Конашевич Владимир / Konashevich Vladimir

Владимир Михайлович родился в Новочеркасске 7 (19) мая 1888 в семье инженера.

 

Вряд ли предполагал В. М. Конашевич, что станет художником детской книги. Как и другие мальчики, он мечтал быть моряком, строить корабли. Позднее заинтересовался астрономией, музыкой и даже всерьез помышлял стать скрипачом. То было детство, которое прошло в старой Москве. “Затем я захотел стать художником и отдался рисованию с тем же пылом, с которым брался за все раньше и замечательно: все чем я занимался раньше, в моем новом деле очень пригодилось. Всем мальчишкам и девчонкам тоже советую побольше трудиться и мечтать.”

Художественное образование В. М. Конашевич получил в МУЖВЗ (1908-13), где его учителями были К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак. Вскоре после окончания учебы переехал в Петроград, навсегда связав свою жизнь с этим городом. Поначалу он брался за многое, даже служил в пригородном Павловском дворце-музее, из-за чего надолго поселился в Павловске.

Иллюстрировать детские книги Конашевич начал совсем случайно. Это было в 1918 году. Его дочери было три года, она жила с матерью на Урале. Владимир Михайлович в Петрограде рисовал для нее картинки на каждую букву алфавита и посылал в письмах. Один из знакомых увидел эти рисунки. Они ему понравились и была напечатана “Азбука в картинках ” – первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.

С 1920-х гг. его интересы полностью сосредоточились на графике. В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А. А. Фета (1921), затем к произведениям И. С. Тургенева, А П. Чехова, М. М. Зощенко, К. А. Федина и др.; одним из высших его достижений стали иллюстрации к “Манон Леско” аббата Прево (1931). В станковой графике он заявил о себе прекрасными литографскими сериями середины 1920-х гг. – “Павловский парк”, “Павловская шпана”, “Улица”; создал он и ряд интересных гравюр на дереве.

С 1930-х гг. Конашевич почти полностью отдался иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике – тушью или акварелью по китайской бумаге.

Сотрудничая с издательством “Радуга”, затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике “Мира искусства”. Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема. Больше всего его увлекали произведения К. И. Чуковского, которые художник иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах; среди них выделяется роскошный сборник “Сказки”, выпущенный издательством “Academia” в 1935 г. Из-за этой книги Конашевич подвергся, вместе с В. В. Лебедевым, несправедливым нападкам в статье “О художниках-пачкунах” (“Правда”, 1936, 1 марта), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги. И хотя он не расставался с живописью, много иллюстрировал и взрослую литературу, детская книга стала главным делом его жизни. Сказки Андерсена, братья Гримм, Ш. Перро, В. Даля, народные сказки – русские, украинские, эстонские, латышские, и еще английские, французские, китайские, африканские, детские песенки разных народов – все они, а некоторые по многу раз иллюстрированы Конашевичем. И Маршак, и Чуковский, и Андерсен были бы совсем другими писателями без «картинок» художника Конашевича. Такого бурного потока разноцветных фантазий никакой другой иллюстратор детской литературе, пожалуй, не подарил.

В 1941 г. художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провел здесь всю блокаду, работая сначала над воспоминаниями о своем детстве, а потом над иллюстрациями к сказкам Х.-К. Андерсена (1943). После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность. Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику “Плывет, плывет кораблик”, в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками. Затем последовали десятки книг, в их числе “Чудо-дерево” К. И. Чуковского, “Приходи, сказка!”, “Старик-годовик” В. И. Даля. Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина (1961-62). Книга эта вышла в свет уже после его смерти.

peoples.ru

 

1888, 20 мая

Родился в Новочеркасске, в семье служащего. Вскоре семья переехала в Москву, где прошло раннее детство художника.

1897 — 1908
Живет в Чернигове, учится в Реальном училище, берет уроки живописи.

1908 — 1914
Учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, работает в мастерской К. А. Коровина и С. В. Малютина. В 1914 г. за «Портрет Е.П. Скрябиной» присвоено звание художника живописи.

1913
Женитьба на Евгении Петровне Скрябиной.

1914
Рождение дочери Ольги.

1915
На выставке картин в Чернигове выставляет несколько живописных работ. Переезжает в Петроград.

1915 — 1917
Принимает участие в декоративной отделке Юсуповского дворца (вместе с художниками С. В. Чехониным и Н. А. Тырсой).

1916 — 1919
Преподает и руководит мастерской в Школе народного искусства (после революции — Техникум кустарных производств).

1918
Изданы первые детские книги с иллюстрациями Конашевича: «Азбука в рисунках» и «Розовая азбука» (издание Р. Голике и А. Вильборг).

