит советского Востока. Затем зрителя ждет Италия: классический Рим с его роскошными виллами и романтическая Венеция, соборы которой окутаны наполненной солнечным светом прозрачной дымкой. Яркие краски венецианского карнавала подготовят к встрече с жизнерадостной и гостеприимной страной Кубой. А одним из последних впечатлений художника стал Амстердам. Каждый раз Андрею Крылову удается не только тонко уловить и передать в красках самобытный облик каждой страны, но и наполнить его неизменными для творчества художника оптимизмом и жизнелюбием.

 

Академик Российской Академии художеств.

 

www.krylovandrey.com

 

 

А. Крылов в мастерской
 
Мы нередко произносим крылатое выражение Владимира Маяковского «О времени и о себе», когда хотим подчеркнуть неразрывную связь художника с событиями своей эпохи, органичную сопричастность его интересам, проблемам и заботам общества, в котором он живет и творит. Надо ли доказывать, что это в полной мере (и, может быть, в первую очередь) относится к художникам публицистической гра¬фики — политической сатиры и плаката, произведения которых трудно себе пред¬ставить, понять и оценить вне породившего их времени.
Политический карикатурист всегда на переднем крае общественной жизни. Зорко следя за всеми, что происходит в мире, он постоянно находится в состоянии боевой готовности к оперативному творческому отклику на зло¬бодневные факты и явления, ни на шаг не отставая от времени, от продикто¬ванных этим временем задач.
Это требует от художника-публициста не только обостренности восприятия, но и в не меньшей степени особого сатирического мышления, умения быстро и безошибочно найти убедительное сюжетное решение, точный и интересный пластический образ, смешную интерпретацию фактов, удачную и веселую гиперболу, остроумный и неожиданный «ход». А если сказать короче и проще что художник-сатирик должен быть талантлив.
 
Андрей Крылов пришел в сатиру тридцать лет назад, робко переступив порог журнала «Крокодил», и, пройдя все положенные этапы развития, начиная от «молодого, подающего надежды», заслуженно стал признанным, одним из ве¬дущих мастеров советского сатирического рисунка, почти уже «маститым»… Мне хочется попутно отметить, что активная и деятельная натура Крылова не позволила ему быть «просто» художником. Его глубоко интересуют всё проблемы и дела сатирического «цеха», повседневная и многообразная практика этого беспокойного жанра, во все детали которого он неутомимо и энергично вникает.
Будучи членом редакционной коллегии «Крокодила», заместителем предсе¬дателя комиссии по сатире Союза художников СССР, председателем бюро художников печати Союза журналистов СССР, членом изосекции Союза советских обществ дружбы, неся еще великое множество всяческих общест¬венных обязанностей, он как рыба в воде чувствует себя в неуемной сутолоке заседаний и обсуждений, выставочных комитетов и международных жюри, творческих поездок и деловых командировок, семинаров и симпозиумов, уделяя этому такое количество времени и сил, что становиться непонятно, когда он успевает рисовать. А между тем из-под его карандаша и кисти постоянно и очень часто выходят отличные карикатуры, злободневные, остроумные, без промаха бьющие в цель.
Крылов успевает быть участником десятков всесоюзных и групповых выставок. Персональные выставки его работ не раз достойно представляли советское сатирическое искусство за рубежом в Венгрии, ГДР, на Кипре и др. В своем сатирическом творчестве Крылов исходит из известного положения, что «смех — дело серьезное», правильно понимая его как гражданственную пози¬цию советского карикатуриста. Сатира, бесспорно, должна быть смешной, иначе она перестанет быть сатирой. Но серьезными должны быть ее цели, общественно-полезными ее задачи, партийной — ее направленность. И дея-тельность Крылова-сатирика целиком отвечает этим принципам. Его рисунки смешны,’НО художник никогда не опускается до дешевого комиксования. По-серьезному, не размениваясь на мелкое трюкачество, он точно, остроумно и весело раскрывает в рисунке свою сатирическую мысль. При этом следует подчеркнуть высокую культуру его художественной манеры — строгий, четкий штрих, лаконичная и ясная композиция, хороший вкус цветового решения. Крылову органически чужды, не побоюсь сказать, ненавистны всяческая «модная» инфантильность, расхлябанность, неряшливость рисунка. Его изобразительный стиль — это продолжение лучших реалистических традиций сатирической графики. Пройдя сквозь неизбежные в творческой биографии любого художника влияния, он обрел свое собственное, четко узнаваемое лицо, свой индивидуальный почерк как в злой разящей сатире, так и в спокойном, добродушном юморе.
Для искусства Андрея Крылова характерно оптимистическое, светлое виде¬ние действительности, сочетающееся с естественным для советского художни¬ка стремлением бороться оружием сатиры против всего, что омрачает эту действительность. На этом благородном пути художника-бойца он достиг немалых успехов. Я уверен, что они ждут его и в дальнейшем.
Март-1981  г.                                                                                                        Бор. Ефимов
 
 
 
Крылов Андрей Порфирьевич
Андрей Порфирьевич Крылов родился 22 октября 1929 г. в Москве, в семье известного художника Крылова П. И
Окончил московскую среднюю художественную школу, затем Московский государственный художественный институт им. В. Н. Сурикова со званием – художник-живописец.
С1952 г. А. П. Крылов начал активно сотрудничать с журналом политической сатиры «Крокодил», сначала в качестве карикатуриста, а впоследствии члена редколлегии и главного художника журнала. Талантливый шарж, бичующий гротеск, полити¬ческая сатира. Он – художник-карикатурист.
Окончив в 1955 г. институт, А. Крылов работает в Дрезденской галерее (Германия) над копией портрета Веласкеса, одновременно выступая на страницах немецкого юмористического журнала «Ойленшпигель».
 
