Козлинский Владимир / Kozlinskiy Vladimir

Сатирическая графика составляет лишь одну сторону сложного и многогранного творчества Владимира Ивановича Козлинского (1891—1969). Крупнейший театральный художник, участвовавший в оформлении более чем тридцати спектаклей в театрах Москвы и Ленинграда, профессор, многие годы возглавлявший кафедру рисунка в МВХПУ (Московском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной) и воспитавший многих мастеров графики, ученый, оставивший пятитомный труд «Русский костюм (1750—1917 гг.)» и недавно изданное исследование «Художник и театр», талантливый иллюстратор книг В. Гюго, М. Салтыкова-Щедрина, Ю. Олеши, А. Грина и многих других авторов, В. И. Козлинский внес большой вклад в развитие советского сатирического рисунка.
 
Читатели «Крокодила» старшего поколения помнят острохарактерные, пластично-выразительные карикатурь! В. И. Козлинского, печатавшиеся почти в каждом номере журнала. Двадцатые годы — время его активной работы в сатирических изданиях. «Прожектор», «Бич», «Бузотер», «Чудак», «Смехач» — ни один из этих сатирических журналов не обходился без талантливых рисунков В. И. Козлинского с их необычным поворотом темы, неожиданной ситуацией, остроумной подписью. Художник привнес в свою журнальную деятельность огромный опыт работы над агитплакатами первых лет революции и «Окнами РОСТА», которые он выпускал вместе с В. В. Маяковским, размах театрального декоратора и отточенное мастерство книжного графика. В шутливой биографии из «Энциклопедии «Бегемота»(1928 г.) одной из «трех характерных особенностей В. И. Козлинского» называется «хороший вкус».
 
И, действительно, сатирические листы Козлинского отмечены большим вкусом. При всей гротесковой заостренности они продолжают оставаться произведениями большого искусства. Они поражают разнообразием художественных приемов, свежестью решений, композиционным мастерством. Художник пользуется свободной, размашистой перовой линией и большими контрастными акварельными пятнами, мгновенным карандашным штрихом и тщательно проработанной техникой «сухой кисти», создает виртуозные рисунки пером и свободными живописными «отмывками», смешанными техниками кисти, пера и акварельных «подцветок».
 
В. И. Козлинский создает целую галерею сатирических образов, бичует бюрократов и взяточников, пьяниц и тунеядцев, хулиганов и подхалимов, обывателей и мещан, нерадивых чиновников и карьеристов, растратчиков и авантюристов. Художник создает отвратительный тип «нэпмана», тупого и самодовольного, ограниченного и пошлого. Художник, обладая большим даром сатирического обобщения, саркастически клеймит все старое, отживающее, доставшееся в наследство от старого режима, мешающее росту нового, советского человека. В сатирических листах В. И. Козлинского немалую роль играет отдельная деталь, тщательно отобранная и определяющая эффект воздействия. Это типаж, прическа, костюм персонажей, мебель, интерьер здания, даже какая-нибудь вывеска — все скупо, ненавязчиво и точно указывает зрителю на место и время действия, создает яркий и впечатляющий образ.
 
Сатирические листы, созданные В. И. Козлйнским в 20—30-е гг., давно стали классикой. И, несмотря на то, что их отделяет от нашего времени несколько десятилетий, они продолжают воздействовать благодаря активной непримиримости ко всему косному, еще встречающему в нашей действительности.
 
Л. ДЬЯКОВ
 
ШУТЛИВАЯ БИОГРАФИЯ ИЗ «ЭНЦИКЛОПЕДИИ БЕГЕМОТА»
ЛЕНИНГРАД, 1928 г.

ОТЛИЧНЫЙ АППЕТИТ
Владимир Иванович Козлинский родился в Кронштадте. Будучи обвеян морскими ветрами, он сохранил на веки отличный аппетит.

ХОРОШИЙ ВКУС
Козлинский обладает хорошим вкусом. В детстве у него была француженка. Она страстно любила одного полковника. Желая ему нравиться, она изощрялась в костюме и больше следила за собой, чем за мальчиком. Мальчик же следил за нею, и не мудрено, что с детства у него хороший вкус,

ВЫСОКИЙ РОСТ
Когда он немного подрос (это было на курорте в Карлсбаде), он уже имел любимое занятие: протянув ниточку от дерева к дереву в аллее парка, и, прячась за деревом, он, затаив дыхание, следил, как проходящие лейтенанты теряли свои головные уборы. Так как нитку нужно было протянуть на высоте человеческого роста, то ему приходилось подтягиваться. От этого он так вытянулся, что Мих. Мих. Зощенко может позавидовать его росту. Хотя Зощенко сам не из маленьких. Живет Козлинский в Москве. Человек он рослый, а квартирка у него маленькая. Но не жалуется.

 


Leave a Reply

9 − 2 =