1918—1926
Работает помощником хранителя Павловского дворца-музея, составляет путеводитель по Павловску (ГИЗ, 1927).

1919
Исполняет шрифтовые композиции для памятника «Жертвам революции» на Марсовом поле в Петрограде (архитектор Л. В. Руднев, автор текста надписей А. В. Луначарский).
Руководит художественной мастерской Музея города в Петрограде.
Оформляет издания «Народной библиотеки» Литературно-издательского отдела Наркомнроса (И. С. Тургенев «Бежин луг» и Н. В. Гоголь «Женитьба».
Иллюстрирует первый советский детский журнал «Северное сияние», выходивший под редакцией М. Горького.
Переезжает в Павловск.

1921
Иллюстрирует повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» (изд-во 3. И. Гржебина, 1923) и сборник А. А. Фета «Стихотворения» («Аквилон», 1922).
Первая персональная выставка в Доме искусств (Петроград). Представлена книжная графика за период 1918 по 1921 год.
Оформляет журнал «Среди коллекционеров».

1921 — 1925
Исполняет серию цветных литографий «Павловский парк» (отмечены почетным дипломом на Международной выставке декоративных искусств в Монца-Милане 1927 г.).

1921 — 1930
Преподает в Академии художеств рисунок, руководит литографской мастерской.

1922
Первое выступление за рубежом (Международная книжная выставка во Флоренции).

1922 — 1924
По приглашению А. Н. Бенуа участвует на выставках «Мира искусства» в Петрограде, в 1922 г. избран в члены этого общества.

1920-е годы
Иллюстрирует для издательства 3. И. Гржебина: «Начатки знаний», «Синяя птица», «Радуга»; ГИЗа — детские книги: «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Конек-горбунок» П. Ершова, «Пожар», «Петрушка-иностранец» и «Вот какой рассеянный» С. Маршака, «Муркина книга», «Мухина свадьба» и «Барабек» К. Чуковского, «Игра» и «Миллион» Д. Хармса, «Нос» Е. Шварца и многие другие.
Сотрудничает в детском журнале «Новый Робинзон».

1925 — 1927
Участвует на выставках Общины художников и группы художников «Шестнадцать» в Ленинграде.

1926—1927
Исполняет серии станковых литографий и рисунков: «Павловская шпана», «Улица», «Мелкие рассказы», «К 10-й годовщине Октября». Экспонировались на юбилейных выставках в Москве: «Гравюра в СССР за 10 лет», «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции» на «Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции» и др. Приобретены Третьяковской галереей и Русским музеем.

1926 — 1930
Работает в технике гравюры на дереве, исполняет ряд станковых и книжных гравюр, среди них иллюстрации к книгам «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. Гоголя, «Сказки» А. С. Пушкина, «Степь» А. Чехова и др.

1927
Участвует на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге и на Всесоюзной полиграфической выставке в Москве (присуждены три диплома первой степени).

1929 — 1933
Иллюстрирует для Издательства писателей в Ленинграде, ГИХЛа и «Academia» книги: «Избранные сочинения» А. П. Чехова, «Сирень цветет» Мих. Зощенко, «Стихотворения» Гейне, «Голубая жизнь» М. Горького, «Виринея» Л. Сейфуллиной, «Города и годы» Конст. Федина, «Повесть» Б. Пастернака и др

1930
Персональная выставка работ в Институте книговедения (Ленинград). Представлена книжная графика за период с 1921 по 1930 год.

1931
Исполняет литографии к повести аббата Прево «Манон Леско» для издательства «Academia» (на Всемирной выставке 1937 года в Париже отмечены Золотой медалью).

1932
Вступает в члены Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

1932 — 1933
Участвует на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» (Ленинград — Москва).

1933
Начинает работать в технике туши и акварели на китайской бумаге (пейзажи, натюрморты, портреты).

1934
Персональная выставка в Союзе художников (Ленинград). Представлены работы за 1933 — 1934 годы.

1935
Пишет автомонографию «Сам о себе», одна глава опубликована в журнале «Литературный современник» (1937, № 5).

1936
Участвует на выставке «Советская иллюстрация к художественной литературе за 5 лет» (Москва — Ленинград).

1930-е годы
Иллюстрирует для издательств «Молодая гвардия», «Academia», Детиздат детские книги: «Сказка о военной тайне» А. Гайдара, «Сказки» К. Чуковского, «В гости» Л. Квитко, «Сказки» Г.-Х. Андерсена, «Басни» И. Крылова, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Побежденный Карабас» Е. Данько и многие другие.
Сотрудничает в детских журналах «Еж», «Чиж», «Костер».