В 1957% Андрей Порфирьевич Крылов был принят в Московский союз художников.
С1977 по 1987 г. Крылов был представителем от Советского Союза в международном жюри Кубинских Биеннале.
 
Андрей Крылов участник более 80 выставок как в России, так и за рубежом. Персональные выставки его работ не раз достойно представляли русское классическое искусство за рубежом. При этом следует подчеркнуть высокую культуру его художественной манеры, строгий, четкий мазок, лаконичную и ясную композицию, хороший вкус цветового решения.
Можно смело сказать, что он один из талантливых продолжателей традиций реалистической школы русских художников.
В 1980 г. ему было присвоено звание «Заслуженный художник России».
С1990 по 2002 г. А. П. Крылов вел мастер-класс в Германии живопись, рисунок, композиция). Андрей Порфирьевич много путешествовал по нашей стране и за рубежом. Его пейзажи различны по мироощущению, восприятию тихих красок России, солнечного сияния Крыма, Кавказа, таинственных очертаний архитектуры Средней Азии, а также неповторимой по характеру природы Италии, Болгарии. Написанные с натуры пейзажи Крылова имеют вполне законченный характер, заключая в себе мир разнообразных ощущений и открытий.
Множество работ художника находятся в музеях и частных собраниях России, США, Германии, Голландии, Кубы, Болгарии и др.
В настоящее время Андрей Крылов живет и работает в Москве.
Целеустремленность и неутомимость, присущие его творчеству, – залог его дальнейших работ.
 
 
———-
Андрей Крылов пришел в карикатуру из живописи. Окончив по живописному факуль­тету Художественный институт имени Сурикова, пройдя творческую практику в музе­ях Италии и в Дрезденской галерее, молодой художник подавал немалые надежды как будущий мастер портрета и пейзажа.

И вдруг мягкий, добрый, очарованный красотой окружающего мира живописец скромно отступает на задний план, безропотно уступая место острому беспощадному, язвительному сатирику. Многоцветная палитра и кисти в руках Андрея Крылова сме­няются остро отточенным, метко разящим карандашом карикатуриста. Что же произошло? Зов предков? Внезапное пробуждение сатирических генов? Уле­чение оперативной динамикой карикатуры?

Предоставим докторам и кандидатам искусствоведения анализировать эту метамор­фозу А мне лично представляется, что важна в данном случае не причина, а следст­вие: советская сатирическая графика получила остроумного, изобретательного, вдум­чивого художника.

Выражение «смех — дело серьезное» уже стало привычным и традиционным. Его, однако не следует понимать так, что сатирик-публицист обязательно должен быть нахмуренным, неулыбчивым, тяжеловесным, чурающимся веселой шутки, комическо­го гротеска, юмористической гиперболы. Отнюдь нет — сатира, бесспорно, должна быть смешной! Но серьезной должна быть ее цель, полезной — ее общественная за­дача, гражданственной — ее направленность.

Я считаю, что Андрей Крылов именно так понимает роль и назначение сатирического искусства. Его рисунки смешны, но художник никогда не зубоскалит, не превращает сатиру в дешевое комикованье. По-серьезному, не размениваясь на мелкую монету, он точно, остроумно и весело воплощает в карикатуре свою сатирическую мысль. Мне хочется при этом подчеркнуть высокую культуру его изобразительной манеры — строгий, четкий штрих, лаконичная и ясная композиция, хороший вкус цветового реше­ния. (Сказывается все-таки живописец!)

Андрею Крылову органически чужды, не побоюсь сказать, ненавистны всяческая «модная» небрежность, расхлябанность, неряшливость рисунка. Его художественный стиль — это продолжение лучших реалистических традиций сатирической графики. Крылов уже не принадлежит к категории «молодых и начинающих». Сейчас он являет­ся художником среднего поколения, имея за плечами немалый художественный опыт. Согласно неумолимым законам природы, его в обозримом будущем станут именовать «маститым», а там, смотришь, зачислят и в «старую гвардию». Время-то быстро идет! Его художественное мастерство будет, несомненно, расти и совершенствоваться, зор­че станет глаз, увереннее рука. И вместе с тем, я уверен, он никогда не утратит не­посредственность и свежесть сатирического видения, непреходящее творческое беспо­койство и высокую взыскательность к своей работе — все те прекрасные качества, ко­торые характерны для его искусства и сегодня.

 

Борис Ефимов, народный художник СССР

 

Из серии “Мастера советской карикатуры”; изд. “Советский художник”; Москва; 1997 г.

 


Leave a Reply

12 + nine =