1939
Персональная выставка в Союзе художников, затем — во Всероссийской Академии художеств (Ленинград). Представлено более 250 работ за период с 1921 по 1938 год (живопись, акварели и рисунки, книжная графика, литографии).

1941
В начале войны переезжает из Павловска в Ленинград.

1941 — 1943
Пишет «Воспоминания» (опубликованы в журнале «Новый мир», 1965, № 9-10).

1943
Персональная выставка в Союзе художников (Ленинград). Представлено около 300 работ за период с 1921 по 1943 год (книжная графика, наброски из альбома, акварели и рисунки).

1943 — 1944
Работает над оформлением Военно-медицинского музея в Ленинграде, исполняет рисунки для «Атласа переливания крови», пишет портреты военнослужащих Ленинградского фронта.
Иллюстрирует для ленинградского отделения Гослитиздата сказки Г.-Х. Андерсена, С. Маршака, К. Чуковского.
Сотрудничает в журналах «Костер» и «Мурзилка».

1944 — 1945
Выставка произведений В. М. Конашевича, В. В. Пакулина, А. Ф. Пахомова, К. И. Рудакова, А. А. Стрекавина (Ленинград, Русский музей; Москва, Товарищество художников). Представлено более 100 работ Конашевича за период с 1921 по 1944 год (акварели и рисунки, наброски из альбома, книжная графика).

1944 — 1948
Руководит графической мастерской Академии художеств в Ленинграде.

1945
Во Всероссийской Академии художеств защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведческих наук.
Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

1946
Принимает участие в восстановлении Русского музея, публикует статью «Возрожденный музей» («Ленинградская правда», 1946, 22 дек.).

1947
Персональная выставка-просмотр работ в Доме ученых (Ленинград).

1953
Пишет статью «О сказке» (публикуется в настоящем издании).

1955
На художественном совете Детгиза в Ленинграде выступает с докладом «Обложка детской книги» (опубликован в сборнике «Искусство книги», вып. 2-й, М., 1961).

1956
На Всесоюзной выставке книги, графики, плаката в Москве присужден диплом первой степени за иллюстрации к книге английских детских песенок «Плывет, плывет кораблик» в пересказе С. Маршака (М., Детгиз, 1956).

1956 — 1963
Член редколлегии журнала «Костер» и альманаха для дошкольников «Звездочка».

1957
Персональная выставка в Доме писателей (Ленинград). Представлено около 40 станковых рисунков тушью и акварелей 1930 — 1950-х годов.

1958
Персональная выставка в Русском музее (Ленинград). Представлены работы за’период с 1919 по 1958 год, среди них более 120 станковых рисунков и акварелей, более 150 литографий и гравюр, более 600 работ — книжная графика.

1958 — 1963
Детские книги с иллюстрациями В. М. Конашевича: «Дедушка Рох» (1958), В. И. Даль «Старик-Годовик» (1959), К. Чуковский «Муха-Цокотуха» (1960) и «Сказки» (1961), А. С. Пушкин «Сказки» (1963) отмечены дипломами Всесоюзных конкурсов на лучшие по художественному оформлению и полиграфическому исполнению издания.

1959
На Международной выставке искусства книги социалистических стран в Лейпциге присуждена Серебряная медаль за иллюстрации к детским книгам «Плывет, плывет кораблик» и «Сказки старого Сюня».

1959 — 1961
Участвует на выставках советской детской книги в Англии, Японии, США.

1960
За иллюстрации к детским книгам присужден диплом почета Выставки достижений народного хозяйства СССР.
Иллюстрации к сборнику эфиопских сказок «Приходи, сказка» (Л., Детгиз, 1958) переизданы французским издательством «Farandole».
Пишет статью о своей работе в детской книге «Длинный ряд исканий и сомнений…» (публикуется в настоящем издании).

1961
Принимает участие в дискуссии по вопросам книжной графики на страницах журнала «Творчество» («Реплика на статью А. Д. Гончарова». «Творчество», 1961, № 1).

1961 — 1962
Иллюстрирует «Сказки» А. С. Пушкина (М., Детгиз, 1963).

1962
Персональная выставка в Центральном доме работников искусств, (Москва). Представлено более 200 работ за период с 1921 по 1962 год (акварели и рисунки, книжная графика, литографии и гравюры).

1963, 27 февраля
Умер в Ленинграде.

Источник: В.М. КОНАШЕВИЧ «О СЕБЕ И СВОЁМ ДЕЛЕ» (ВОСПОМИНАНИЯ, СТАТЬИ, ПИСЬМА С ПРИЛОЖЕНИЕМ ВОСПОМИНАНИЙ О ХУДОЖНИКЕ), СОСТ. Ю. МОЛОК, М.: «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1968, СТР. 480-490

 

Leave a Reply

4 × 3 =